В начале ноября жители города Бабушкина Кабанского района обратились к главе Бурятии Алексею Цыденову с просьбой помочь им спасти исторический памятник — маяк, что стоит на берегу Байкала, на бывшей пароходной пристани Мысовая.
Чем прославился этот объект, почему он привлекает внимание туристов и из-за чего может рухнуть в воду?
Безмолвный свидетель прошлого
Маяк, о котором идёт речь, построили здесь в 1895 году. Его возведение связано со строительством Кругобайкальской железной дороги — он был частью железнодорожной паромной переправы на Байкале.
Маячная конструкция была аналогична морской: высокая капитальная (кирпич, камень) башня-нога с винтовой лестницей внутри, ведущей в барабан, на смотровую площадку, где помещался светооптический аппарат, работающий на масле или газе.
Сделан он целиком из металла — из прочной сименс-мартеновской стали — одновременно с ледоколами «Байкал» и «Ангара» в Англии кораблестроительной фирмой «Армстронг и К°». «Байкал», кстати, на тот момент был вторым в мире самым крупным ледоколом (уступал «Ермаку»).
Маячные конструкции вместе с ледокольными судами в разобранном виде были доставлены на Байкал, где их склепали русские мастера. Высота маячного огня над землей 8 метров, внешний диаметр опоры-цилиндра около 1,5 метра, внутренний диаметр 1,4 метра, общая высота более 10 метров.
В 1900 году начала свою работу единственная в России Байкальская паромная железнодорожная переправа как часть Транссибирской магистрали. Мощный ледокол-паром «Байкал» перевозил на нижней палубе целые поезда — 25 вагонов с грузами и паровозом с иркутского берега на мысовский. И 18 лет маяк исправно служил ориентиром для судна. Он же стал «свидетелем» его гибели в августе 1918 года.
Осенью 1917 года из пленных жителей Чехии и Словакии создали отряд, готовый сражаться против Австро-Венгрии. Однако через несколько месяцев после принятия присяги они подняли бунт, переросший в наступление и свержение советской власти. После революции ледоколом «Байкал» управляли красноармейцы, оснастившие его пушками и пулемётами. Отступая из Иркутска на безопасное расстояние в Мысовую, гигант был подбит вражеской артиллерией с парохода «Феодосий» и сгорел.
Памятник архитектуры
Маяк же время уберегло. Он так и остался прочно стоять на гранитном подиуме. Туристы заезжали на него во все времена. По винтовой лестнице можно забраться наверх и любоваться красивыми видами Байкала.
В 1983 году Постановлением Совета Министров Бурятской АССР маяк был признан памятником промышленной архитектуры и принят на государственную охрану. Ныне это объект культурного наследия. Активисты выстроили бетонную площадку, чтобы укрепить основание знаменитого объекта. В 1998 году была проведена его реставрация. Территория вокруг мысовского маяка - символ города Бабушкина. Местные жители любят здесь отдыхать.
Вот только не все туристы приезжают просто посмотреть на легендарную башню, у многих из них руки чешутся исписать маяк своими «автографами» в стиле «Здесь был Вася» или нацарапать на нём признание вроде «Маша, я люблю тебя».
Периодически горожане устраивают здесь субботники: убирают мусор и смывают надписи вандалов. Но есть то, что они сделать не в силах: байкальские волны всё больше и больше разбивают бетонное основание маяка.
Площадка, на которой он установлен, представляет собой железобетонную конструкцию площадью около сотни квадратных метров.
— Бетон, видимо, заливали тут по старинке, без арматуры. Вот он и рушится, — подметил один из местных жителей.
Символ морского сообщения по Байкалу
Ещё в прошлом году Народный фронт в Бурятии обратился к администрации Кабанского района с просьбой как можно быстрее включить маяк в собственность муниципального образования и оформить на него охранные обязательства. Обосновано это было так: «Сейчас он сильно разрушен, что вредит имиджу района и его туристической привлекательности, ведь маяк вызывает интерес у путешественников».
— Ещё в 2021 году после осмотра маяка Народный фронт обращался в муниципалитет и в профильное ведомство с просьбой восстановить объект. На тот момент велась работа по проведению кадастрового учёта и постановке маяка в реестр муниципального имущества как бесхозного для дальнейшего оформления охранного обязательства. Однако позже выяснилось, что поставить на учёт маяк не удалось ввиду затягивания данного процесса со стороны муниципальных чиновников, — рассказали в ОНФ.
В 2022 году к работе подключился комитет по госохране объектов культурного наследия. Оттуда направили материалы в суд для постановки объекта на кадастровый учёт и принятия в собственность.
— Требуется проведение ремонта и облагораживания данного объекта. Для нашего региона и для Кабанского района это один из уникальных объектов исторического и культурного наследия, редкий памятник промышленной архитектуры. Поэтому он является очень ценным строением, которое может быть утеряно, если в ближайшее время не будут приняты соответствующие меры. Мы настаиваем на скорейшем проведении работ по включению маяка в собственность муниципального образования и по дальнейшему оформлению на него охранных обязательств. Если маяк сможет вновь зажечь свой огонь, это станет символом морского сообщения по Байкалу, — отметил член регионального штаба Народного фронта в Бурятии Дмитрий Замолотских.
«Память, связующая нить времен и поколений»
Неравнодушными к судьбе маяка остаются и сотрудники Историко-краеведческого музея им. И. В. Бабушкина. Они даже подключились к краудсорсинговой платформе «100 городских лидеров», где подробно изложили свой проект:
— Наша цель — сделать это место совсем другим: величественным, притягательным, защищенным и уютным. Маяк должен вновь зажечь свой огонь — как точка притяжения, как память и связующая нить времен и поколений. Через город Бабушкин проходит федеральная трасса Р-258. Мысовая является узловой станцией Транссиба. Мы возрождаем морское сообщение по Байкалу от нашего причала до соседнего Танхоя и до Листвянки на иркутском берегу. Десятки, сотни тысяч путешественников смогут посетить эту достопримечательность на байкальском мысе, способствуя экономическому развитию города через активизацию туристической деятельности.
Далее следуют пункты, на выполнение которых активистам нужны средства, которые пока им взять негде.
Планируемая очередность работ:
- Расширение основания площадки за счет изменения ее формы (закругления) и бетонирования проблемных частей со стороны озера.
- Покрытие верхней части обновленной площадки цветным бетоном повышенной прочности.
- Ограждение площадки по периметру кованой фигурной решеткой.
- Ремонт фундамента маяка путем восполнения недостающих каменных блоков, цементной замазки швов.
- Установка металлической двери и оконных решеток, препятствующих самовольному проникновению внутрь цилиндра.
- Удаление надписей и красок современными технологиями, сохраняющими материал камня.
- Установка лавочек, светильников, цветников, информационного стенда и сигнального маячного фонаря.
- Обустройство парковки для автомобилей.
- Озеленение территории вокруг маяка.
Как сообщает паблик «Весь Улан-Удэ» в соцсети «ВКонтакте», местные жители, которым дорог этот исторический памятник, в начале ноября написали письмо главе Бурятии Алексею Цыденову с просьбой помочь в его сохранении.
20 ноября появилась информация, что уроженец Бабушкина, писатель Владимир Безбожный встретил главу республики в Москве на ВДНХ, на выставке в павильоне Бурятии и поведал ему о текущей проблеме.
— Встретился там с главой республики А. С. Цыденовым, подарил ему свою книгу «Страницы истории города Бабушкина» с дарственными словами. Открыл страницу, где есть фото этого маяка, и рассказал об аварийной ситуации на берегу Байкала. Он поручил в моём присутствии своему помощнику срочно связаться с соответствующим республиканским министерством и разрешить этот вопрос. Будем ждать результаты, — написал уроженец города в своих соцсетях.