бомжи
4405

Как в столице Бурятии решают проблему людей, оставшихся без крыши над головой?

Ответить на этот вопрос мы попросили полицейского и директора центра «Шанс»

Фото: архив infpol.ru; Н. Соктуева

Уже много лет улицы Улан-Удэ не покидают бомжи и пьяные люди. Летом они ночуют на лавках, просят милостыню и пугают прохожих своим видом и запахом. С приходом зимы их становится меньше, ведь холода и стужа несут серьезную опасность для их жизни и здоровья.

О том, где и почему обитают лица без определенного места жительства, как с ними работают органы власти и кто помогает им начать новую жизнь, - в материале «Информ Полиса».

Возвращаются всегда

Ранее читатели сообщили «Информ Полису», что на автовокзале «Байкал» в Улан-Удэ много нетрезвых людей и бомжей, которые выпрашивают деньги у пассажиров, а иногда и вовсе ведут себя агрессивно, чем пугают туристов. Администрация автовокзала ответила на эти замечания.

— Автовокзал «Байкал» является частной компанией и содержится за счет собственных средств. Оно не является режимным объектом, как аэропорт Байкал и Железнодорожный вокзал. В последних действуют контрольно-пропускные пункты, поэтому и асоциальных граждан там не увидеть. Наши сотрудники и охрана могут выпроводить таких людей только из здания автовокзала, потому что территория на улице, где стоят автобусы, является общественной. Если гражданин нарушает общественный порядок на улице, то охрана автовокзала задерживает его до приезда Росгвардии. Если он не представляет угрозы и не ведет себя агрессивно, то может свободно пребывать на территории, — объяснили в администрации автовокзала «Байкал».

Общественную территорию возле автовокзала регулярно патрулируют посты полиции, Росгвардия прибывает на вызовы. Они могут задержать бомжей по указанным выше нарушениям.

— Серьезных нарушений граждане не совершают, поэтому им назначают административную ответственность и отпускают. Бомжи возвращаются на автовокзал и продолжают вести свой образ жизни: попрошайничают, распивают спиртное и ночуют в соседнем заброшенном двухэтажном доме по ул. Советская, 6/1. На автовокзал в основном приезжают люди из районов республики, они в силу своей сердобольности не могут отказать асоциальным гражданам в помощи. Конечно, мы делаем все возможное для комфортного пребывания, отбытия и прибытия пассажиров, но не все в наших силах, — отмечают представители автовокзала.

Задержания и беседы

Принимаются ли какие-то меры по обеспечению безопасности на автовокзале «Байкал» со стороны городских властей? В ответ на наш запрос администрация Советского района Улан-Удэ сообщает, что территория автовокзала входит в маршрут патрулирования автопатрулей ОБ ППСП УМВД России по г. Улан-Удэ.

— В зону их объезда входят территория автовокзала, улицы Шмидта, Смолина, Советская и Корабельная. Также в октябре 2023 года будет выставлен пеший пост ОБ ППСП управления № 101 для осуществления охраны общественного порядка на территории автовокзала «Байкал» и его прилегающей территории два раза в неделю с 10 до 18 часов. Автовокзал не входит в программу мастер-плана агломерации Улан-Удэ. Прилегающая территория включена в границы комплексного развития территории, в рамках которой планируется создание нового жилья и повышение привлекательности центра города, — пишут в администрации.

Неизвестно, выставлен ли был пеший пост ППСП для охраны порядка на автовокзале в октябре.

В свою очередь в пресс-службе Росгвардии нам ответили, что с марта 2021 года они заключили с ООО «Транспортная группа Байкал» договор о предупреждении и пресечении правонарушений и преступлений с помощью системы тревожной сигнализации.

— Согласно договору, сотрудники вневедомственной охраны при поступлении тревожного извещения осуществляют экстренный выезд на автовокзал «Байкал» для пресечения противоправных действий на объекте. В 2023 году приходило три тревожных извещения, в результате которых пресечено три правонарушения по ст. 20.1 (мелкое хулиганство) КоАП РФ. Четыре человека доставлены в УМВД России по Улан-Удэ для оформления протоколов о совершении правонарушений. Силами наших нарядов самостоятельно пресечено 45 правонарушений на автовокзале по ст. 20.1 и 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения) КоАП РФ. При выявлении лиц, совершивших правонарушения, сотрудники групп задержаний проводят профилактические беседы. Полномочиями по проведению иных форм профилактики правонарушений сотрудники групп задержаний вневедомственной охраны не наделены, — отметили в пресс-службе.

Скучают по вольной жизни

Мы встретились с Баиром Хохоевым, участковым уполномоченным полиции по Улан-Удэ по вопросу обеспечения правопорядка на территории автовокзала «Байкал». Он подтверждает, что бомжи собираются здесь потому, что есть кафе, пассажиры, у которых можно попросить деньги, продукты.

— Ночуют они в заброшенном доме через дорогу от остановки автовокзала. Иногда граждане жалуются на них из-за того, что бомжи находятся в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте, ведут себя агрессивно. Как такового криминала нет. Бомжи не раз привлекались к административной ответственности, а это назначение штрафа, который они не могут погасить. После задержания их выпускают из изолятора временного содержания, а идти им некуда, поэтому они возвращаются на автовокзал. Если задерживать их каждый день, от этого ничего не изменится, — объясняет наш собеседник.

Сотрудниками полиции осуществляется патрулирование мест, где собираются  бомжи, продолжает участковый. Так как в Советском районе один патруль, постоянно находиться на автовокзале они не могут, потому что выезжают по другим вызовам.

— Ранее с центром социальной адаптации бомжей «Шанс» и Минсоцзащиты мы проводили совместные рейды. Бомжи, желающие заселиться в центр, туда уехали. Но там можно находиться только в трезвом виде, многих не устраивают эти правила, поэтому они не желают устраиваться в центр. Кроме того, фермерские хозяйства забирают бомжей в качестве работников. Из практики видно, что долго они там не задерживаются. Скучают по вольной жизни, не устраивает зарплата, их могут обмануть. Бомжи возвращаются на автовокзал, потому что там их знакомые, можно прожить и напиться, — делится Баир Хохоев.

Участковый общался с директором автовокзала на тему о найме ЧОПа, но заключить договор они могут только на охрану внутри здания. Территория автовокзала является общественным местом, поэтому не каждый ЧОП возьмется там работать, ведь у них нет полномочий выгонять оттуда бомжей.

— На железнодорожном вокзале закрытая территория, есть линейный отдел полиции, который занимается всеми преступлениями вблизи вокзала. На автовокзале пока такого нет. Для решения этой проблемы нужен комплексный подход: с бомжами должны работать психологи, необходима помощь в оформлении документов, их содержание. Еще раз поговорю с директором «Шанса» и Минсоцзащиты, может быть, они упростят оформление документов или государство на себя возьмет это. Пришла зима, не дай бог, люди будут там замерзать, — добавляет Баир Хохоев.

Шанс для каждого

Автовокзал «Байкал» не единственная точка притяжения бомжей в Улан-Удэ, и эта проблема общая для всего города. Нередко попрошаек и пьяных людей можно встретить на Арбате, бульваре Карла Маркса, возле торговых центров и остановок, то есть там, где много людей, которые могут дать денег, купить еду или выпивку.

Так кто и как помогает уменьшить число бомжей на улицах Улан-Удэ? Этим занимается республиканский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятия «Шанс». Мы побывали в центре, который в последние несколько лет находится в бывшем задании гостиницы на ул. Бабушкина.

На месте нас встретил серый двухэтажный объект в форме буквы L с черным ажурным забором, оставшимся от прежнего владельца. Есть два входа, над главным из которых красуется большая красная вывеска «Шанс». Вход на цокольный этаж предназначен для впервые прибывающих. Здесь они отдают свои вещи, моются в душе, получают новую одежду и проходят в жилую зону.

Здание имеет 68 койко-мест, комнаты на две и четыре кровати, в каждой из которых есть собственный санузел. Блоки комнат оборудованы собственными кухнями, также есть две гостиные с телевизором и библиотека. Директор центра Сергей Жамцаев встречает нас в своем кабинете, украшенном различными наградами учреждения.

— В 2014 году вступил в силу Федеральный закон № 442 и определил понятие «нуждаемость». Каждый человек, который нуждается в социальной помощи, может обратиться в наше учреждение, и мы предоставим те услуги, которые у нас имеются. Услуги носят заявительный характер, без заявления услуга не может оказываться в принципе. Согласно нашим правилам, мы принимаем заявление как от самих граждан, так и от других учреждений и ведомств, в том числе МВД. Мы можем выехать на место и проконсультировать человека. Чаще всего обращаются те, кто не имеет собственного жилья или возможности оплачивать съемное, — рассказывает наш собеседник.

В «Шансе» оказывают два вида услуг: срочные социальные услуги и социальные услуги по индивидуальной программе. Первые оказываются в момент обращения, и человек может проживать в центре до шести месяцев.

— По индивидуальной программе социальные услуги разрабатываются отделами социальной защиты населения по государственному стандарту. Проживать можно весь срок действия программы — обычно до трех лет. В рамках этой программы мы оказываем социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-юридические, социально-трудовые и социальные услуги в целях повышения коммуникативного потенциала гражданина. Все эти услуги делятся на множество других, — объясняет Сергей Борисович.

Центр оказывает полустационарное социальное обслуживание, то есть только днем или ночью: с 18 до 8 часов или с 8 до 18 часов. «Шанс» как государственное учреждение ежегодно получает госзадание и финансирование на его выполнение.

— Госзадание мы стабильно выполняем. Принимать людей мы можем согласно санитарным правилам. Направляем человека для бесплатного прохождения медицинского обследования в поликлинику к закрепленному за нами участковому врачу. После получения результатов анализов мы оказываем услуги. Единственное правило — быть здоровым и трезвым. Мы принимаем людей даже без документов, — отмечает директор. — Каждого проживающего мы относим к одной из двух категорий: работа с трудоустройством или установлением пенсии. В первом случае мы помогаем восстановить документы, официально трудоустроиться, если есть возможность, то человек снимает жилье либо остается у нас. Во втором случае мы также помогаем восстановить документы, назначить пенсию по старости либо установить инвалидность с назначением пенсии, получением средств реабилитации, а нуждающихся направляем в дома-интернаты для стационарного социального обслуживания, то есть круглосуточного.

По вопросам лечения можно обратиться в Республиканский наркологический диспансер. Телефон приемного покоя (госпитализация в стационар): 8 (3012) 42-75-29 (круглосуточно).

По словам Сергея Борисовича, центр не может нести ответственность за весь город, потому что одни бомжи уходят в «Шанс», а на их место приходят другие. Чаще всего это горожане, лишившиеся социальных связей и жилья из-за асоциального образа жизни.

— Другая категория — люди, приехавшие из районов Бурятии и других регионов. Здесь они не реализовывают свои планы, постепенно оказываются на улице и обращаются к нам. Обратиться может каждый, но не факт, что будет у нас проживать. Иногда человек переночует, а завтра уже попрошайничает и пьянствует. И это может продолжаться до тех пор, пока он не утратит способности к самообслуживанию и принятию решений. Допустим, пострадает от суровых условий улицы и станет инвалидом или попадет на принудительное лечение в наркологический диспансер, например, с белой горячкой, — разъясняет наш собеседник.

В заключение Сергей Жамцаев добавляет, что специалисты «Шанса» участвуют в рейдах по выявлению бомжей с МВД. Практически все они знают о центре, но находятся в алкогольном опьянении.

— Так как они не желают менять свой образ жизни, то проживать трезвыми у нас не хотят. До того момента, пока у человека не появится желание что-то изменить, мы ничего сделать не можем: не можем насильно у себя удерживать и оказывать услуги. Наркологи-психиатры говорят, что перелом этой ситуации — длительный процесс, результат бывает не стойкий и должен постоянно поддерживаться, — резюмирует директор.

Выходит, что проблема с бомжами, которые разгуливают по всему городу, практически не решаемая. Принуждать их лечиться, устраиваться в центр «Шанс» и работать никто не имеет права. И даже если кто-то из них берется за ум, на их место всегда приходят другие. Очевидно, что для решения этой проблемы нужны комплексный подход и радикальные меры в законодательстве. Однако будут ли они проведены — неизвестно.

Справка infpol.ru
По данным Минсоцзащиты Бурятии, в центре «Шанс» сегодня социальные услуги получают 62 человека. За девять месяцев 2023 года учреждение оказало услуги 432 людям, из них 346 мужчин и 86 женщин. 16 гражданам восстановлены документы, шестерым установлена инвалидность, 20 трудоустроены, 31 госпитализирован, 27 устроены в дома-интернаты. В 2022 году «Шанс» оказал социальные услуги 701 человеку, из них 516 мужчин и 185 женщин. 55 гражданам восстановлены документы, 12 установлена инвалидность, 53 трудоустроено, 60 госпитализированы, 49 устроены в дома-интернаты. АУСО «Шанс» принимает заявления о получении социальных услуг от граждан лично либо по ходатайствам УФСИН России по РБ, МВД по РБ, глав поселений. Тел.: 8 (3012) 43-58-32.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях