Аяна Очирова (имя изменено. – Прим. автора) никогда не попадалась на уловки нечистых на руку людей. Девушка с подозрением относится к звонкам с незнакомых номеров и разного рода розыгрышам. Однако в этот раз чуть не клюнула на предложение... обучиться финансовой грамотности.
Аяна хочет предупредить земляков о новом виде мошенничества, с которым столкнулась буквально на днях. Девушка говорит, что люди на том конце провода очень убедительны. Если обычно аферисты звонят по телефону или пишут с фейковых аккаунтов в соцсетях, то теперь уверенно общаются с потенциальными жертвами по видеосвязи. Это сбивает с толку, признаётся Аяна, ведь ты не просто слышишь голос, но и видишь реального человека.
– Мне позвонили и сказали, что в связи с открытием филиала в Улан-Удэ компания «Практик», которая занимается бухгалтерскими и юридическими услугами, разыгрывает десять сертификатов, – рассказывает Аяна. – Что это за сертификаты, они не знают, это станет известно при созвоне с их менеджером по «Скайпу» или «Зуму». При мне их менеджер, который представился Марселем, вскрыл конверт. В нём был «золотой» сертификат на 10 занятий по обучению финансовой грамотности, одно из которых теоретическое, другие девять практических, плюс подписка на их телеграм-канал, в котором всего 200 с чем-то участников. Меня почему-то на тот момент это не смутило. Я подумала, что они только-только начинают раскручивать канал. И третье – предложили помощь в финансовом планировании. Для меня это очень важный момент, наверное, как и для многих людей – как планировать и зарабатывать. Я надеялась узнать какие-то полезные «фишки».
Важный момент, подчёркивает Аяна, - все инструменты, о которых говорил собеседник, реально существуют, что тоже усыпляет бдительность: кошелек «Бинанс», приложение «Метатрейдер», ссылки на источники в СМИ.
Аккуратно уводил разговор, игнорировал вопросы
По словам улан-удэнки, Марсель вёл себя уверенно, у него была грамотная речь и убедительная манера общения. Хотя сомнения у Аяны появились с самого начала.
– Одно дело, когда говоришь по телефону, а другое, когда видишь лицо человека. Складывается полное ощущение доверия, при этом у собеседника грамотная речь, он разбирается в теме, – объясняет девушка. – По «Скайпу» мне сообщили, что обучение бесплатное и что они закрывают какой-то государственный контракт, куда в том числе входит образовательная деятельность. Предлагалось обучаться в день по часу-полтора. Изначально было предположение об обмане, но я подумала, что это стандартная воронка продаж.
Смутило Аяну и то, как собеседник отвечал на её вопросы и просьбы. При этом молодой человек пытался расположить её к себе. Эти едва уловимые моменты девушка раскусила сразу, но виду не подавала.
– Причём мои мелкие просьбы почему-то не выполнялись. Например, я просила ссылку на их сайт. Марсель отвечал, что обязательно скинет, а потом аккуратно уводил разговор в сторону. Только после четвёртой просьбы через несколько дней (!) мне скинули наконец сайт компании. Марсель обмолвился, что все его клиенты, у которых что-то получается, скидывают ему видеокружочки в Телеграме – отзывы с благодарностью. Я сказала, что это здорово, и попросила показать мне хотя бы последнее такое видео. Но он сразу ответил вопросом: «Ой, скажите, пожалуйста, у вас же мой новый телеграм-аккаунт? Просто телеграм же блокировали» – якобы поэтому ничего показать он мне не может. В общем, все эти мелкие проступки с его стороны я складывала себе в копилку, – говорит Аяна.
«Предлагают бесплатную услугу, а потом начинают впаривать»
Девушка прошла практическое обучение на платформе для торговли на финансовых рынках, в тестовом режиме позанималась трейдингом на демосчёте. Но ей было интересно понять, как это будет с настоящими деньгами.
Аяна сказала Марселю, что предложение её действительно заинтересовало и она хотела бы попробовать.
– Потому что я за день закрывала несколько сделок с положительным балансом, – объясняет улан-удэнка своё решение. – Но если заходить, то нужно с хорошей суммой, потому что есть определённые риски и с маленькими деньгами смысла идти на сделку нет. Тогда Марсель сказал, что может помочь мне оформить кредит. Спросил, хороший ли у меня кредитный рейтинг. Я почувствовала, что меня это уже напрягает, но ответила. Он сказал, что мой рейтинг не хороший, а выше среднего и что у них есть человек в Сбербанке, который может мне чуть-чуть «подшаманить» с рейтингом, чтобы мне дали кредит. Я ответила согласием, чтобы посмотреть, насколько далеко мы зайдём (смеётся). Он тут же оговорился, мол, нужно будет заплатить тому человеку 10 % от той суммы, которую мне одобрят. Так наш разговор дошёл до того, что я попросила время до завтра. А сама планировала пошерстить Интернет, проверить, что это за контора. И тут началось психологическое давление. Марсель торопил меня, ставил временные рамки, давил на больное: «Вы хотите или нет? Хотите съездить с детьми за границу? Хотите купить то-то и то-то?» Стал играть на эмоциях. Когда тебе предлагают услугу, ценную, но при этом бесплатную, а потом начинают что-то впаривать, сильно дорогое, это наталкивает на сомнения.
Закончив разговор с настойчивым собеседником, Аяна начала собственное расследование.
Вышла на реальную фирму
По словам нашей героини, проверить компанию в Интернете для неё не составило труда. По ходу дела у девушки возникло немало вопросов к Марселю.
– Я начала пробивать эту компанию, ИНН, ОГРН, контакты. Выяснилось, что она действительно существует, у неё хороший прирост в выручке и чистой прибыли. Также у Марселя я спрашивала о расположении их головного офиса, он ответил, что в Москве. Тогда я проверила и уточнила, какой у них бизнес-центр на Оружейном переулке. Он сказал, что компания съезжает оттуда. Фактически же, как я выяснила, они находятся в Самаре. Я написала список вопросов Марселю о том, что меня смущает и что не нравится. Он начал мне настойчиво звонить. Но я не ответила, – рассказывает Аяна.
Через управляющего бизнес-центром в Самаре девушка вышла на реальную компанию. Потому что на сайте фирмы не нашла ни одного номера телефона.
– Тем временем на меня вышел Марсель, стал уводить мои вопросы в сторону, говорил, что лицензирование происходит на международном уровне и российской лицензии у них нет. Хотя на их фейковом сайте есть фото лицензии на образовательные услуги, выданной Москвой. Я пробивала их лицензию на сайте Минобрнауки, конечно же, там такой нет и в помине. Пока я всё это проверяла, мне позвонила юрист настоящей фирмы, которая сообщила мне, что их компания вообще такой деятельностью не занимается. Я отправила ей ссылку на сайт, которую мне дал Марсель, она ответила, что данные на сайте действительно их, но таких услуг они не оказывают, – говорит Аяна.
Также во время обучения девушку проконсультировал внештатный аналитик двух известных банков. Его имя она записала, а потом проверила в Интернете – упоминания такого специалиста нигде не нашлось. Как, впрочем, и самого Марселя, говорит она.
Не дают времени на принятие решения и манипулируют
До того как девушка вышла на реальную компанию, она всё же успела оформить кредит на 1 млн 250 тысяч рублей на пять лет с годовой ставкой 25 %. Но мошенникам деньги не перевела.
– Возможно, я эти деньги верну через месяц, заплатив проценты за первый месяц использования. Или подумаю, куда их можно вложить, раз уж они появились. Рубль крепчать всё равно не будет, – делится Аяна.
По мнению девушки, она наверняка не первая и не последняя, кому позвонили из фейковой фирмы. Но в её случае избежать ошибки помогли дотошность и скептицизм.
– Думаю, это был тупой обзвон в надежде, что кто-нибудь да попадётся. Возможно, мой номер взяли из какой-то слитой базы, – предполагает Аяна.
Как понять, что тебя разводят, спрашиваем мы нашу собеседницу.
– Проверять информацию по максимуму и уметь чувствовать всё на психологическом, интуитивном уровне, – советует она. – Особенно следует насторожиться, когда вам не дают времени на принятие решения, когда вас подгоняют и манипулируют, так сказать, берут тебя горяченьким. Также я просила у Марселя отзывы, потому что для меня они имеют большое значение. Он ответил: «Зачем вам эти отзывы? Люди всякое пишут, они не понимают!» То есть начал меня усиленно отговаривать. Думаю, понял, что я хочу проверить его в Интернете. Благо я знаю, как это сделать: как узнать, насколько давно существует организация, какой у неё оборот выручки и в целом финансовое положение, кто её учредитель, кто директор. Всё это есть в свободном доступе, но, увы, не все умеют этим пользоваться. Если бы у них открылся филиал в Москве, то эта информация должна была быть сразу подана в налоговый орган. Плюс сайт, который они мне дали, вообще без телефонов и каких-либо контактов для обратной связи. Это ненормально. Будьте бдительны!
Аяна поддерживает связь с юристом настоящей фирмы в Самаре. Компания подготовила иск и планирует обратиться в правоохранительные органы.
Психолог о манипуляциях мошенников
Игорь Бадиев, психолог:
– Думаю, многие заметили, как много случаев телефонного мошенничества. Люди переводят на счета мошенников миллионы! Я не в первый раз сталкиваюсь лично с этим явлением. По своему опыту и рассказам друзей и знакомых попытался классифицировать манипулятивные схемы мошенников и выделить эмоциональные механизмы, делающие эти манипуляции эффективными. Оказалось, что усложняются не только сами схемы, сейчас мошенники воздействуют на совершенно иные «элементы психики» своих жертв, чем ещё пару лет назад.
Вот краткий сравнительный анализ основных схем и эмоциональных механизмов:
«Вы выиграли, поздравляем! Оплатите налог». Схема старая и примитивная. Жертва радуется выигрышу и не задумываясь отдаёт сумму, значительно меньшую ожидаемого «выигрыша». Эйфория от неожиданной удачи «отключает» критику. Незначительность «налога» по сравнению с суммой «выигрыша» не включает сомнения. Задача мошенника – добиться выполнения желаемого действия жертвы, пока длится эйфория, иначе жертва соскочит. Отсюда ограничение по времени на «уплату налога».
«Я в беде, помоги!» Есть множество вариаций этой схемы, от взломанного аккаунта до звонка от «следователя», требующего взятку. Схема работает за счёт идентификации жертвы с человеком, которым притворяется мошенник. Мошенник апеллирует к чувствам близости, родства, сочувствия и т. д. Жертва «срывается с крючка», когда обнаруживает обман.
«Это полиция (ФСБ, ГРУ, служба безопасности)!» Именно эта схема сейчас активно используется, и она сложна по тем механизмам, которые задействует. Вариаций здесь тоже много, но есть общая черта – точка воздействия. Эта схема задействует подчиняемость человека. Задача мошенника – вывести жертву из эмоционального равновесия, посеять сомнения. Мошенники говорят, что никому верить нельзя, везде обман, предательство и опасность. Дают чёткие однозначные инструкции властным авторитетным голосом. Сочетание сомнений, недоверия и тревоги на фоне уверенного властного голоса, который чётко говорит, что делать, рождает подчиняемость этому голосу. Мошенник держит контакт как можно дольше, порождая всё больше сомнений и тревог, сохраняя авторитетный голос и чёткость инструкций. Это не гипноз, не транс, не суггестия. Это подчиняемость. Жертва оказывается «на крючке» тогда, когда появляются тревога и сомнения. «Сорваться с крючка» после совершенных первых действий по инструкции самостоятельно крайне сложно, а после первого денежного перевода практически невозможно. По своей сути это работает так же, как интенсивная индоктринация (закладывание определенной идеи в голове человека. – Прим. автора). Лекарство только одно – не подчиняться. Если вам говорят: «Не кладите трубку! Это в ваших интересах»– срочно кладите трубку.
Справка infpol.ru
По данным прокуратуры Бурятии, с начала года в республике количество преступлений, связанных с мошенничеством, выросло на 59,3 %. Преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, стало больше на 54,2 %.