В середине сентября этого года поисковый отряд «Долг» из посёлка Парфино Новгородской области в районе под названием Гвардейские сопки нашли останки нескольких красноармейцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Среди них обнаружили и именной медальон, принадлежавший уроженцу Бурятии.
Через пару месяцев нашлись и потомки этого солдата, среди которых его дочь, много лет искавшая своего отца.
Нужно удостовериться
Поисковик Рустам Гараев рассказал, что кроме медальона рядом с останками бойца были найдены ложка и другие личные вещи. Но самое главное — это личный медальон, внутри которого хранилась трудночитаемая записка с его данными.
— Медальон удалось отсканировать, прочитать через специалистов. Прочитали фамилию — Агафонов, через сайт «Подвиг народа» удалось понять, в какой части он воевал, и поднять журнал боевых действий, чтобы удостовериться, что это действительно этот человек. По журналам всё сходится. В то время когда погиб солдат, эта часть воевала в том районе. Потом начались поиски родственников, — сообщил Рустам Гараев.
Из данных следует, что Агафонов Иван Николаевич родился в 1903 году в Кяхтинском районе. Погиб 17 января 1943 года.
Родственников получилось отыскать к середине ноября. Мы связались с правнуком бойца — уроженцем Бурятии, ныне жителем Краснодара Сергеем Агафоновым.
— Согласно медальону нашли Агафонова Ивана Николаевича. Но надо понимать, что месиво там страшное было, медальон мог в автомате быть, а автомат мог другой боец взять во время горячего боя. Мы хотим произвести ДНК-анализ останков, чтобы быть точно уверенными, потому что Иван Николаевич мне приходится прадедом и, соответственно, прабабушка (его жена) похоронена в 102-м микрорайоне Улан-Удэ на Удинском кладбище. Поэтому есть планы захоронить останки рядом с супругой, — пояснил правнук бойца.
Прилетит дочь из США
Также у красноармейца есть дочь, которая ныне живёт в США.
— Она не помнит его, потому что была маленькой, когда он ушёл на фронт, — рассказывает Сергей Агафонов. — Сейчас Валентина Ивановна проживает в Америке, ей скоро 87 лет. Для неё это очень важное событие, потому что она долго искала отца, собирала все данные, делала запросы, проживая ещё в СССР, до отъезда в США. Если экспертиза покажет, что это действительно он, то для неё это будет очень радостное событие.
Более того, Валентина Ивановна планирует приехать в Улан-Удэ на похороны своего отца, найденного спустя 80 лет. Экспертиза же, которая даст ответы на все вопросы, будет длиться примерно месяц.
— Поскольку опыта такого в жизни не было, мы почитали в интернете, что примерно месяц экспертизу будут делать. И самое главное, что сейчас дочка Валентина Ивановны, Марина, прилетела в Москву и как раз может сдать свой биоматериал, — говорит Сергей. — Мы узнали, что первая ступень — это баба Валя или мой дедушка (но он уже умер) — это 50% совпадения, Марина — внучка — 25%, а если брать меня как правнука, это уже 12,5% вероятности. Всё не так просто, потому что потихоньку ДНК меняется.
Фотографий же Ивана Агафонова, увы, не сохранилось ни у правнука, ни у дочери.
«Информ Полис» будет следить за развитием этой истории.