семья
9697

Жена священника из Бурятии - о многодетности, маленьком счастье и стереотипах

Сегодня, дорогие читатели, мы познакомим вас с нетипичной женщиной и мамой

Фото: личный архив Ольги Шигиной

Ольга Шигина из посёлка Саган-Нур Мухоршибирского района Бурятии - жена священника, многодетная мать, писатель и преподаватель русского языка и литературы. Из толпы её выделяют не только нестандартная причёска, небесный цвет волос и лучезарная улыбка, но и уклад жизни, образ мысли и особая энергетика.

Ольга рассказала «Информ Полису» историю их с мужем знакомства, пути к многодетному родительству и стереотипах о священниках и их семьях.

«Он был странным, не похожим на других»

- Ольга, расскажите, как вы с мужем познакомились? Кто чем занимался на тот момент и чем вы занимаетесь сегодня?

- Мы со Львом познакомились, когда мне было 17 лет, а ему 21 год. Мы оба были вожатыми в пионерском лагере в Заиграевском районе. Оба учились в БГУ. Однажды в сончас я сидела с книгой в комнате вожатых, а Лев проходил мимо. Как он потом рассказывал, ему стало интересно, что я читаю. Он подошёл и спросил меня об этом, и я показала - «Старик и море» Хэмингуэя. Лев очень удивился, потому что это было серьёзное произведение, а не что-то лёгкое. Так мы с ним и разговорились.

А я обратила внимание на Льва, потому что он показался мне странным, не похожим на других. Мы все были молоды и без пар, и парни всевозможными способами пытались произвести впечатление на девушек, а девушки - на парней. Льва же совершенно не волновало, кто и что о нём думает. Он был странно одет, странно выглядел, и было видно, что он делал всё не специально, не напоказ.

Никакой романтической истории у нас на тот момент не завязалось. Он быстро уехал, а мы с девочками остались вожатыми. Я знала, что он служит в храме. Запомнила его номер телефона, а через год, когда мне нужно было пойти в храм, позвонила ему. Там уже и завязалась наша история (улыбается).

Сейчас мой муж - настоятель Саган-Нурского прихода, а я руковожу небольшой семейной школой, в которую ходят мои дети и дети всех желающих. В ней действует читательский клуб. В школе мы беседуем о литературе, поэзии, кино - это больше относится к дополнительному образованию. Сейчас мы делаем новый набор на предшкольную подготовку. Я учу детей читать и писать по методике Русской классической школы - методике Ушинского. Также я учусь в Литературном институте имени Горького на отделении прозы.

Нет ничего интереснее и глубже

- О чём вы пишете, как вдохновляетесь?

- Я пишу прозу и стихи. Но больше всё-таки прозу. Люблю писать рассказы о людях, потому что не вижу ничего прекраснее, интереснее и глубже. При этом люблю писать о настоящем. Каждый мой рассказ о каком-то человеке - это рассказ ещё и обо мне, о том, какой след этот человек оставил в моей жизни, чему научил. Думаю, скоро можно сделать книгу.

Также я регулярно делаю обзоры книжных новинок, их анализ. Помогаю людям понять скрытые посылы того или иного произведения.

- До Саган-Нура вы жили в Кудара-Сомоне Кяхтинского района. Почему решили переехать и почему не в город?

- Я сама из Заиграевского района, Лев из Улан-Удэ. Поскольку мой муж священник, нас по послушанию могут отправить в любое время в любое место. В Кяхтинском районе мы прожили пять лет. Время было сложное, но я с благодарностью его принимаю. Оно научило меня преодолевать и действовать несмотря ни на что.

Много рассказов я написала о людях из Кяхтинского района. В деревне очень мало внешних возможностей, но люди там вырастают внутренне. Два года назад нас перевели в Саган-Нур. Мне очень нравится, что здесь целеустремлённые трудолюбивые люди. Это маленький посёлок, где есть всё для развития детей. Ты выходишь за порог и чувствуешь бурлящую жизнь.

- Вы мечтали о большой семье?

- О большой семье я никогда не мечтала. Когда училась на филологическом факультете, любила работать с книгами, анализировать литературу, мне нравилось в том числе писать самой, выступать, проводить исследования. Я планировала закончить аспирантуру и остаться на филфаке работать. Хотела быть учёным и о детях особо не мечтала. Но всё сложилось немного не так.

Первая наша дочь умерла, и мы со Львом очень тяжело это пережили. Варвара родилась недоношенной и прожила 20 минут. Медицина тогда была на таком уровне, что спасти её не смогли.

Поначалу в материальном плане у нас не всё хорошо было устроено, не было стабильности - это не лучшие условия для рождения детей. Но мы были готовы пожертвовать всем, чтобы дать детям всё необходимое.

Сегодня у нас шестеро детей. Вообще, дети - это ведь история про любовь. Я так устроена, что если люблю, то мне эту любовь хочется выразить. В том числе родить ребёнка (улыбается).

Стереотипами жить легче

- В одном своём интервью вы говорили, что быть женой священника - это встречаться с массой стереотипов. С какими из них вам пришлось столкнуться?

- Да, люди извне, которые мало знакомы с церковной жизнью, имеют больше стереотипов о церкви, чем те, кто внутри неё. Например, мне иногда говорят: «У вас так много детей. Хотя понятно, у семьи священника по-другому никак» - якобы священнослужителям нельзя предохраняться. Для меня это звучит обидно, потому что мои дети, как я уже говорила, - это история про любовь.

Что касается предрассудков и ожиданий, мы с мужем всегда из них выбивались. Лев изначально вёл себя не как все. Как выяснилось, я тоже для него была необычной. Наверное, поэтому мы друг другу понравились. Мы женаты почти 20 лет и всё это время живём вне чужих рамок. Например, наши дети учатся дома, а не в школе. Мы не стремимся к успеху и материальному благополучию. У нас другие цели в жизни, наверное.

Лев и сейчас мне нравится именно поэтому. Вообще у священника тоже есть опасность мыслить стереотипно, но мой муж эту опасность преодолел. Он на жизнь смотрит иначе, немного с другого угла, каждого человека пытается увидеть.

При этом стереотипы есть не только в церковной среде, по отношению к священнослужителям, их жёнам. Они повсюду. Есть определённое мнение, каким должен быть учитель или врач. Я как учитель могу сказать, что это мешает в педагогике: в каждом ученике нужно видеть его неповторимость, индивидуальность, без какой-либо типизации. Так и врачу нельзя подводить пациента под какие-то схемы и таблицы. Потому и легче жить стереотипами, что они жизнь упрощают. Но каждый из нас должен стремиться это преодолеть.

«Думаю, наш брак помог мне в том числе с поиском себя, хотя супружеская жизнь не бывает лёгкой. Но я знаю, что не хочу прожить жизнь и понять, что потратила её на то, чтобы стать такой, какой меня кто-то хотел бы видеть. Это было бы очень обидно».

- Как обычные семьи к вам относятся?

- Мы об этом не думаем. Хотя для многих, наверное, мы живём странно. Когда я была девушкой, хотела обычную семью. Не мечтала о такой жизни, какая у меня сейчас. Я даже хотела выйти замуж за железнодорожника (улыбается). Чтобы он приходил с работы, а я ему готовила ужин, собирала обед на следующий день. Чтобы мы оба работали, а выходные проводили вместе. Чтобы наши дети учились в школе.

У нас жизнь сложилась иначе, и я этому очень рада. Лев стал священником, я - женой священника. Наши дети не ходили в детский сад, а сейчас учатся не в школе, а дома, плюс на нескольких отделениях в школе искусств. Муж не работает по обычному графику, и я не работаю в школе, хотя думала, что именно так и будет. Занимаюсь любимым делом и нахожусь в свободном полёте.

На недавний вопрос своей дочки, чем бы я хотела заниматься, я ответила, что уже счастлива, ведь живу так, как мне нравится, и что каждому надо искать свой путь. Она сказала, что большинство взрослых, у которых она об этом спрашивала, занимаются не тем, чем хотели бы. Думаю, наш брак помог мне в том числе с поиском себя, хотя супружеская жизнь не бывает лёгкой. Но я знаю, что не хочу прожить жизнь и понять, что потратила её на то, чтобы стать такой, какой меня кто-то хотел бы видеть. Это было бы очень обидно.

Накрывает счастьем и верой в жизнь

- Как проходит обычный день вашей семьи? Есть ли особые для вас праздники?

- У нас книжная семья, и мы все любим читать. Каждый вечер перед сном мы с детьми читаем что-нибудь интересное. А если книга затянет, то читаем ещё и за обедом. Кстати, обедать и ужинать вместе - тоже наша традиция.

Ещё по выходным или даже в четверг-пятницу мы зовём к себе гостей. Готовим что-нибудь вкусное, гости тоже приносят. Играем в настольные игры, разговариваем, поём, смотрим фильмы. Это тоже наше маленькое счастье (улыбается).

Несколько раз в месяц ездим в театр. Как и многие семьи, смотрим вместе фильмы. Любим устраивать домашние дискотеки, приглашаем друзей, своих и детей. Папа не участвует, но мы с детьми любим танцевать. Это всегда поднимает настроение.

Самые главные наши праздники - это Пасха и Рождество. К Пасхе готовимся задолго и тщательно. Этот праздник дарит нам столько радости и ликования, что этого счастья хватает чуть ли не на весь год вперёд. Это даже не заслуга нашей семьи, а какой-то дар самого праздника, наверное. Всегда волнуюсь, а будет ли так же хорошо, как в прошлом году? И всегда получается хорошо, потому что тебя словно накрывает счастьем и верой в жизнь. Это необъяснимо и не умещается внутри.

Ещё любим Рождество. Это такой праздник, когда каждый становится ребёнком и снова верит в чудо, ждёт перемен. Мы всегда готовим какой-то спектакль, представление и колядуем. Детишки наряжаются, мы вместе делаем большую звезду, учим песни и поздравления, ходим по домам людей. Сначала по заранее составленному списку, а потом, когда на тебя находит азарт и праздничное настроение, ты уже ко всем прохожим подходишь, всех поздравляешь. И люди нас так хорошо встречают!

- Чем увлекаются ваши дети?

- Все наши дети, кроме младшенькой, играют на баяне. У них, можно сказать, уже состоялся свой ансамбль баянистов. Трое из детей играют на флейте. Одна дочка учится вокалу. Трое детей посещают художественную школу. Две девочки учатся в хореографическом классе. Самая маленькая ходит на рисование в школу искусств. Мы очень довольны саган-нурской школой искусств.

Чтобы нашли свой путь

- Какие жизненные принципы вы прививаете своим детям?

- Для меня очень важно, чтобы мои дети были людьми творческими, с независимым, свободным мышлением. Чтобы они не повторяли за всеми бездумно, а искали свои ответы, не боялись проявлять свои характер и индивидуальность. Чтобы нашли свой путь.

Кроме того, мне хочется, чтобы наши дети были людьми, открытыми миру, не боялись общества и никогда не судили поспешно. Чтобы умели видеть красоту жизни и находить счастье в мелочах. Умели быть счастливыми и благодарными за то, что у них есть. Хочу, чтобы их окружали близкие люди, друзья. Чтобы они умели дарить близким свою любовь и принимать её.

- Некоторые семьи не хотят или хотят, но боятся иметь больше одного-двух детей, ссылаясь на карьеру, недостаток материального обеспечения или времени. Что вы сказали бы тем, кто опасается, переживает, что не справится?

- Вопрос о том, сколько кому иметь детей, в компетенции самой семьи. Никто не вправе уговаривать женщину рожать много детей. Здесь мы говорим о взвешенном решении и планировании семьи. Если семья не может или не считает возможным иметь много детей, это её решение.

Каждая семья сама знает ответ, чувствует, сколько иметь детей.

- Как вы относитесь к тому, чтобы принять в семью ребёнка из детского дома? Много ли у вас знакомых или родных, кто решился на это?

- У нас есть и усыновлённые дети, которые носят нашу фамилию. Для них это не тайна. Наши дети дались нам непросто (родились недоношенными). Принятие ребёнка, формирование взаимной привязанности тоже давались сложно. Но сейчас это мои любимые и родные дети. А вообще я не люблю агитировать за многодетность, уговаривать кого-то взять приёмного ребёнка и уж тем более судить кого-то.

Кстати, некоторые говорят: «Сразу видно, кто из ваших детей усыновлённый. Они не похожи на вас». Для меня это удивительно, потому что и родные дети у нас тоже разные. Так что у нас вся компания разношёрстная (смеётся).

«Когда женщина рожает много детей, она забывает о себе. Опасно, когда этот период затягивается: когда дети вырастают, женщина не знает, кто она. Потому что подменила свою жизнь жизнью детей, забыла, что она не только мать, но и женщина. Нужно находить возможности для себя».

Нам хорошо вместе

- Что самое приятное и самое трудное в том, чтобы быть многодетными родителями?

- Есть много трудностей. Когда женщина рожает много детей, она забывает о себе. Опасно, когда этот период затягивается: когда дети вырастают, женщина не знает, кто она. Потому что подменила свою жизнь жизнью детей, забыла, что она не только мать, но и женщина. Нужно находить возможности для себя.

Большая ответственность в многодетной семье лежит и на мужчине. Ведь он должен зарабатывать и не забывать быть любящим и заботливым отцом и мужем. Этот баланс нужно искать. Многие мои знакомые многодетные отцы – это очень хорошие люди, которых многодетность делает более мужественными, собранными, ответственными и деловыми, а общение с детьми - милыми и мягкими.

Для детей тоже есть риск - не получить достаточно внимания. Хотя по собственному опыту могу сказать, что, наоборот, мы живём очень тесной единой жизнью. Все мои друзья многодетные и живут так же: родители полностью включены в жизни своих детей, разбираются и в музыке, и в театре, и в физике, и спортом занимаются.

Среди минусов - тесно жить бывает, мало личного пространства. Маленькие портят вещи старших, и все портят мои вещи, как правило, это девчонки (смеётся).

А вообще нам хорошо вместе. Мы на именины можем водить хороводы без гостей, очень весело и дружно. Всегда есть взаимная поддержка, старшие занимаются с младшими, заботятся друг о друге. Когда мы собираемся вместе за столом, я благодарю Бога за то, что мы такие счастливые!

«Две жены»

Отрывок из рассказа Ольги Шигиной. Полную версию можно прочитать на личной странице автора во ВКонтакте.

Обед все-таки как-то сварился. А вечером я лежала и думала, что неплохо бы мужу завести вторую жену. Я сладко закрыла глаза и представила раннее утро. Я просыпаюсь от осторожного дребезжания ведер: это Настенька коров пошла доить. Я представила ее: ладная, тоненькая, в сарафане, коса ниже пояса, платочек под подбородком красиво подвязан. Глаза скромно смотрят вниз. И чтобы не перечила, не болтала попусту, права не качала и с хозяйством управлялась. И готовила вкусно. И слушалась чтобы меня. Мужа, то есть. 

И так мне стало благостно. Но тут меня как шилом кольнуло. Это получается я точь-в-точь мужской идеал намечтала... даже холодок по спине пробежал. 

Я же просто искала комфортных условий для себя, и все. Вот что было первично. Так вот оно что! А если искать ту, с которой интересно, если искать не комфорта, а любви, человека искать?

Тут же я увидела девушку: забралась она с ногами на табуретку, сидит за нашим кухонным столом. Одну ногу под себя поджала, другую согнула и рукой обхватила. Волосы из косы выбились. Рассказывает что-то...

***

Когда я на следующий день рассказывала, смеясь, это мужу, то сказала:

- Знаешь, взгляд у нее такой, шальной будто.

- Шальной?

- Ну да. Вдаль смотрит, и будто огонь в них.

- Нееет. Двух писательниц я не осилю, - не то чтобы с печалью, но с грустной иронией сказал муж.  

- Ты гордишься мною? - спросила я после паузы.

- Горжусь. Конечно. Но... - тут муж откинул голову на спинку кресла и словно замечтался о чем-то. 

А я скорей добавила:

- Знаешь, если она будет очень красивая, то мне совсем не страшно, главное, чтобы не очень умная...

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях