Народный Хурал
7640

Вячеслав Дондоков: «У нас очень сильная страна»

Депутат Народного Хурала Бурятии более года провел в зоне СВО

Фото: отдел по работе со СМИ НХ РБ

В сентябре Вячеслав Дондоков был избран депутатом Народного Хурала Бурятии седьмого созыва. Сейчас он приступил к обязанностям заместителя председателя комитета Народного Хурала по социальной политике. И готов помогать уже как депутат тем, кто защищает Отечество на передовой.

Кадровый офицер, капитан медицинской службы, там он спасал жизни солдат, служил командиром передвижной тактической группы медицинского батальона.

— Изначально нас было 34 человека. Занимали подходящее здание в населенных пунктах недалеко от линии боевого соприкосновения, но немного в тылу и на путях эвакуации. Периодически мы меняли место дислокации, так как возникала угроза огневого поражения. За год переезжали четыре раза, это очень хлопотно — перевезти весь госпиталь, но мы делали все поэтапно. В  результате работа не останавливалась ни на минуту.

На войне очень много зависит от первично оказанной медпомощи и от времени, в течение которого раненые будут доставлены до какого-нибудь медработника, желательно фельдшера. От этого зависит, будет ли жить раненый вообще и будет ли в дальнейшем инвалидом или все будет хорошо. Сейчас техники тактической медицины военнослужащие отрабатывают еще во время предбоевой подготовки. Практика показала, что фактически от этого зависит все. Если вовремя кровотечение остановили, то даже если в дальнейшем конечность ампутируют, человек останется живым. Если никто не сможет оперативно остановить кровотечение, обезболить, правильно вынести, то шансов у таких раненых очень мало. Тактическая медицина хорошо себя показала, и ее надо развивать.

Мы не могли себе позволить находиться далеко от прифронтовой зоны, потому что до нас бы солдата не довезли. Любым доступным способом раненых должны довезти до нас, а дальше мы уже ориентировались по обстоятельствам: многих оперировали на месте, потому что без проведения первичных хирургических вмешательств человек бы дальше просто не уехал. Оперировали практически в полевых условиях и готовили к дальнейшей эвакуации.

Современная медицина ценна тем, что мы ставим в строй ребят, которые уже были в бою. Еще опыт Великой Отечественной войны показал, что из тех, кто попал на этап госпитальной базы, более 90 процентов вернулись в строй. Возвращаются в строй ребята, которые уже были в бою, опытные, реально представляющие, что происходит на передней линии. Мы этим и занимались.

 Вячеслав Баирович, что вас побудило поехать добровольцем на СВО?

— Я служил, кадровый офицер. У меня много друзей, которые там воюют. Когда в прошлом году объявили мобилизацию, многие из наших земляков в панике хлынули за границу. Причем уезжала категория, которая при всем желании не попадала на СВО. Я уверен, что Родину предавать нельзя.

 Вячеслав Баирович, недавно вы стали номинантом национальной премии «СВОИМ». Что значит для вас это признание?

— Я просто выполнял свою работу. Делал то, что умею. Есть гордость за своих ребят, которые работают там, в госпитале. Я считаю, что эта премия — результат достойной командной работы всех, кто спасает жизни наших солдат. Награждено очень много достойных ребят, которые проявили себя, волонтеров — тех, кто поддерживает нашу работу в тылу.

 Вы приступаете к обязанностям заместителя председателя комитета Народного Хурала Бурятии по социальной политике. Есть представление о том, чем будете заниматься в качестве депутата?

— Немало лет я отработал в системе здравоохранения. Возглавлял Хоринскую центральную районную больницу, в 2022 году был назначен главным врачом Республиканской больницы скорой медицинской помощи им. Ангапова.  Работая в сельском здравоохранении, приходилось взаимодействовать со всеми службами, министерствами. Прекрасно понимаю, что значит социальная политика. Знаю, как устроена система здравоохранения, проблемы, наболевшие вопросы. В остальные аспекты социальной сферы постепенно погружаюсь. Думаю, что сфера здравоохранения в комитете все же будет больше за мной, потому что мне, как врачу, легче ориентироваться.

— Будете ли вы продолжать помогать военнослужащим, которые решают свои задачи в зоне СВО? Может, в качестве волонтера?

— Если представитель Народного Хурала, избранный депутат от народа, будет причастен к поддержке наших ребят на СВО, то это однозначно хорошо. Всем ребятам нужна поддержка из дома. Я лично готов ездить туда в командировки, так как уже имею представление, как все устроено, всех знаю, дороги, места. Есть такое выражение «Все познается в сравнении». Когда ты даже недолгий промежуток времени посмотришь, как все устроено там изнутри, начинаешь совершенно по-другому относиться к происходящему здесь. Там, на СВО, все по-настоящему — люди, события. Если возникнет необходимость, то буду ездить, организовывать гуманитарные грузы. Неплохо было бы съездить пообщаться с ребятами, спросить, какие проблемы там, какие проблемы здесь, которые они оттуда не могут решить. Конечно, к этой работе хотелось бы привлечь своих коллег-депутатов.  

 Насколько сильно ощущалась поддержка с малой родины, когда вы находились в прифронтовой зоне?

— Поддержка из дома была колоссальная, особенно на первых порах. Ребята из других регионов даже немного завидовали нам. Все восхищались, каким образом организована поддержка Республики Бурятия своим землякам. У Бурятии все массово, организованно, широкомасштабно, начиная от продуктов питания, расходных материалов, заканчивая дронами, машинами. Не многие регионы могут похвастаться таким спектром поддержки.

 На ваш взгляд, всех этих мер поддержки достаточно или чего-то не хватает?

— Я провел там чуть больше года. В самом начале все было по-другому. За год все изменилось в лучшую сторону в плане снабжения, обеспечения. Ребята по-другому относятся к тому, что происходит, научились воевать, адаптировались ко всему происходящему. Я помню, как мы приехали в конце прошлого года, как все было страшно и непонятно. Сейчас разительные перемены. Это уже совсем другая армия. Поддержка жителей Бурятии, нашего правительства хорошая. Нужно продолжать помогать, особенно в плане материальной поддержки: покупки дронов, автомобилей, дизельных генераторов, квадрокоптеров. Все это однозначно надо продолжать закупать, отправлять на передовую. Характер ведения боевых действий в современной реальности другой.

 А что касается медицинского обеспечения?

— Республиканский Минздрав оказывал значимую поддержку в поставке лекарств, расходных материалов для нашего госпиталя. Все наши больницы собирали большие грузы. Люди хотят искренне помочь, думая, что все пригодится. Но может так получиться, что какой-нибудь расходник или лекарство пролежит на складе, и поэтому мы стали передавать там гражданским медикам все, в чем у нас были излишки. Здесь, в гражданской медицине, нормативно-правовые акты, санитарно-эпидемиологические требования ставят медиков в жесткие рамки. Там все намного проще. Если бы наши гражданские медики увидели, в каких условиях мы оперировали, а это практически полевые условия, они бы в обморок попадали.  Главное – спасти человека. Перечень оказываемой медицинской помощи намного проще и, соответственно, необходимого медицинского материала меньше. Даже, наверное, хорошо, что я приехал сюда. Смогу подсказать при сборе грузов именно медицинского назначения, что необходимо.

 Что показал для вас этот год?

— Стало понятно, что на гражданке многие проблемы мы сами себе придумываем и пытаемся потом усердно их решать. Так не должно быть. Надо жить проще.

Я понял, что у нас очень сильная страна. Видимо, что-то подобное нужно было для нас, чтобы вся страна сплотилась вокруг чего-то. Чаще всего история показывает, что народ сплачивается против единого врага и угрозы. Это сейчас и происходит.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях