С 1 по 3 декабря в Улан-Удэ прошёл уже четвёртый по счёту шоукейс-фестиваль современной музыки UU.SOUND, организатором которого выступила Бурятская государственная филармония. В нём приняли участие около 20 молодых исполнителей не только из Улан-Удэ, но и из других городов.
Побывал на мероприятии и журналист «Информ Полиса». Он познакомился с начинающими музыкантами, экспертами в области музыки и узнал, есть ли в Бурятии условия для развития собственного творчества и что для этого нужно делать.
Как всё начиналось
Фестиваль UU.SOUND — это творческий проект директора Бурятской государственной филармонии, а также арт-директора популярного «Голоса кочевников» Наталии Улановой. На пресс-конференции перед его началом Наталия вспомнила, как этот проект с заморской приставкой «шоукейс» появился на свет.
— Шоукейс — новое понятие для страны и для Улан-Удэ, — рассказывает она. — С 2010 года я путешествую по разным шоукейсам. Когда я уходила в отпуск, то всегда ездила на World Music Expo — шоукейс-фестиваль со штаб-квартирой в Берлине, они ежегодно проводят его в разных странах мира. Тогда как раз начинал развитие «Голос кочевников», и мне было интересно искать группы, я ездила, смотрела и впервые в жизни узнала, что такое шоукейс. Это когда в одном месте выступает огромное количество музыкальных коллективов за очень короткий промежуток времени. Там выступают коллективы со всех стран мира. Туда приезжают делегаты — эксперты в области музыки — со всех стран мира: руководители фестивалей, директора лейблов, журналисты, артисты. Фестиваль идёт три дня, и за это время я видела больше сотни групп. И всё это было важно слушать в живую, чтобы понимать, как артисты ведут себя на сцене, какая у них энергия, как публика реагирует.
Идею создать нечто подобное Наталия Уланова привезла домой, в Улан-Удэ. В то время реализовать шоукейс оказалось неправдоподобным из-за отсутствия инфраструктуры для развития музыки — репетиционных точек и музыкальных клубов, поддерживающих авторскую музыку.
Тем не менее в 2020 году в Бурятии состоялся первый UU.SOUND.
— Я написала грант британского консульства, где была указана идея привезти британскую группу. А так как просто её концерта было мало, я написала концепцию, что это будет фестиваль UU.SOUND, посвященный поддержке начинающих групп, а британская группа будет гостем. Грант дали, к нам приехала группа Adwaith, мы пригласили прекрасного артиста Томаса Азиера из Нидерландов и Антоху МС. Тогда UU.SOUND больше был похож на фестиваль, и это не был шоукейс в чистом виде. Сейчас четвёртый UU.SOUND больше похож на истинный шоукейс, когда мы даём возможность и делаем это ради групп, которых на сегодняшний день не знают совсем или знают очень мало. Это не рассчитано на сбор большой аудитории, потому что это делается прежде всего для музыкантов, которые должны получить сценический опыт, чтобы их услышали эксперты из музыкальной индустрии, дали какой-то фидбек (обратная связь. — Прим. авт.), чему-то научили. По сути, это такая лаборатория. Благодаря таким событиям, как UU.SOUND, вырастают будущие звёзды. Мы даём возможность показать себя, — рассказала арт-директор фестиваля.
«Играть как можно больше авторской музыки»
На протяжении всех трёх дней фестиваля до начала музыкальной программы все желающие смогли послушать конференции от опытных спикеров на интересные темы. Начинающие музыканты смогли узнать всё об этапах написания песни, роли музыкальных нейросетей в работе артиста, как создавать тексты песен, грамотно привлекать аудиторию, из чего складывается путь артиста к успеху и многое другое.
Одним из спикеров выступил музыкант и аранжировщик из Улан-Удэ, основатель музыкальной школы «Сила музыки» Владимир Суранов.
— UU.SOUND — это, наверное, один из самых эффективных способов для развития музыкантов, — отметил он. — Это шоукейс-фестиваль, которые в России можно на пальцах сосчитать. Здесь есть возможность не только показать своё творчество в формате короткого выступления, но и получить полезные знания в рамках образовательных конференций и познакомиться с интересными людьми, обменяться опытом. Поэтому такие мероприятия пропускать нельзя. UU.SOUND этим и полезен, в отличие от фестивалей, где задача просто сделать шоу. Редко когда бывает, чтобы какой-то артист попал на фестиваль типа «Голоса кочевников», не пройдя этап шоукейса.
Говоря о развитии молодых музыкантов, наш собеседник отметил, что нужно много работать, отказаться от исполнения чужих песен и не ждать какого-то чуда.
— Многие артисты ожидают признания слишком рано, а слушатель сейчас довольно искушенный, поэтому нужно работать прежде всего над своей музыкой. Я всегда голосую за отсутствие каверов — они могут помешать начинающему артисту. Нужно играть как можно больше авторской музыки, над ней работать, не стесняться, заявлять везде о себе, — подытожил Владимир Суранов.
Нейросети и музыка
Интересной показалась тема «Роль музыкальных нейросетей в жизни артиста», которую привёз музыкальный продюсер из Москвы Михаил Фон Галль. На мой прямой вопрос «Заменят ли нейросети живых музыкантов» гость конференции улыбнулся и ответил:
— Да, есть такой миф. Но это и миф, и реальность, которая уже наступила. Действительно, уже есть какой-то пул продюсеров, организаций, корпораций, лейблов, дистрибьюторов, которые сами используют нейросети. Я их делю на две части: обслуживающие и что-то создающие. Обслуживающие — это, условно, ваши ленты, рекомендации, то, что зашито в движок интерфейса того, куда вы заходите — сайта, приложения и прочее. А есть (в большей степени это генеративные нейросети) развлечение. Условно говоря, вы заходите на какой-то сайт или в приложение, запускаете плагин в своей программе, нажимаете на кнопку, и раз — у вас создалась песня или по тексту создалась картинка — обложка для вашего альбома или сингла. И здесь ничего не произойдёт без вашего запроса, без участия и оценки человека. На данный момент нейросети — это просто как помощник. Они очень давно существуют, просто сейчас набирают обороты. Я уверен, что человек здесь пока что необходим. Лучше воспринимать их позитивно и не думать, что они кого-то заменят.
По словам Михаила, в перспективе нейросети могут заменить копирайтеров, если смогут круто писать тексты. Писать тексты для песен им никто не доверит.
— Пока что в мире восприятие «ай-музыки» и «ай-артистов» очень спорное, потому что есть приставка чего-то роботизированного, ненастоящего. Есть понимание, что у этого нет авторства и поэтому где-то 3/4 населения планеты пока что этому не доверяют. В музыке много примеров, когда «ай-артисты» злят рынок. Большие лейблы уже не просто подписывают контракты с разработчиками, которые таких артистов создают, но и делают их сами. Смысл не в том, что появляются такие артисты, а в том, что этот инструментарий помогает новаторству, как мне кажется. Ты сделал какую-то «рыбу» песни, и у тебя идеи кончились. Ты ввёл запрос, и тебе выдаётся в нотах какое-то развитие мелодии. Это прикольно. Есть нейросети, которые по голосу генерируют инструменты. То есть ты спел, нажал кнопочку, выбрал предложенный инструмент, допустим, гитару, и тебе гитарным звуком выдаётся то, что ты спел. Не умеешь ни на чём играть, а хочешь гитарную музыку делать — пожалуйста. Она за тебя ничего не сочинила, но помогла сдвинуться с места.
Показать творчество миру
Концертную программу шоукейса 1 декабря на сцене концертного зала «Феникс» открыл молодой музыкант Павел Красиков (сценический псевдоним Рыба). Как и все участники UU.SOUND, он выступил с авторскими песнями. Павел поделился секретом того, как ему посчастливилось стать участником фестиваля:
— Спасибо моей девушке Елене. Она вовремя меня окликнула и через «не хочу», через «не могу» дала мне целевую задачу, она отправила мои анкеты, видео с моим участием.
Павлу благоволила сама судьба спеть на шоукейсе, и с задачей он справился, даже несмотря на свалившиеся препятствия.
— Мы отдыхали в Иркутске, моя девушка листала новостную ленту и увидела, что сегодня последний день приёма заявок на UU.SOUND. Время было 11 часов, у меня было только две песни. Мы в срочном порядке обзвонили все репетиционные студии, скачали приложение синтезатора на телефон, в 6 часов вечера арендовали гитару, записали видео, поздно вечером отправили заявку и ждали — авось повезёт! Со временем забылось. Когда опять поехали отдыхать в Иркутск, мне пришло сообщение, что я буду выступать на UU.SOUND. Сначала подумал, что это розыгрыш. Было приятно. Долго готовился. Группу покинул гитарист, и вместо того, чтобы адекватно готовиться к выступлению, я начал поиски музыканта в команду, потому что у меня живая музыка в приоритете как более динамичная, атмосферная, передающая намного больше красок, чем записанный минус. Абсолютно случайно нашёлся гитарист и сразу согласился поработать, — вспомнил участник шоукейса.
По словам Павла, такой фестиваль предоставляет аудиторию, которая по праву оценивает авторское творчество.
— Для меня как для начинающего музыканта это было тем самым толчком, чтобы начать что-то делать. Я занялся тем, что долгое время откладывал. Конечно, хотелось всегда, но я придерживался понятия, что надо изначально делать музыку на каких-либо каверах и потом уже с накопившимся багажом подходить к написанию своего материала, — объясняет Павел Рыба. — UU.SOUND — это для тех, кто хочет показать своё творчество всему миру и мотивирует делать что-либо. Не откладывайте на завтра то, что можете сделать послезавтра, но будьте готовы к тому, что послезавтра будет уже вчера!
Стремление стать известным
Также в этот вечер зрители оценили творчество улан-удэнцев под сценическими именами С.О.Н и Chertowski, послушали гостей из Читы — исполнителя Turvad и группу «Гранатовый сок».
— Нашей группе два года. В названии нет сильной истории, мы просто любим гранатовый сок. Это звучит смачно и радует наш слух, — представляет свой коллектив фронтмен «Гранатового сока» Алексей Киселевский. — Наше творчество в первую очередь для себя, мы пишем историю своей жизни, но хочется, чтобы мы помогали слушателям своими треками, приводили в норму их моральное состояние. Стремимся, чтобы люди о нас слышали. UU.SOUND даст нам как минимум новую аудиторию, потому что мы приехали сюда зацепить людей, рассказать, что в ближайших регионах есть ребята, которые делают классную музыку. Стремление стать известным и показать, кто ты и чего ты стоишь, есть у каждого артиста.
Покорили сердца зрителей новосибирская рок-группа LEONOV и московский музыкант тима ищет свет, который почему-то отрицает прописные буквы не только в названиях песен, но даже в своём имени.
«Поняла, что всё могу»
На второй день фестиваля на сцену вышли «Дара Яра» из Москвы, экспериментально-концептуальный музыкант из Читы Zeroangel, нежное трио из Москвы «А в голове море», гостья из Питера с бурятскими корнями Spelая, певица из Иркутска Ianas pages, яркий участник из Читы Gor Ispir, а также специальный гость фестиваля «Бонд с кнопкой» из Москвы.
Иркутянка Яна в своей группе Ianas pages и певица, и музыкант, и автор, и аранжировщик, и продюсер. Девушка не скрывает, что заниматься творчеством иногда трудно.
— У музыкантов должна быть поддержка. Когда нас видят и слышат, мы понимаем, что мы не одни. Фидбек в любой профессии полезен, но в работе музыканта особо важен, потому что мы люди чувствительные, эмоциональные. Когда ты закрылся в комнате и пишешь свою музыку, кажется, что ты один. UU.SOUND помогает и показывает, что поддержка есть. Я немножечко приуныла в последнее время: всё кажется трудным, всё это продвижение... Соцсети они такие: ты должен не только выступать, но и быть одновременно смм-менеджером. А ты просто хочешь музыку писать. Здесь дают все эти инструменты, и это очень здорово. Полезно для молодых музыкантов, которые не понимают, что делают, и для взрослых, как я, которые поздно начали, — признаётся Яна.
Поёт же девушка на двух языках.
— Песни на русском я начала писать только в мае этого года, потому что жила за границей шесть лет и вернулась в Россию в 2020 году. Писала в основном только на английском. Я жила в Китае, Германии, Испании. Основная тема песен — забота и любовь к себе, принятие себя, поддержка, которую ты ищешь в других людях. На самом деле, это всё пришло у меня в пандемию. До этого я не писала песни. Я себя убедила, что нужно родиться где-то в особенном месте и начать петь и писать в определенном возрасте. А когда началась пандемия, я была в Германии, там были очень жёсткие ограничения, карантин, и меня в один день прорвало — я написала две песни. После этого поняла, что всё могу, и начала разбираться, как делать аранжировки. Так понемногу начинаешь верить в себя. Одна из тем песен — как хорошо оставаться верным себе в любых ситуациях, — говорит она.
Музыка дошла до сердца
В воскресенье 3 декабря в шоукейс-фестивале приняли участие группы из Иркутска Animal toys и NEW DAY, коллектив «Лэйкерс» и музыкант АЮР из Улан-Удэ, SURNEE из Монголии и гостья из Москвы маяк (которая тоже всё пишет с маленькой буквы).
— Мы школьники, играем поп-панк, но придумали себе название ску-панк, — говорит Ксения Зверева, участница группы Animal toys. — Песни наши основаны на темах, очень близких для подростков, несмотря на это, они также зачастую «заходят» взрослым людям. Наша мечта — выйти на большую сцену и стать популярными в широких кругах, участвовать в крупных фестивалях и ездить в другие города. Такие фестивали, как UU.SOUND, нужны для продвижения артистов и для посвящения людей в музыкальную культуру.
Главный вывод о фестивале делают, конечно же, зрители. Посетившие шоукейс люди делились в соцсетях видео с концертов и рассказывали, как им всё понравилось.
— Хорошо, что наш город старается с подобными мероприятиями, заморачивается не только над тем, чтобы дать начинающим артистам выступить и быть услышанными, но и привозит экспертов, которые делятся своими знаниями, фишками, советами и так далее. Вот только народу бы побольше на это дело ходило, — говорит зрительница София.
В завершение UU.SOUND его создатель Наталия Уланова поблагодарила всех за участие:
— Много классных групп, музыкантов, участников шоукейса! Я прекрасно понимаю, как это сложно — делать музыку, сочинять песни. И так ценно, когда вы это делаете искренне, не пытаясь понравиться кому-то. И только тогда ваша музыка доходит до сердец других людей!
Мероприятие организовано Бурятской государственной филармонией при поддержке Министерства культуры Республики Бурятия.