Во вторник, 12 декабря, на новой сцене Большого театра состоялся показ спектакля Владимира Рылова по опере Вано Мурадели «Великая дружба» (12+) в рамках гастролей Бурятского театра оперы и балета.
Как отмечают в пресс-службе театра, посмотреть и послушать запрещенную в советское время оперу, восстановленную в Бурятии, пришли представители музыкальной интеллигенции столицы России. Голоса бурятских солистов, музыка Мурадели и ее звучание покорили зрителей и самых искушенных слушателей.
«Великая дружба» - это история о любви между джигитом Муртазом и терской казачкой Галиной. В образе Муртаза предстал Чингис Раднаев, партию Галины исполнила Маргарита Мартынова. Комиссара исполнил Эдуард Жагбаев, Мейрану - Билигма Ринчинова.
- Я счастлив, что мы все вместе рискнули. Нам всем было безумно интересно. Мне кажется, что все критики, которые пишут о музыке и о театре, вся консерваторская публика были в зале. В 1947 году премьера была здесь, через дорогу – на исторической сцене Большого театра в постановке Покровского. Мы все у него учились, здесь представители музыкально-режиссёрского факультета ГИТИСа. Мы знали эту историю по учебникам. Мы знали, что был разгром музыки, но не знали, почему. Видно, какие огромные усилия театр приложил. Маэстро Рылову можно поставить памятник за то, что провел реконструкцию этой партитуры, - отметил президент Ассоциации музыкальных театров России и директор Всероссийского фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», художественный руководитель МГАДМТ им. Н.И. Сац, профессор ГИТИС Георгий Исаакян.
Сам Владимир Рылов, который в тот день стоял за дирижерским пультом, рассказал, что первая версия партитуры была уничтожена.
- Мне удалось найти первую редакцию партитуры. Клавир у меня второй редакции, которую Вано Ильич делал в 1960-м году после другого постановления ЦК КПСС. Во всех нас живет чувство справедливости. Мы так изучали историю советской музыки: никто не слышал ни одной ноты оперы Мурадели «Великая дружба», но она была осуждена. Мне показалось это несправедливым. Как только я получил клавир, я был обескуражен. Как может такая чудная музыка лежать под запретом и быть неизвестной публике? Эта опера должна занять место рядом с великими творениями Шостаковича, Прокофьева. Это композитор их ряда, - объясняет маэстро.
Музыкальный и театральный критик Дмитрий Абаулин также говорит, что опера заслуживает внимания.
- В ней нет формализма, в которой ее обвиняли. В этой опере очень много оперного. Она интересна тем, что она следует разным жанровым канонам. Очень необычная смесь, но в ней мы видим эпоху. Очень хорошо, что опера вернулась. У нас есть возможность ее послушать. Это сделано музыкально, качественно. Замечательно играет оркестр, и певцы Бурятского театра оперы и балета сохраняют свои лучшие качества: точность, аккуратность, музыкальность, культуру, - отмечает он.
Глава Бурятии Алексей Цыденов и министр культуры республики Соелма Дагаева поздравили артистов БГАТОиБ с успешным выступлением. После спектакля на сцену вынесли две корзины цветов.
Напомним, в понедельник, 11 декабря, на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко наши артисты показали национальный балет «Земля веры - Баргуджин Тукум» (12+). Он также прошел с большим успехом.
Сегодня, 13 декабря на новой сцене Большого театра состоится еще один показ «Великой дружбы».
Гастроли проходят в рамках фестиваля «Видеть музыку» и празднования 100-летия Бурятии, при поддержке министерства культуры России, Ассоциации музыкальных театров, главы и правительства РБ, Минкульта Бурятии.