Село Новая Брянь Заиграевского района когда-то было процветающим и многонаселённым. В советское время здесь кипела жизнь, работал завод, выпускавший кузова и прицепы и ремонтировавший технику для всего СССР. К концу 90-х завод остановился, но и это было лишь полбеды...
В феврале 2001 года из-за аварии на котельной без тепла остались почти 30 домов, где жили свыше двух тысяч человек. Что стало причиной этого происшествия? И почему пустующие больше двадцати лет дома нельзя снести?
«На улице было минус 40...»
Сегодня на въезде в село Новая Брянь перед глазами предстаёт пугающая картина, к которой все местные давно привыкли: пятиэтажные дома стоят с пустыми окнами. Больше 20 лет здесь никто не живёт. Картина не меняется уже много лет.
— Я свою квартиру продал за бесценок, можно сказать. И уехал в город. Завод как раз перестал работать, работы не стало, — рассказывает очевидец тех событий Сергей Бурлаков.
Происшествие случилось в ночь с 4 на 5 февраля 2001 года. В одной из котельных произошла авария, и 28 жилых домов остались без тепла.
— На улице было минус 40, как раз крещенские морозы стояли. Пока рабочие там возились, слили воду из батарей. Дома резко похолодало. На следующий день в магазинах уже обогреватели не найти было, пришлось в город бежать. Как итог, перегруз электросети и пять домов остались ещё и без света. Люди привозили кто с дач, кто откуда печки-«голландки» и ставили их прямо в квартирах, выводя трубу в окно, — вспоминает Сергей.
Как рассказали тогда в комитете ГО и ЧС, причиной аварии стало то, что котельные поселка фактически отапливали пустую улицу. Множество квартир в Новой Бряни пустовало, так как люди после закрытия завода вынуждены были уезжать в поисках новой работы. Из 1663 квартир на тот момент пустовали 235, а 111 из них были и вовсе разграблены. Во многих жилищах не было окон и тепло выходило наружу.
В результате аварии полностью разморозилась отопительная система средней школы № 1, частично — школы № 2. В школе-интернате и больнице поставили обогреватели, но температура не поднималась выше 10 градусов. В зону чрезвычайной ситуации попали 2147 человек.
К вечеру 7 февраля в поселок привезли трансформаторную подстанцию мощностью 1000 квт. Подключить к теплу квартиры не получалось, потому что в разграбленных не было батарей.
Котёл отремонтировали в течение двух недель. Но вернуть жизнь в холодные квартиры уже не получилось. Это привело и без того опечаленную закрытием мощного ремзавода Новую Брянь к новой волне миграции. Сказать точную цифру, сколько людей в тот год уехали из посёлка, сложно, потому что многие на долгие годы оставались прописанными в брошенных квартирах. Но, по оценкам местных жителей, из посёлка уехали около 2000 человек.
Сергей Бурлаков говорит, что те, кто не уехал, стали заниматься сельским хозяйством, начали строить частные дома, обзавелись огородом. А когда-то в селе мечтали о строительстве при ремзаводе посёлка на 18 тысяч человек и большого пруда для разведения рыбы. Увы, этим мечтам не суждено было сбыться.
Почему дома не сносят?
В августе прошлого года в селе произошёл несчастный случай: четверо мальчиков, гуляя по селу, забрались в один из пустующих домов, стали бегать по частично разрушенным балконным плитам без ограждений пятого этажа и один из них сорвался вниз. Шестилетний ребёнок остался жив, но получил травмы.
Тогда люди и стали задаваться вопросом: доколе эти дома будут стоять и приносить опасность?
Глава села Новая Брянь Виктор Козулин прокомментировал ситуацию (его слова опубликовали в чате «Заиграево-инфо»):
— Коммунальная система была заморожена, жильцы покинули свои квартиры, вывезли самое ценное, а потом оставленное без присмотра жильё было разграблено и пришло в негодность. Но 80 процентов квартир в этом доме до сих пор находятся в частной собственности, и по юридическим законам администрация не может их снести. Невозможно в Новой Бряни изолировать полностью все опасные объекты! На это нужны многомиллионные вложения.
Он отметил, что администрация села делала всё возможное, чтобы предотвратить несчастные случаи: заколачивала нежилые подъезды, вешала предупредительную ленту, но всё это практически бездейственно.
Сегодня же, как сообщают местные жители, доступ во многие многоэтажки до сих пор открыт.