Валерий Инкижинов занимает в истории мирового кино значительное место. Уроженец Иркутской области, любимый ученик знаменитого Мейерхольда стал, пожалуй, единственным актёром бурятского происхождения, прославившимся на весь мир.
Почему Инкижинов стал изгоем в СССР и как, несмотря на это, ему всё же удалось обрести мировую славу?
Под крылом самого Мейерхольда
Будущий актёр и режиссёр Валерий Инкижинов появился на свет в посёлке Бохан Иркутской области (в то время губернии) 25 марта 1895 года в семье известного учителя родом из богатой бурятской семьи.
Детство и юность Валерия прошли в родном Бохане, где отец обучил его многим наукам и русской грамоте. После будущий актёр учился в Иркутской семинарии, а когда ему исполнилось 18 лет, отец решил дать сыну высшее образование, а потому семья переехала в Петроград, где юноша пошёл учиться в политехнический институт.
Во время учёбы Инкижинов влюбился в театр и, мечтая стать актёром, стал посещать студию режиссёра Всеволода Мейерхольда, даже стал его любимым учеником. Очевидцы того времени рассказывали, что молодой Валерий покорил всех, особенно самого Мейерхольда, своей пластичностью.
Сокурсница начинающего артиста актриса А. Смирнова-Искандер вспоминала: «Валерий Инкижинов покорил всех нас какой-то своей виртуозной акробатической техникой. Гибкость и ловкость движений были у него сверхъестественные, напоминающие кошачьи движения, пластику тигра».
Кино в то время снимали немое, а потому такие качества актёра ценились прежде всего.
Когда в 1917 году в стране началась революция, Валерий всё бросил и уехал на малую родину. Спустя три года он написал Мейерхольду: «Так радостно и тревожно узнать, что Вы, Всеволод Эмильевич, в Москве. Радостно, ибо все слухи о различных ваших судьбах неоправданны... Вы вновь у двигателя театра... Тревожно за себя... Помните ли Вы меня?.. Хотите ли помнить...»
Мейерхольд мгновенно предложил Инкижинову вернуться, и когда он приехал, то практически сразу же стал заместителем главного режиссера в театре Мейерхольда. Он стал играть в театре РСФСР-1 и в то же время преподавать в Государственных высших режиссерских мастерских. Среди его учеников были молодые, начинающие Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Иван Пырьев, Сергей Юткевич и многие другие.
Проявил себя Инкижинов и как режиссёр. С 1926 по 1929 год вышло три его фильма: «Расплата», «Вор» и «Комета». К сожалению, до нашего времени они не сохранились. В качестве актёра свою первую маленькую роль он сыграл в 1925 году в картине Льва Кулешова «Весёлая канарейка».
Главная роль в «подозрительном» фильме
Главную роль уроженец Иркутской области получил в 33 года. В 1928 году известный режиссер Всеволод Пудовкин решил экранизировать роман иркутского писателя Ивана Новокшонова «Потомок Чингисхана». На роль этого самого «потомка» он пригласил Валерия Инкижинова, и съемочная группа поехала снимать фильм в бурятские степи.
Фильм рассказывает о том, как в 20-е годы ХХ века английские войска безжалостно грабили народ Монголии. Молодой охотник монгол Баир, которого сыграл Инкижинов, вступил в партизанский отряд, но попал в плен к интервентам. У него нашли древний амулет с грамотой Чингисхана. Англичане объявили Баира «потомком Чингисхана», чтобы превратить его в царька-марионетку и облегчить себе захват всей Монголии. Но он, восстав против жестокости и алчности оккупантов, поднимает за собой весь народ…
Съёмки фильма прошли в Тункинском и Джидинском районах, Селенгинске, Верхнеудинске и Гусиноозерском дацане. Многие роли сыграли местные жители, приходившие на съёмочную площадку в национальных бурятских костюмах. Снялись в фильме и реальные бывшие партизаны, которые привезли с собой своё полное снаряжение, палатки и оружие, с которым когда-то ходили в бой. В роли отца главного героя снялся отец Валерия Инкижинова.
Однако советские кинокритики записали фильм в «подозрительные», и двадцать лет «Потомок Чингисхана» пролежал на полке. Лишь в 1949 году кино было озвучено на «Мосфильме», а ещё через 15 лет восстановлено на киностудии имени Горького. Спустя много лет другие кинокритики напишут, что «Потомок Чингисхана» – один из лучших фильмов немого кино прошлого века.
В Париж – навсегда
На Западе же фильм «Потомок Чингисхана» сразу же поймал успех, и это открыло для Валерия двери в мировое кино. В 1930 году Инкижинов в составе группы членов Союза кинематографистов СССР приехал в Париж, где картину восторженно встретила французская публика.
Когда же пришло время покидать Францию, Валерий пришёл на вокзал в длинном пальто, широкополой шляпе с бутылкой шампанского, нервно открыл её перед ждавшими его режиссёрами Всеволодом Пудовкиным и Михаилом Роммом и сказал: «Давайте выпьем на прощание». И добавил после паузы: «…со столицей Франции».
Уже в поезде все узнали, что перед самым отправлением Инкижинов сошёл с поезда и остался в Париже.
Оказалось, что в семье актёра произошло несчастье. Его супруга Мария Аргунова-Долгорукая заболела базедовой болезнью, а так как в СССР тогда необходимых операций не делали, она с маленькой дочкой уехала к родственникам в Париж ещё до того, как туда приехал Валерий. Перед самой загранкомандировкой Инкижинов получил телеграмму, в которой сообщалось, что девочка при смерти. Ребёнок умер, и артист не мог бросить безутешную жену, а потому решил временно задержаться во Франции.
Вскоре он начал сниматься в европейском кино. А когда истёк его срок пребывания за границей, он пошёл в посольство, чтобы получить отсрочку на выезд из Франции, но получил грубый отказ. В Москву Валерий Инкижинов решил больше не возвращаться.
Успех за границей
В Париже Валерий Инкижинов прожил более 20 лет и за эти годы снялся в более чем трёх десятках фильмов. Несмотря на то что играл он преимущественно второстепенные и эпизодические роли, артист стал узнаваемым.
Роль во франко-английском фильме «Битва» 1933 года режиссёра Виктора Туржанского стала первой работой Инкижинова во Франции. Русский акцент и выразительная восточная внешность навсегда определили его амплуа: во Франции, Великобритании, Германии и Италии он играл восточных персонажей – индусов, китайцев, корейцев, японцев. Эти роли можно увидеть в таких фильмах, как «Полицейское дело 909» Роберта Вине или «Шанхайская драма» Георга Вильгельма Пабста. В немецком фильме «Бедствие фризов» 1935 года Валерий сыграл советского комиссара.
Из других наиболее ярких картин с участием Валерия Инкижинова можно выделить фильмы «Волга в пламени» (1934), «Бурлаки на Волге» (1936), «Бенгальский тигр» (1958).
За свою карьеру Инкижинов поработал с такими звёздами зарубежного кино, как Ален Делон, Брижит Бардо, Жан-Поль Бельмондо, Клаудия Кардинале, Марина Влади, Жан Рошфор. Многие даже чему-то учились у актёра с бурятскими корнями.
Один из самых известных фильмов, где блистательно играл уроженец Иркутской губернии, называется «Врач из Сталинграда». Фильм вышел в 1958 году. Кроме Инкижинова там снялись Эва Барток, Вера Чехова, Марио Адорф и Ханнес Мессмер. Последний рассказывал, что, работая с Валерием, он очень многое подсмотрел у него, пристально наблюдал за его игрой и использовал эти приемы уже в других фильмах.
В 1965 году, когда актёру исполнилось 70 лет, он сыграл одну из важных ролей в своей карьере – мистера Гоу в приключенческом фильме «Злоключения китайца в Китае» с Жан-Полем Бельмондо и Урсулой Андресс в главной роли. По сюжету, склонный к самоубийству молодой человек Артур умирает со скуки. Знакомый китаец, которого сыграл Инкижинов, предложил ему отправиться в путешествие, но перед этим застраховать свою жизнь на крупную сумму. Но как только Артур подписал страховой контракт, его жизнь приобретает не только новую цену, она становится интересной и опасной…
Сталин интересовался
В СССР же Валерий Инкижинов считался предателем. Даже в «Потомке Чингисхана» из титров убрали его имя.
Ещё в 1934 году партийный деятель, журналист и дипломат Борис Шумяцкий отмечал, что Иосиф Сталин после просмотра французского фильма Жюльена Дювивье «Голова человека» «интересовался актёром Инкижиновым, считая его весьма способным актёром. Указал, что зря человек сбежал. Теперь, вероятно, локти грызёт, да поздно».
Во время «хрущёвской оттепели» у актёра была возможность приехать погостить в Москву, но приезжать без официального приглашения он отказался.
Как земляки спасли его могилу
Одну из последних ярких ролей в кино актёр сыграл в фильме французско-японского производства под названием «Тан». Кино вышло на экраны в 1971 году, в нём Инкижинов исполнил главную роль. По сюжету его герой пытается раскрыть секрет абсолютного оружия. В основе фильма его противостояние с учёным, который хочет нарушить планы главного героя.
Умер Валерий Инкижинов в Париже в 1973 году. Много лет никто не знал ни дату, ни место его смерти. Только в 2007 году поклонники нашли документ, в котором было написано: «Франция, город Брюнуа, Дом престарелых «Маленький Дворец», 26 сентября 1973 года, 11 часов 43 минуты». Похоронен он на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа рядом с женой Марией и дочерью Ириной.
В 2011 году пришло сообщение из мэрии города Сент-Женевьев-де-Буа, что могилы Валерия Инкижинова, его жены и дочери подлежат уничтожению ввиду того, что аренда земли закончилась. Земляки-буряты, живущие во Франции, сумели собрать необходимую сумму и заплатить за могилы.
Полная фильмография актёра насчитывает более 40 кинокартин. И хотя в большинстве из них он сыграл далеко не главные роли, имя Валерия Инкижинова вписано в историю мирового кинематографа ХХ века золотыми буквами.