Дарима Шойжапова - челюстно-лицевой хирург Республиканской клинической больницы им. Н. А. Семашко. В настоящее время Дарима находится в декретном отпуске и согласилась рассказать о своей профессии. Она развеяла миф о женщинах-хирургах, поделилась историями некоторых операций и рассказала о разнице между пластическим и челюстно-лицевым хирургами.
Даримой мы заинтересовались, потому что она молодой врач, притом необычной специальности. К тому же нам захотелось услышать её мнение по поводу распространённой фразы «Женщина-хирург - как морская свинка: не женщина и не хирург». А ещё наша героиня сломала стереотип о том, что у женщин, работающих хирургами, нет личной жизни и семьи. Сегодня она счастливая жена любящего мужа и мама полуторагодовалого малыша.
Хотела работать в сфере финансов
- Дарима, расскажите, пожалуйста, немного о себе: откуда вы родом, кто ваши родители?
- Родом я из села Телемба Еравнинского района Бурятии. Мой папа - лесничий, специалист по лесному хозяйству, руководитель лесничества. Мама - учитель, работала в Телембинской общеобразовательной школе организатором по воспитательной работе и учителем начальных классов. У меня есть две сестры. Старшая тоже работает врачом, она стоматолог-терапевт. Младшая сестра - бухгалтер.
- Кем вы мечтали стать, когда были ребёнком, и почему? Как в итоге сделали выбор профессии и почему вас заинтересовала именно челюстно-лицевая хирургия?
- Банкиром мечтала быть (смеётся). В сфере финансов работать. С пяти лет весь наш семейный бюджет был под моим контролем! Я любила считать деньги, была ответственна. Видела себя только в этой сфере. А то, что я стала врачом, наверное, заслуга моего папы. Он этого очень хотел и всегда говорил, что я могу стать хирургом, потому что у меня золотые руки (улыбается).
После школы я поступила в Читинскую государственную медицинскую академию. Там же прошла ординатуру по специальности «Челюстно-лицевая хирургия».
Вообще же я окончила педиатрический факультет медицинской академии, но во время обучения познакомилась со стоматологией. Работала в частной клинике ассистентом врача-стоматолога. Мне это очень понравилось, я видела пациентов с различными патологиями полости рта. Меня это всё затянуло и увлекло.
Будучи педиатром, я могла пойти в челюстно-лицевую хирургию. Мне эта идея понравилась. Тогда был набор в ординатуру, я поступила, успешно закончила обучение и нисколько не пожалела об этом!
- Расскажите о практике, которую проходили в студенчестве. Что было самым сложным и интересным?
- Если говорить о практике, то это, скорее, ординатура, которая длилась два года. Я проходила её на базе стоматологической клиники при ЧГМА, где было отделение челюстно-лицевой хирургии, а также в краевой клинической больнице. На тот момент мы были врачами-ординаторами, поэтому выполняли ту же самую работу, что и действующие врачи, и принимали пациентов. Конечно, это было непривычно и волнительно для нас. Мы вели больных с момента поступления до выписки. Также оперировали под руководством наших преподавателей, а если не оперировали, то всегда ассистировали им.
Пациент с откушенным носом
- Ваша первая операция? Кто был пациентом?
- Приступив к работе, я уже умела делать тот минимум операций, которые необходимо проводить по нашей специальности. Это несложные операции. Естественно, в начале пути у меня был наставник - Дамбаев Бадмажап Нимбуевич. Под его руководством проходили мои первые операции. А потом я начала всё выполнять сама.
Первый пациент, которого я оперировала самостоятельно, был во время ординатуры. Рядом стоял мой преподаватель. Было дико страшно, руки дрожали. Но интерес к тому, чтобы сделать всё самой и добиться определённого результата, был сильнее. Наверное, поэтому время пролетело очень быстро. У пациента, мужчины, был остеосинтез нижней челюсти при переломе в области угла нижней челюсти. Операция прошла успешно.
- Расскажите о самой сложной операции. Какого результата удалось добиться?
- Был интересный случай. Правда, в этой операции я не выступала в качестве первого хирурга. Мы с командой наших врачей оперировали пациента с укушенной раной носа. У него был дефект кожи кончика носа и участка крыла справа. Мы провели пациенту пластику дефекта острым Филатовским стеблем. На первом этапе провели выкраивание лоскута кожи из донорского участка, далее - ушивание донорского участка, затем распластывание одной из ножек лоскута на раневой поверхности. Второй этап - через месяц, когда мы иссекаем эту питающую ножку, распластываем стебель и замещаем дефект с формированием участков крыла и кончика носа. На третьем этапе происходит коррекция дефекта носа. В итоге мы получили ожидаемый результат - полное восстановление кончика носа и участка правого крыла.
«Многие пациенты попадают к нам с заболеваниями, которые развиваются из-за плохой гигиены полости рта и несвоевременного лечения зубов».
Травмы при конфликтах, воспаления от плохой гигиены
- С какими проблемами чаще всего поступают к челюстно-лицевому хирургу?
- К нам попадают как экстренные, так и плановые пациенты. Дети с врождёнными патологиями, пациенты с травмами челюстно-лицевой области, воспалительными процессами, доброкачественными опухолями, а также с дефектами и деформациями - врождёнными и приобретёнными.
Большую часть в нашем отделении занимают всё-таки экстренные пациенты. Это травмы челюстно-лицевой области и воспалительные процессы. Травмы - это чаще переломы, которые люди получают во время конфликтов. Мужчин, конечно, больше, но и женщины есть. Многие пациенты попадают к нам с заболеваниями, которые развиваются из-за плохой гигиены полости рта и несвоевременного лечения зубов. Например, осложнённый кариес вызывает отёки и воспаление в челюстно-лицевой области.
Красота не равно здоровье
- В чём отличия пластического хирурга от челюстно-лицевого? Могут ли к вам обратиться желающие изменить свою внешность?
- Пластический хирург работает со здоровыми людьми, реализует такую цель, как приобретение идеальной внешности, изменение форм. Челюстно-лицевой решает определённые медицинские проблемы. Наша задача - возвращение здоровья, восстановление, реконструкция. Мы, конечно, работаем и над эстетикой тоже, но не улучшаем природу человека. Также пластический хирург в основном работает с мягкими тканями, а мы больше с лицевым скелетом.
Остаюсь, потому что люблю
- Сейчас многие врачи совмещают работу в медицинских учреждениях с частной практикой. Некоторые уезжают за границу и в другие города России, где больше платят, лучше оборудование и так далее. Что вас мотивирует работать в Бурятии? Существует ли нехватка врачей вашей специальности в республике?
- Да, сегодня многие мои знакомые врачи стремятся трудоустроиться в основном в центральную часть России или работать в частных клиниках, где нет проблем с организацией оказания помощи или же достаточно высокие зарплаты. Я остаюсь в Улан-Удэ, потому что люблю свой город. Моя семья, все мои близкие здесь.
Да, сейчас есть нехватка врачей нашей специальности. В нашем отделении не хватает врачей-дежурантов. Например, я до ухода в декретный отпуск работала в день, как основной врач, но при этом у меня было много дежурств. То есть ты работаешь в день, а потом остаёшься в ночь. Утром снова в день. Наверное, так везде в России. Но всё же у нас достаточно острая нехватка дежурантов.
- Чего, на ваш взгляд, не хватает челюстно-лицевой хирургии у нас в республике?
- У нас в отделении, конечно же, есть дефицит оснащения. Необходимо обновление хирургических наборов, стоматологических инструментов, мебели. В целом нужен капитальный ремонт в отделении с перестройкой оперблока.
«Важны физическая выносливость и мелкая моторика: одно неловкое движение - и ты можешь навредить человеку».
Желание помогать людям
- Какими качествами нужно обладать, чтобы быть хорошим хирургом? А ещё говорят, что это не женская работа, якобы «Женщина-хирург - как морская свинка: не женщина и не хирург». Как вы к этому относитесь?
- Профессия челюстно-лицевого хирурга предполагает высокое чувство ответственности перед пациентами. Необходимо иметь решительность, хороший интеллект и склонность к работе руками. Важны физическая выносливость и мелкая моторика: одно неловкое движение - и ты можешь навредить человеку. Кроме того, нужно постоянно наращивать свои знания и иметь постоянное желание помогать людям.
Что касается стереотипов о том, что это не женская работа, всё зависит от самого человека, качеств его личности и характера. Например, в Чите очень много хирургов-женщин, их количество даже превалирует - именно в нашей специальности (улыбается).