мистика
7357

Легенды об алмасах. Часть первая

Истории жителей Монголии о встречах со страшным лесным существом

Фото: freepik.com

Вопрос о том, существует ли дикий человек, называемый алмасом, привлек интерес многих народов, был исследован, в результате опубликованы различные сообщения и материалы.

Книга Тогсийна Содноя «Алмас хайсан гурван жилийн хорин найман учрал» («Двадцать восемь встреч за три года поиска алмасов») рассказывает об одном из инициаторов поиска алмасов в Монголии – Джугдере Дамдине, партизане народной революции, писателе и ветеране-исследователе. Он приложил большие усилия, чтобы донести оригинальную информацию, которую нашел об алмасе, до широкой общественности, включая ученых и исследователей гуманитарных наук. 

Книга переведена на русский язык исследователем непознанного в Бурятии, автором серии книг «Тайны Бурятии и Байкала» Борисом Машковичем. 

Предыстория книги и перевода

Борис Машкович:

«В 2023 году в букинистическом магазине Улан-Удэ я нашел эту книгу на монгольском языке. Издание 2003 года Монгольской академии наук о поисках алмасов («снежного человека» Монголии) в 1962–1964 годах в Монгольском Алтае, в том числе о роли Б. Ф. Поршнева в организации этих поисков.

Небольшой объем издания, 32 страницы в оригинале, в том числе пять зарисовок очевидцев и две карты, а также желание прочесть малоизвестную в России информацию привели меня к решению сделать перевод на русский язык, используя возможности программного online-переводчика. Для этого потребовалось перенабрать весь текст в электронном виде. Поэтому процесс затянулся.

Используя виртуальную монгольскую клавиатуру, я, не знающий монгольского языка, набирал текст небольшими частями, чтобы исключить ошибки.

Академик Н. Ишжамц отметил во введении: «На основании отчета и данных поиска Дж. Дамдином алмасов заместитель врача Т. Содной создал книгу под названием «Двадцать восемь встреч за три года поиска алмасов», не только ради семьи Дж. Дамдина, но и с точки зрения ценности и важности информации Дж. Дамдина в плане культурных и научных исследований. Мы с благодарностью одобряем и полностью поддерживаем публикацию этой книги. В 1960-х годах Монгольская академия наук организовала поиски алмасов. Непрерывные трехлетние поиски и исследования в Алтайском крае западной части страны накопили много интересной информации, но она еще не попала в оборот научной информации и не стала достоянием общественности».

Исправляю это упущение для российских читателей и гоминологов».

Вступление

«Двадцать восемь встреч за три года поиска алмасов» – это небольшая научная книга Республики Монголия. В 1962, 1963 и 1964 годах академия искала дикого человека, называемого алмасом в Монголии, и это было записано в отчете о путешествии.

Это путешествие, длившееся три года подряд в поисках алмасов, охватило территорию трех провинций – Баян-Улгий, Ховд и Гови-Алтай, расположенных на большей части Монгольского Алтая. 

Одним из исполнителей этих исследований является Дамдин по фамилии Джугдер (в других переводах Джугдэрийн или Жугдэрийн), обладающий богатыми знаниями природы, истории и культуры Монголии. При написании этой книги автор, отдавая дань кропотливой работе Дж. Дамдина, стремится донести найденную им оригинальную «чистую» информацию об алмасах до общественности, в том числе до ученых и исследователей в области антропологии и алмасоведения, и передать их в дар академической базе данных.

Дж. Дамдин считал, что в Монголии есть алмасы, и называл их «человеком первородным». Вся информация, содержащаяся в этой книге, является чистой исходной информацией, которая не передавалась через многих людей, и в этом ее ценность.

Среди монгольского народа новости и рассказы об алмасах очень старые и легендарные, и с течением времени их географический ареал сузился. Теперь они сосредоточены только в западной части Монголии, самой пустынной и девственной части Монгольского горного Алтая. Это может быть связано с историческими изменениями, повлиявшими на сокращение их численности.

Всегда были выдумщики, но у людей нет причин лгать в поколениях. Информация, собранная об алмасах в результате этих трехлетних исследований, проводимых Монгольской академией наук, сосредоточена в самой пустынной части Монгольского Алтая, и эта местность находится на высотах от 3791 до 4374 м над уровнем моря. Нет более подходящего места, чтобы подтвердить или отрицать существование хан уулов в вечной мерзлоте и ледниках, таких как Пять святынь Монгольского Алтая, вершины Алтай-Таван-Богд, Хуйтэн уул, Их Тургэн, Сутай-Хайрхан и горный массив Цамбагарав.

Сегодня, когда наука и техника достигли вершины своего потенциала, даже в густонаселенных районах мать-природа еще не исчерпала своих тайн.

Новость первая

2 ноября 1962 года

Ишгин по фамилии Бат, пастух, член военной Ярантайской воинской охраны сомона Булган аймака Ховд, а также 4-й бригады объединения «Путь счастья» аймаков и сомонов:

«В конце октября 1945 года более 60 человек, включая казахов и монголов, присоединились к упомянутой выше военно-охранной группе и, разделившись на несколько групп, вошли в город Бар-Холь через Желтый хребет Тахи.

Группа, в которой я участвовал, встретила голого мужчину, покрытого волосами, уродливого на вид, перед полосой мелкого песка в западной части полупустыни Хасан Тур. Лошади испуганно фыркали, и мы окружили его.

Постепенно он успокоился, и я подумал, что, может быть, это переодетый шпион или наблюдатель.

Когда мы спустились туда и внимательно посмотрели на него, его глаза, рот, нос, уши и голова были как у человека, волосы на теле были желтоватыми, они кое-где отросли очень длинными. Мы ели и предлагали пищу ему, мы говорили и кричали непристойности, наводили на него оружие, доставали ножи, угрожали ему разными способами, но признаков страха он не выказывал.

Лицо человекоподобного существа было черным, глаза блестели, подбородок был длиннее человеческого, все тело покрыто волосами, пах, подмышки и печень (?) были почти безволосыми, а тело было полностью черным.

Ногти на руках и ногах были очень длинными, загнутыми внутрь, а две груди были недлинными и прилипали к телу. Это была самка животного. Когда мы ее отпустили и пошли дальше, она ушла в заросли, и мы потеряли ее. Это место представляет собой долину без воды, и оно будет находиться за большими и малыми горами Мишин в Чанту».

Новость вторая

20 августа 1948 года

Мурзагзалам по фамилии Каламджаан из сомона Ховд аймака Ховд:

«У тарбагана был необычный ребенок. Это место называется Хархайтын-таг озера Тугур, истока Таван Саланга (Пяти ответвлений Алтайского хребта), который является частью Горного Алтая, сомона Делуун аймака Баян-Улгий.

Животное попало в капкан и проскользнуло в нору сурка (тарбагана). Я его стал вытаскивать, как тарбагана, но оно оказалось сильнее сурка.

Когда я вытащил капкан, увидел в нем детскую ногу и подумал о злых духах, поэтому покинул капкан. Но меня мучило сомнение, ошибаюсь ли я, потому что какое-то время меня не было. А потом я вернулся и сделал это снова. Это была детская нога. Голени и стопы, пальцы и ногти застрявших ног были как у ребенка, но кожа была цвета летней верблюжьей шкуры, с волосами тут и там.

Когда я разжал капкан, существо заползло еще дальше в нору».

Новость третья

Осень 1936 года

Два казахских охотника по имени Каратишхаан и Камбаар охотились ранним утром в начале рукава Меереми, недалеко от озера Толбо, в месте под названием Хаджууги Бурут, когда увидели аргал.

Два охотника искали аргал, когда увидели очень высокое, полнотелое человекоподобное животное, идущее рядом с местом, где был аргал.

Казалось, он был ростом 2–3 м, его волосы были темно-каштановыми и светлыми, голова бело-серой, мышцы ног очень большими, у него была широкая грудная клетка. Он был человекоподобным существом.

В тот же день об этом животном сообщили в администрацию сомона Толбо и администрацию школы.

Новость четвертая 

Каламжаан по фамилии Батвай, пастух из сомона Ховд аймака Ховд:

«Однажды зимой мой отец и еще несколько человек пасли лошадей у озера Толбо, и босой человек время от времени подходил к хижине и воровал еду из шалаша.

Мы потратили несколько дней, пытаясь поймать его, но однажды пришел человек с пышными волосами, голый и «без языка» (не говорящее). Его преследовали множество всадников. Пойманное нами животное было самкой, и когда мы ее отпустили, они оба убежали».

Новость пятая

Июль 1959 года

Байятой по фамилии Дугенбай, пастух, член союза «Красное Знамя» сомона Толбо аймака Баян-Улгий.

В июле 1959 года он пас овец на вершине Меэремского ответвления горы Борт. Когда он посмотрел в том направлении, перед скалой лежало человекоподобное уродливое животное с телом, полностью покрытым шерстью.

«Его волосы были короткими и светло-каштанового цвета. Я испугался и погнал овец домой, хотел отвести на место Телуджана, местного старика, но был уже вечер. И старик сказал, что мы должны идти завтра».

На следующий день, придя на место, он обнаружил что-то похожее на след на песке, а животного уже не было.

Новость шестая

1960 год

Менди по фамилии Самья:

«Я косил траву возле Красной горы Алмасов (Алмасын Улан ул), в месте под названием Хох Удзур. Ночью были разные странные звуки. Когда я встал рано утром, то посмотрел в сторону ночного звука и увидел бегущих четырех необычных детей. Я точно видел, что они не были детьми людей. Эти дети выглядели так, будто у них были сплошные волосы, как рубашка».

Новость седьмая

26 июня 1953 года

Амаржаргал Чойджоо, старший работник фруктовой станции на реке Булган в аймаке Ховд:

«Я собирался рано утром на поиски верблюдов. На юго-западе от высокой горы (юго-западные отроги горы Баянондор), которой поклонялись в прошлом, в северо-восточной части Красной горы Алмасов (Алмасын Улан ул) находится очень дикая земля. Когда я гулял в этом месте, то увидел что-то светлое между двумя саксаулами. Когда подошел поближе, чтобы узнать, что происходит, то увидел, что животное было мертвым, обросшим шерстью, очень большим, как человек.

Если присмотреться к нему внимательно, у него тело, полное волос, большое мощное тело, большая голова, толстая шея, длинные руки и ноги, лохматые волосы на голове и немного коротких волос на теле. Волосы у него коричневато-желтые, но в паху, под мышками и на печени (?) редкие. Одна сторона тела была занесена песком, а другая открыта».

Новость восьмая

22 мая 1964 года

Туселбай по фамилии Джумааджин, пастух сомона Толбо аймака Баян-Улгий:

«Я искал лошадей на горе Хурен-Хайрхан. И когда слез с лошади, чтобы немного отдохнуть, увидел странное человекоподобное животное примерно в 200 метрах справа от меня.

Я смотрел в бинокль, чтобы разглядеть, что это за существо. Это было темно-коричневое существо ростом чуть выше пояса, стоящее на двух ногах и двигающее головой из стороны в сторону. Животное немного свешивало обе руки на спину. И вскоре он ушел далеко и скрылся за горой.

Поскольку наш казахский народ говорит о таком существе по имени Ксы-Кчик, я подумал, что Ксы-Кчик и есть такое существо».

Новость девятая

24 июля 1964 года

Ламаа по фамилии Сонон, житель сомона Булган аймака Ховд:

«Я собирался в место, называемое этажом Шанаа, со своими двоюродными братьями Амарзаей и Тогторханом. Недалеко от меня находилось тело трехлетнего ребенка, заросшее красно-коричневыми волосами, с буровато-желтой головой.

Животное бежало, как ребенок. Существо быстро скрылось, поэтому мой спутник не успел его увидеть».

Новость десятая

3 мая 1964 года

Дарсурен, 11-летняя дочь Уржая, члена 3-й бригады сомона Бугат аймака Баян-Улгий.

В месте под названием Улаан Хус в Худагт Буйре, в южной части реки Бугы, она с Дуламжав Эрхбилег и Колей Сайджа собирала дрова, когда из-под зарослей берега реки вылезло странное и уродливое существо.

«Он был похож на человека, но у него была рыжая шерсть на теле, голова была больше человеческой, волосы лохматые, рыжие, глаза злые, солнце было яркое, а веки у него были красные под глазами.

Он стоял на обеих ногах, свесив руки. Руки у него были ловкие, но очень длинные, с пальцами, как у человека. У животного была красновато-коричневая шерсть, как у ботго или монгольского теленка. Нам было видно, что оно махало в нашу сторону, когда мы убегали домой в страхе перед ним».

Новость одиннадцатая

20 мая 1964 года

Лиза по фамилии Гомбо, 13-летняя девочка, 2-я бригада, район Зеленого Озера (Ногон Нур) аймака Баян-Улгий:

«Ночевала у дяди Бегзиина, который выращивал картошку на Оленьей реке, а оттуда утром пошла к старому отцу Кокуниру. Но ива на берегу реки словно проснулась и зашипела. Оглянувшись назад, я увидела с правой стороны животное. Когда пригляделась, увидела человекоподобное существо с рыжими волосами выше пояса, уродливой головой и уродливым лицом. Цвет красноватый. Я испугалась и побежала обратно к себе домой, чтобы взять кого-то с собой и вернуться другой дорогой».

Новость двенадцатая

28 мая 1964 года

Твши по фамилии Сесета, 14-летняя девочка, 2-я бригада из сомона Ногон Нур (Зеленое Озеро) аймака Баян-Улгий:

«Около 14–15 часов дня я шла с мальчиком по имени Авзи из Тунгаа собирать дрова посреди реки Бугы. Авзи крикнул, что здесь есть рыжий зверь, когда мы шли довольно далеко от дома. Посмотрев туда, увидела, что стояло странное красное существо с человеческой фигурой. Мы в страхе побежали домой и рассказали людям. Старик по имени Чеджин отвел нас обратно к тому месту, где было животное, но животное уже исчезло».

Новость тринадцатая

Май 1964 года

12-летняя Нямаа, дочь Чойян, 2-я бригада из сомона Ногон Нур (Зеленое Озеро) аймака Баян-Улгий:

«Когда я зашла в ивы пасти своих коз на закате, увидела впереди животное. Подумав, что это коза, я подошла и увидела присевшее человекоподобное существо. И существо смотрело на меня с другой стороны ивы. Если внимательно присмотреться, то это уродливое существо с волосами, как у верблюда, просто сидит на коленях. Рядом с ним тоже было маленькое существо с лохматыми волосами и красным лицом. Глаза его казались очень большими. Я испугалась и побежала домой».

Новость четырнадцатая

3 мая 1964 года

Дуламжав по фамилии Эрхбилег из 2-й бригады сомона Ногон Нур аймака Баян-Улгий:

«Ехал на середину реки собирать дрова с Дарсурен из Урдая и Колей из Соноя. Но Коля вдруг закричал, что тут что-то красное. Я побежал посмотреть и увидел отвратительное существо с желтой кожей и искривленной головой. Существо стояло на двух ногах, как человек без одежды. Это было существо со спутанной головой и уродливыми выпученными глазами. Мы испугались и побежали к дому. Когда обернулись, увидели, что животное стоит и машет нам».

Продолжение следует…

Текст из книги «Двадцать восемь встреч за три года поиска алмасов» (перевод Бориса Машковича)

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях