Ольга Арефьева – начальник отдела дознания отдела полиции № 1 УМВД России по Улан-Удэ. Для своих коллег она требовательный наставник, а для родных – многодетная мама, жена и дочь.
Ольга родилась и выросла в Улан-Удэ в семье заводчан ЛВРЗ. Ещё в школе она мечтала работать в милиции и носить красивую форму. Затем хотела быть следователем. После вуза в 2006 году девушка пришла на собеседование в Октябрьский отдел полиции и устроилась в дознание. Руководит отделом Ольга Арефьева уже десять лет.
«Думала, всё, ухожу, сломалась»
– Ольга, сложно ли работать в полиции, будучи многодетной мамой?
– Были моменты, думала, всё, ухожу, перегорела, сломалась. Я ведь мама двух сыновей, им нужны внимание и забота! Особенно в 2019 году, когда я забеременела третьим ребёнком, дочкой. Думала, что ей я точно уделю полноценное внимание, ведь первых двух сыновей в сущности воспитывали муж и мама. Я была номинальным членом семьи – целовала детей вечером после работы и утром, уходя на работу.
Поэтому я собралась окунуться в материнство с головой. Хотела понять, что такое быть мамой. Ушла, провела дома почти два года и снова вышла. Соскучилась по своей работе! Думаю, что иначе я бы и не могла поступить, потому что очень активная по натуре. Сын даже сказал как-то: «Тебя больше подчинённые интересуют, чем мы». Но мои сыновья понимают меня, чувствуют свою ответственность. Они осознают, что если другие дети могут нашалить, то им нельзя. Мама в форме – это серьёзно.
При этом своих сотрудниц я всегда отпускаю на больничные, если болеют их дети. «В первую очередь ты мать», – говорю. Я же могу от силы первые два часа побыть с ребёнком, вызвать врача, убедиться, что всё нормально, и убежать на работу. Не все же такие роботы, как я (смеётся). Хотя руководить – это тоже своего рода быть мамой (улыбается). Держать в голове десятки дел, данных, чисел, в любое время суток брать трубку, быть готовой помочь, подсказать.
«Ты не только себя «замарал»
– С какими преступлениями вам приходится работать?
– Дознание – это статьи небольшой и средней тяжести, части первые статей по кражам, грабежам, домашним дебоширам, наркотикам, пьяным водителям. Подозреваемых, особенно несовершеннолетних, я пропускаю через себя, беседую, профилактирую, пытаюсь понять, почему они совершают преступления. Был один мальчик, который попался на краже. Как он объяснил, ему приходилось это делать, чтобы кормить младших брата и сестру. Родители их пьянствовали.
Сейчас воришки другие. Дети из благополучных семей нередко идут на преступления. В равных долях с теми, кто из неблагополучных. Многие подростки идут на это на спор. То есть крадут что-то из магазинов, чтобы доказать себе и сверстникам: «Я тоже так могу». Спорят, смогут ли вынести товар через антикражные ворота магазина или так, чтобы охранник не заметил. Это сейчас очень распространено.
Когда я разговариваю с такими детьми, узнаю, что их родители вложили в их образование, проживание, питание большие деньги, некоторые в районах забивают скот, продают, отправляют деньги. А они вот так свои судьбы рушат. Я объясняю, что любое привлечение остаётся с тобой на всю жизнь. Ты не только себя «замарал», от твоего поступка страдают ближайшие родственники. Кто-то из них не сможет устроиться на госслужбу из-за тебя.
Не выносить сор из избы
- Что вызывает у вас особую досаду из преступлений?
- Наверное, домашнее насилие. Его называют по-разному: домашнее, семейное, партнёрское. Но у всех этих словосочетаний одно значение – насилие происходит между людьми, которые находятся в личных отношениях. В основном это дети, супруги, партнёры или бывшие супруги.
К сожалению, проблема зачастую ещё в том, что пострадавшие часто не заинтересованы в возбуждении дела против своего партнёра. Женщинам всё ещё кажется, что «нельзя выносить сор из избы», «семью можно сохранить» и «сами разберёмся», «это больше не повторится». Зачастую жертва домашнего насилия недооценивает уровень опасности.
Хочу обратиться ко всем, обращайтесь в травмпункт или иное медучреждение, где вам снимут побои. Врачу подробно расскажите обо всех болезненных ощущениях. Вам будет выдана справка с описанием всех повреждений. Медработники также обязаны уведомить дежурную часть полиции о вашем обращении. Далее обращайтесь в отделение полиции. Если же вы боитесь за свою жизнь, вызывайте полицию немедленно по телефону 02, 112. Сотрудники полиции опросят вас и насильника, вы сможете составить заявление на месте.
- Женщин-дознавателей много?
- Да. В моём коллективе, например, большинство - женщины. Мужчины у нас не держатся, наверное, потому что работа кропотливая, сроки по уголовным делам маленькие. Они предпочитают более подвижную работу. Уголовный розыск, участковую службу. Ощущается некомплект среди личного состава, поэтому нагрузка большая.
– Какие мифы о вашей работе вы знаете?
– Многие думают, что дознаватель – это такой громила с кулаками, который жёстко допрашивает людей. Это не так. В основном это милые хрупкие девушки (улыбается).
Дознаватели тоже плачут
– Ваша работа связана с риском?
– Бывает, пытаются унизить, оскорбить. Кто-то может сказать: «Ходи оглядывайся». Но такого, чтобы нападали или принижали меня по половому признаку, не было. Один как-то кинул: «Выйду на свободу, найду тебя». Но мы не боимся! Мы натренированы и подготовлены к самообороне.
– Женщина-дознаватель плачет?
– Конечно. В последний раз я расчувствовалась, когда мою маму пригласили и поблагодарили за моё воспитание. Мама тоже прослезилась. Если бы не она и не мой муж, я бы, наверное, не состоялась как сотрудник и руководитель на службе. Спасибо родным за поддержку!