фестиваль
8971

«Когда видишь счастливых зрителей, понимаешь: всё не зря!»

Интервью с арт-директором «Голоса кочевников» о том, как проходит подготовка к фестивалю

Фото: пресс-служба Бурятской филармонии

Не за горами лето, а значит, меломаны и любители хорошей, разнообразной музыки уже планируют поездку на долгожданный ежегодный фестиваль «Голос кочевников», который в этом году пройдёт 12–13 июля. За четырнадцатилетнюю историю фестиваля поездка на это масштабное музыкальное мероприятие для многих уже стала традицией.
 
В разгар подготовки к фестивалю мы решили узнать у арт-директора «Голоса кочевников» и художественного руководителя Бурятской государственной филармонии Наталии Улановой, насколько сложно организовать такой мощный опен-эйр.

- Когда и с чего начинается подготовка к очередному фестивалю «Голос кочевников»?

- Подготовка всегда начинается с сентября. Сначала это всегда подведение итогов прошлого года: мы думаем, что можно улучшить, изменить. Параллельно я постоянно слушаю музыку, знакомлюсь с новыми исполнителями, чтобы выстроить интересный лайнап. Как правило, осенью проходят разные шоукейсы, как за рубежом, так и в России, и я многие из них посещаю. Там я тоже ищу артистов.

С января уже определяются основные участники фестиваля, конкретные артисты и начинается стадия переписок, договоров и длительных согласований. У многих артистов сложные требования, десятки пунктов, каждый из которых мы должны согласовать, начиная от анонса и заканчивая бытовым райдером. Потом идёт стадия подписания договоров, и уже после этого мы можем анонсировать артиста.

Уже где-то в мае у нас начинаются активные поездки в поле, в Ацагат, в туристический комплекс «Степной кочевник». Несмотря на то что мы там много раз были, всё равно каждый раз новым взглядом смотришь на территорию. В этом году хочется и вторую сцену «Луна» сделать масштабнее, и сцену «Звезда» перенести на новое место, и сделать яркие фотозоны и уютный фудкорт. Параллельно идёт рекламная кампания, это тоже отдельный фронт работы. И уже в июле, примерно за неделю до фестиваля, начинается строительство сцен. А с апреля-мая идёт активная работа с артистами: оформление виз, покупка билетов, бронирование гостиниц.

- На какой стадии подготовка к фестивалю находится сегодня?

- Сейчас моя основная работа - формирование лайнапа. Арт-директор фестиваля - как режиссёр спектакля. Мне важно учесть очень много  факторов - ведь хочется, чтобы зрителю было интересно и он запомнил этот фестиваль надолго, как самое яркое событие лета. Важно не только удовлетворять желания публики и приглашать известных артистов, но  и открывать новые имена. Плюс хочется показать, как сегодня трансформируется фольклорная традиция в современной музыкальной культуре, и не только в России, но и в других странах. Поддержать хочется и локальную сцену, найти место в программе фестиваля молодым артистам из Бурятии.

- В подготовке фестиваля участвует только филармония или кто-то ещё оказывает помощь?

- Штат филармонии небольшой, поэтому мы привлекаем партнеров. Есть компании, которые занимаются техническим оснащением, например, наш давний партнер - компания PRO SOUND под руководством Александра Ганькина. Большую помощь в организации и подготовке площадки для проведения фестиваля оказывает руководство туркомплекса «Степной кочевник» в лице Светланы Цыбикдоржиевой. Помогает ежегодно глава администрации Заиграевского района Виталий Шальков. Нам всегда нужны генераторы, и район помогает нам с соляркой, чтобы обеспечить их работу на фестивале. Большую помощь оказывают волонтеры района и не только и конечно же наши информационные партнеры и спонсоры. 

- Подключаются ли к организации фестиваля администрации, ведомства и министерства? В чём они вам помогают?

- Мы всегда чувствуем поддержку, прежде всего нашего Министерства культуры в лице министра Соелмы Дагаевой. Она открыта к разным интересным идеям и всегда готова поддержать даже самые смелые креативные проекты.  

Поскольку это мероприятие очень большого масштаба, то мы не обходимся без помощи других министерств и просим обеспечить электричество, транспорт, безопасность. На фестивале работает большое количество сотрудников МЧС, ГИБДД, полиции, пожарных, медиков и т.д.

- На фестивале выступает большое количество групп, сложно ли всех контролировать и уделять большое внимание каждому?

- Сложно, но мы с этим справляемся. У нас уже очень большой опыт организации и составления логистических схем и расписаний для артистов. 

- Вносит ли погода свои коррективы в проведение фестиваля?

- Это самый больной вопрос, который не зависит от нас. Плохо и когда жарко,  и когда дождь, и когда сильный ветер - тогда мы не сможем поднять высоко крышу сцены. Например, в 2018 году страшно лил дождь, выступление хедлайнера было под угрозой, но, слава богу, всё прошло хорошо. Мы всегда надеемся, что погода будет хорошей, то есть облачно и легкий ветерок. Традиционно для проведения фестиваля выбирается середина июля, потому что в это время обычно не бывает дождей.

- Как вы относитесь к тому, что некоторые зрители выпивают алкоголь на фестивале?

- Нормально, все же люди приезжают на фестиваль отдыхать, и хочется, чтобы не было ограничений и жестких запретов, но при этом присутствовали здравый смысл, культура пития и поведения. А эту культуру задает, прежде всего, музыка, которая звучит на фестивале. «Голос кочевников» никогда не был «пьяным». Да и молодежи сегодня не интересен алкоголь. Мне кажется, публика на фестивале такая, которая получает кайф не от алкоголя, а от песен, танцев, эмоций, от общения и от красоты.

- Насколько требовательны к условиям фестиваля звёздные хедлайнеры?

- Есть звёзды сегодняшнего дня и звёзды прошлых поколений. Они отличаются требованиями в бытовых и технических райдерах. Я заметила, что у артистов прошлых лет всё проще в этом плане. С каждым годом в договорах и райдерах все больше условий. Мы ответственные организаторы и всегда соблюдаем все требования, и когда группа приходит на саундчек, должно быть всё готово. У многих артистов есть нюансы в бытовых райдерах - это связано с питанием, охраной, обеспечением каких-то вещей на площадке. Иногда артисты включают в райдер странные или смешные пункты, но делается это только для того, чтобы проверить, насколько внимательно организатор читал документы. Могут быть указаны какие-нибудь витаминки, носки определённого цвета и тому подобное. Заказывают машины определённой марки, указывают, чтобы музыка в ней не играла, никто не разговаривал с артистом, никто не заходил в гримерку и так далее. 

- Хотелось бы вам сделать фестиваль шире и масштабнее, чем сейчас?

- Конечно. Но, во-первых, нужна другая площадка, а во-вторых - другое финансирование. Я с большим уважением и восхищением слежу за коллегами, например, фестивалями «Дикая мята» или «Стереолето», «Уральская ночь музыки». Эти фестивали  делают очень профессиональные люди, которые невероятно любят свое дело. Нам не хватает такого же классного технического оснащения, как у них, и еще инфраструктуры для артистов на самой площадке фестиваля. Но мы работаем над этим из года в год. Главное, что у нашего  «Голоса кочевников» есть своё уникальное лицо и своя атмосфера,  и  это наше большое достоинство. 

- И последний вопрос. Что вы чувствуете в день фестиваля? Удаётся ли вам самой отдохнуть?

- Нет, конечно. Для меня это слишком большой стресс, как и для всей филармонии. Я нахожусь в постоянном напряжении, на пределе контроля, чем больше становится фестиваль, тем больше степень ответственности. Выдохнуть можно только после того, как всё закончится. Редко когда на фестивале есть пять минут, чтобы послушать музыку и восхититься любимыми музыкантами. К сожалению, вся команда «Голоса кочевников» сам фестиваль не видит как зритель. Но мы видим радостные лица людей, которые счастливы и благодарны. И вот тогда нас посещает чувство, что всё не зря!

 

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях

Читайте также