Инсульт, инфаркт или серьёзная травма могут произойти с каждым из нас. От этого не застрахован никто. Болезнь порой приходит внезапно, коренным образом меняя наши привычки и окружение. Вернуть пациента к прежней жизни или улучшить её качество помогают в Республиканском клиническом госпитале для ветеранов войн. В последние два года одними из его пациентов становятся участники СВО.
Мы побывали в госпитале, где познакомились с бойцами, проходящими реабилитацию, и со специалистами, которые им в этом помогают.
Когда слышал звуки вертолёта, с кровати чуть не падал
Дмитрия ещё до начала спецоперации беспокоили боли в спине. Однако во время боевых действий из-за постоянных физических нагрузок проблема усугубилась. У бойца начали отказывать ноги.
- Я прохожу в госпитале занятия лечебной физкультурой, принимаю капельницы, физиотерапию, иглоукалывание и баночный массаж. Спина меня беспокоила ещё до СВО, но во время спецоперации из-за постоянных нагрузок всё обострилось, ноги стали отказывать. Конечно, для полной реабилитации нужно длительное время, но я уже чувствую себя лучше. За это огромная благодарность персоналу госпиталя! К каждому из нас здесь находят индивидуальный подход, понимают суть проблемы, поддерживают не только профессионально, но и морально, - рассказывает боец.
Олег получил ранение год назад под Угледаром. У мужчины пострадал седалищный нерв, из-за чего он не мог передвигаться без опоры. Помимо физической боли Олега терзали постоянная тревога и бессонница.
- Боль была сильная. Сначала лежал в госпитале Вишневского в Москве, первые три ночи не мог спать: была какая-то ужасная тревога, - вспоминает мужчина. - Мне ставили морфий, и сквозь сон, когда я слышал звуки вертолёта, чуть с кровати не падал, начинал кричать. К концу года более-менее оклемался, но ходить мог только с тростью.
В республиканском госпитале Олега поставили на ноги. Он спокойно стал преодолевать ступеньки. В этом ему помогли собственное упорство в реабилитации и качественное лечение врачей, в том числе методами восточной медицины.
- Боли уменьшились, и теперь я хожу без трости, как видите, - улыбается Олег. - Свободно могу по ступенькам передвигаться и на велосипеде кататься. До этого без обезболивающего не мог уснуть, по вечерам становилось хуже. Иглоукалывание хорошо помогло. Нравится, что в госпитале есть симбиоз восточной и традиционной медицины, хорошее отношение персонала и в целом добрая позитивная обстановка. Сейчас у меня инвалидность третьей группы, вчера подтвердили. До СВО я работал на лесозаготовке, сейчас не знаю пока, чем займусь. Надо прийти в норму сначала.
- Олег у нас занимается на разных тренажёрах, - говорит врач физической реабилитационной медицины Ирина Ильюшкина. - Один из них - имитрон - имитатор ходьбы. Движение необходимо даже тем, кто вообще не может ходить, для циркуляции крови, снабжения кислородом органов и тканей, включая головной мозг.
В госпитале лечение проходят не только участники СВО, но и ветераны тыла, и дети войны, и обычные пациенты - после инсульта, инфаркта, с ишемической болезнью сердца и другими недугами.
Чаще всего травмы рук, ног и головы
В мультидисциплинарную реабилитационную команду госпиталя входят лечащий врач-невролог, врач физической реабилитационной медицины (ФРМ), врач-физиотерапевт, врач-рефлексотерапевт, клинический психолог, эрготерапевт, специалист по ЛФК и массажист.
В просторном зале с обилием тренажёров каждый день идёт борьба за полноценную жизнь, звучат непростые истории о судьбах людей, слова поддержки и приободряющий смех.
- Бойцы часто рассказывают, как и что происходило с ними «за ленточкой», - рассказывает Ирина Ильюшкина. - Как они сидели в окопах в ожидании помощи. У всех наблюдается посттравматическое стрессовое расстройство. Не каждый может рассказать, что с ним было, а кто-то довольно легко вспоминает и рассказывает - у всех по-разному проявляется. У каждого бойца мы интересуемся, какое именно ранение он получил. Потому что, к примеру, при осколочных ранениях часто в организме остаются осколки, они могут причинять боль и дискомфорт при движении во время занятий. Чаще всего случаются травмы рук, ног и головы. Страдают не только мышцы, но и нервы - у кого-то немеют конечности, появляется слабость, кто-то не может полноценно двигаться. Самое тяжёлое, когда страдает головной или спинной мозг. Как рассказывал один из таких бойцов, когда по их палатке вели обстрел, он вернулся посмотреть, все ли успели её покинуть. В этот момент его ранили в позвоночник, был задет спинной мозг, и бойца парализовало. Такие истории, конечно, тяжело слушать.
Некоторых бойцов не покидает страх боли. С этой проблемой также работают специалисты госпиталя.
- Мы стараемся радушно и позитивно общаться с бойцами. Для них важно, чтобы обстановка была спокойной, а разговоры простыми и ободряющими. Некоторые не понимают, в какой момент им можно отказаться от костылей. Есть определённый страх боли. Тут мы с профессиональной точки зрения, но по-простому объясняем, что кости уже срослись и можно спокойно наступать без поддержки. Мы учим их правильно ходить, садиться, вставать, делать повороты и другие движения, в которых они были ограничены после ранения, - объясняет врач-реабилитолог.
«Выгорела, даже хотела уйти из медицины»
Ирина Ильюшкина занимается медицинской реабилитацией пациентов с 2015 года. После окончания Читинской медицинской академии девушка отправилась учиться в Иркутск, выбрав терапию. Вернувшись в Бурятию, начала работать участковым терапевтом.
- Было тяжело, я эмоционально выгорела, даже хотела уйти из медицины. Но в какой-то момент меня пригласила к себе бывший главный врач Городской больницы № 4 Тамара Бидагаева. Сказала, что меня обучат ЛФК, что у них есть бассейн. Так я прошла обучение ЛФК в Новокузнецке, затем - гидрореабилитации в Петербурге. Также обучилась позиционированию и перемещению лежачих пациентов (кинестетикс). В 2019 году уехала в Москву, куда меня пригласили поработать в реабилитационный центр «Три сестры» - один из самых известных в нашей стране. Туда съезжались тяжёлые пациенты со всей России. Отработала восемь месяцев и вернулась в Бурятию. Этот опыт очень большую роль сыграл в моём профессиональном становлении. Вернувшись, я выбрала для дальнейшей работы госпиталь ветеранов, - рассказывает Ирина.
После госпиталя пациенты должны самостоятельно продолжать своё восстановление. Это особенно важно в первые два-три года.
- Когда к нам поступают пациенты, мы даём им индивидуальный комплекс упражнений и объясняем, сколько по времени они должны заниматься, чтобы получить полноценный результат. Мы ведь понимаем, что десять дней реабилитации в госпитале - это мало, люди должны в домашних условиях продолжать своё восстановление. Недавно я прошла обучение в Казани на врача физической реабилитационной медицины. Здесь, в госпитале, мы эти знания активно используем вместе, всей командой инструкторов. Я понимаю, что то, чем я занимаюсь, это моё призвание. А когда вижу результат, так хорошо на душе становится! - говорит врач-реабилитолог.
Инсульт бывает разный, но всегда важна мотивация
Как говорят специалисты госпиталя, после инсульта практически у всех пациентов развивается депрессия. В некоторых случаях даже требуется консультация психотерапевта, а иногда и таблетированная терапия.
- Если у человека нет мотивации и желания заниматься, то реабилитационный потенциал тоже становится нулевым, тут мы не можем помочь. От пациента многое зависит, - говорит Ирина Ильюшкина. - Одна моя пациентка перенесла инсульт, а затем упала и сломала бедренную кость. У неё была парализована одна сторона тела. Женщина была уже пенсионного возраста и лежала на противопролежневом матрасе. Близкие уже опустили руки, и сама она тоже. Я сказала ей, что если лежать и ничего не делать, то ничего не добьёшься. В разговоре выяснилось, что у неё есть внуки. Я спросила, хочет ли она вернуть те счастливые моменты, когда они вместе ходили на прогулки, общались. Она ответила: «Хочу». Так мы нашли её мотивацию и начали заниматься, учились сначала поворачиваться, потом садиться и вставать. Через несколько месяцев она пошла, используя четырёхопорную трость. Занимается собой до сих пор. Если у человека инсульт, то эффективность его реабилитации достигается в течение двух лет. Каких результатов он добьётся за это время, такие и останутся у него до конца жизни. Если это спинальная травма, то реабилитация должна быть не менее трёх лет. Важно постоянно заниматься самостоятельно и периодически ложиться в реабилитационный центр.
Задача специалистов не всегда поставить человека на ноги, ведь в некоторых случаях это, увы, невозможно. Главное - научить его обслуживать себя в быту и социализироваться: передвигаться, усаживаться с коляски на санитарный стул, принимать душ, пищу, одеваться и раздеваться.
Скоро в госпитале обустроят кабинет эрготерапевта, где люди с ограниченными возможностями будут заниматься упражнениями по мелкой моторике. В этом же кабинете установят кухонный модуль для обучения пациентов в настоящих условиях тому, как организовать свой быт на кухне и выполнять действия, которые здоровому человеку кажутся довольно простыми: приготовить бутерброд, вскипятить чайник, помыть и поставить в шкаф посуду. В комнате всё будет предусмотрено для удобства в том числе инвалидов-колясочников.
Эржена Башинова, инструктор ЛФК:
- Постинсультные больные - это пациенты, совершенно разные по последствиям, которые у них наступают. Для начала нужно понять, может ли он разговаривать, понимает ли тебя, может ли он самостоятельно принимать пищу, как он ходит в туалет. Порой людей с инсультом привозят просто на носилках, а выходят они уже на своих ногах. В таких случаях пациенты и их близкие плачут, обнимают нас. У нас ведь и с родственниками очень тесный контакт - мы обучаем их правильному уходу. Бывает, что пациенты звонят и пишут нам спустя время, делятся своими жизненными достижениями. Это очень трогательные моменты. Ребята после СВО, выписавшись, в дальнейшем приходят к нам в гости, поздравляют с праздниками. Работа тяжёлая, но такие счастливые мгновения того стоят!
Побывал на СВО и стал инструктором ЛФК
В работе с пациентами важны близкий контакт и доверительные отношения. С равнодушием в сердце никакой, даже самый профессиональный специалист не поможет человеку, считает коллектив госпиталя.
Инструктор-методист по ЛФК Жаргал Дондупов свой профессиональный путь выбрал, побывав «за ленточкой». На СВО он получил ранение, а теперь помогает таким же бойцам и пациентам других категорий.
- До 2021 года я учился в БГУ, получил высшее спортивное образование. После окончания вуза поехал служить по контракту. Затем началась спецоперация, где меня ранили. Больше года восстанавливался. Имея такой опыт, я решил заняться реабилитацией людей с помощью лечебной физкультуры. Одним из моих пациентов стал боец СВО, у которого был нарушен срединный нерв - он не мог поднимать руку выше 140 градусов, нарушилось движение пальцев. На протяжении десяти дней мы занимались разработкой движения его руки и пальцев, учили сгибать и разгибать руку в локте. У него появилась сила в мышцах. Мы использовали разные тренажёры, а также экспандер, гантели и мяч, - показывает Жаргал.
Сэржэн Батуев, инструктор-методист ЛФК:
- Один из наших пациентов, участник СВО, получил спинальную травму. А для человека, живущего в деревне, это особенная проблема. Когда такое происходит, из жизни выпадает не только сам пострадавший, но и ухаживающий за ним родственник. У того бойца это была 62-летняя мама. К тому же она сама испытывала проблемы со спиной, ей тяжело было ухаживать за взрослым сыном. Поэтому мы взяли в работу их обоих. Научили его садиться и пересаживаться, хотя изначально он вообще лежал. Дома ему соорудили шведскую стенку, чтобы он мог переходить в вертикальное положение, напрягать мышцы рук и чтобы кровь циркулировала по его организму. Это полезно в том числе для здоровья костей и кишечника. Мужчина оказался не из слабых духом. Он и сейчас нам пишет, присылает фотоотчёты, как занимается дома. Всё это командная работа - наша и пациентов!
Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн оказывает специализированную медицинскую помощь ветеранам войн и участникам боевых действий. В госпитале ветераны и бойцы проходят комплексную реабилитацию после перенесённых физических и психологических травм. Пациентам помогают вернуться в общество и адаптироваться к мирной жизни.
За 8 месяцев прошлого года в поликлинике госпиталя врачи приняли 150 участников СВО. Из них 112 по показаниям прошли стационарное лечение в госпитале. В стационаре госпиталя 178 мест. Работают отделения по профилям: неврология, медицинская реабилитация, терапия и кардиология.
Начальник Республиканского клинического госпиталя для ветеранов войн Лариса Шишова:
- У нас организована медицинская помощь на амбулаторно-поликлиническом и стационарном этапах. Большая часть обратившихся участников СВО нуждаются в стационарном лечении, куда они попадают на следующий день во внеочередном порядке после осмотра терапевтом в поликлинике госпиталя на проспекте Победы 10.