Сколиоз второй степени у Татьяны Сластиной обнаружили еще в 10 лет, когда лечили косолапость левой стопы. Сейчас у девушки более серьезный диагноз – сколиоз четвертой степени. Всю жизнь Татьяна подвергалась насмешкам со стороны людей, но не смирилась со своим заболеванием, занялась йогой и теперь преподает ее жителям Бурятии и России.
Взяла пример с 70-летней
Миниатюрная девушка приезжает на рейсовом автобусе из Усть-Бряни в Онохой. Здесь в одном из торговых центров находится ее школа йога-терапии «Путь здоровья». Улыбчивая Татьяна Сластина провела нас в свою студию. Это две комнаты с множеством цветов на подоконнике и всем необходимым для оздоровления: коврики, кирпичики, фитнес-резинки...
Вместе с тренером мы садимся на коврик прямо на полу. Татьяна занимает положение, чем-то напоминающее позу лотоса, в которую мы бы не сели даже в лучшие годы. Ее ноги согнуты, колени лежат друг на друге, а ступни близко к бокам.
– Мне 28 лет. С самого детства у меня косолапость левой стопы, она не растет и загнута. В 10 лет начали лечить ногу и был обнаружен сколиоз второй степени (боковое искривление позвоночника. – Прим. авт.). Упустили, и в итоге сейчас четвертая степень, – начинает рассказ о себе девушка. – По образованию я бухгалтер. Хотела работать по профессии, хотя это не мое. Раньше была продавцом кваса, мерчандайзером, продавала косметику через Интернет, была в сетевых компаниях, в администрации, в библиотеке. На этих работах поняла, что мне больше нравится общаться с людьми и работать на себя, когда на тебя никто не орет, над душой не стоит, отчеты не требует.
Когда Татьяне был 21 год, ее знакомая посоветовала ей поискать упражнения, помогающие при сколиозе. Врачи ей запретили делать какие-либо упражнения, но она все же решила последовать совету.
– Попался ролик известного российского йога-терапевта Татьяны Мариной (сейчас ей 77 лет. – Прим. авт.), которая показывала упражнения на девушке со сколиозом. Я стала изучать эту тему, было много противопоказаний. Плюнула на эти противопоказания и начала делать так, как считаю нужным. Потом записалась на двухмесячные занятия йогой в Улан-Удэ, ездила в 6 утра на 9-часовые сеансы. За это время у меня улучшилось состояние спины. Я смогла спать на спине, левом боку и впервые купила себе платье. Раньше они на мне вообще не застегивались из-за искривления позвоночника, – с улыбкой вспоминает наша собеседница.
Девушка продолжила изучение йоги и захотела сама стать преподавателем. Однако у нее были сомнения, страхи, что про нее подумают: «Да она сама себе не смогла помочь. Как она сможет помочь нам?»
– Когда работала заведующей библиотекой, взяла консультацию у Татьяны Мариной. В свой первый отпуск поехала к ней в Новосибирск. За первые две недели занятий с ней у меня ушел горб, осталась только деформация тела. Она мне предложила бросить библиотеку и прийти к ней на курсы преподавателей йоги. Я их прошла и так в 25 лет стала самозанятой, сняла помещение вместе с фотографом в Онохое и начала проводить занятия. Были накопления для аренды и покупки ковриков. Когда в йоге заработала месячную зарплату в библиотеке, практически сразу уволилась. Другой инвентарь мы уже покупали вместе с девчонками, которые занимались. Я собиралась сама, но они настояли, что скинутся, – рассказывает тренер.
Тогда абонемент на йогу стоил 1900 рублей на восемь занятий. Татьяна публиковала объявления в соцсетях, и спустя четыре месяца работы ей написали: «Девушка с йогой, сбавьте цены, и люди к вам потянутся».
– Думаю: куда еще меньше? В общем, что только мне не писали. Сначала было обидно, я отвечала, но потом за меня заступились ученики, – добавляет она.
Взаимосвязь позвоночника и конечностей
Сначала Татьяна Сластина преподавала просто йогу, а в 2022 году прошла курсы повышения квалификации и получила лицензию йога-терапевта. Это лечебная гимнастика, когда подбираются специальные упражнения под каждый случай, с учетом всех противопоказаний.
– С того момента я начала работать с заболеваниями. Пришла в йогу из желания помочь себе, а потом научилась помогать другим, – смеется она. – Многие приходят после лечебной физкультуры (ЛФК). Сейчас есть индивидуальные программы, по которым я подбираю упражнения под каждый случай, и противопоказания. Сейчас у меня практически нет клиентов без диагнозов, с таким сколиозом, как у меня, не было, максимум второй степени. У кого-то рука болит, у других артрит коленного сустава, грыжи, сколиозы, остеохондрозы, боли в спине и стопах, для профилактики. Детей беру с 10 лет. На постоянной основе занимаются 13 человек в небольших группах, остальные по индивидуальным программам. Бывает, люди не хотят делать упражнения, не приходят на занятия. С такими расстаюсь. Нет смысла прийти на одно-два занятия, не решить проблемы и уйти.
Йога-терапия – система оздоравливающих практик, среди которых можно выделить специальную гимнастику (асаны), медитацию, дыхательные упражнения, методы релаксации и концентрации внимания. Отличие от других видов йоги заключается в ее осторожности, бережности к позвоночнику и суставам.
В школу Татьяны приезжают со всей Бурятии, также есть те, кто занимается онлайн. Это люди из Улан-Удэ, Ростова-на-Дону, Смоленска. Как же проходят занятия? Сластина практически не показывает упражнения на себе, объясняя голосом и поправляя.
– Научилась видеть, какая стойка у человека, где есть зажимы. В основном со сколиозом я начинаю работать так: вытяжение и укрепление мышц спины, а потом уже все остальные упражнения. Видела в Интернете, где учат при сколиозе делать скручивания, прогибы на тренажере. Написала пост, что эти упражнения исключаются на первых этапах, потому что могут усугубить деформацию. Нужно сначала вытянуть и укрепить позвоночник. В моем случае я лет пять не делала скручивания. Даже на обычном стуле было ощущение, что тело скрутилось и не раскрутилось. После того как я научилась вытягивать и укреплять спину, у меня пропало это ощущение. Так что боли в той или иной части тела не означают, что проблемы с ней. Как позвоночник влияет на конечности, так и конечности влияют на позвоночник, – объясняет тренер.
Девушка на себе видит пользу йога-терапии при сколиозе. Ее правая нога короче левой, и при отсутствии тренировок у Татьяны опять укорачивается нога, она начинает хромать, появляются болевые ощущения в спине.
– Стараюсь хотя бы 2–3 раза в неделю позаниматься, иначе будет кошмар, – предупреждает наша собеседница. – Наверное, самая сложная поза, которую принимаю, это поза лотоса. Раньше стояла на голове, но сейчас меня никто не может подстраховать, поэтому не делаю это. Ученики стоят на голове без опоры на стену и руки, а я страхую, – говорит Татьяна. – Сейчас двухмесячная индивидуальная программа стоит 32 тысячи рублей. Плюс личная поддержка и домашние задания. Все записи занятий онлайн остаются у учеников. Конечно, платят по частям за 16 занятий.
«Открыть реабилитационный центр»
В 2023 году Татьяна Сластина стала «Человеком года» по версии газеты «Вперед». Они заметили ее еще в 2020 году, когда та выступала на районном вокальном конкурсе.
– Затем начала регулярно давать там рекламу, а в прошлом году меня пригласили на вручение премии. Сняли обо мне ролик, в котором приняли участие мои ученики. Вообще не ожидала, что у меня будут брать интервью, куда-то приглашать, вручать статуэтку и диплом, – улыбается она. – У нас музыкальная семья. Пою с детства. Вокал помогает мне раскрыть легкие, что также важно в йоге. Однажды я выступала со сложной песней на конкурсе в Усть-Бряни, и жюри удивилось, как я пою. Потому что из-за сколиоза у меня все внутренние органы зажаты, смещены в сторону. В прошлом году начала учиться играть на гитаре, о чем всегда мечтала. Уже выступала два раза.
В конце Татьяна рассказывает о своих планах на будущее. 25 марта она уехала в Санкт-Петербург на консультацию к ортопеду-травматологу, чтобы сделать ортопедический корсет Шено для лечения сколиоза.
– Если мне одобрят все, то я смогу частично выпрямить позвоночник с помощью корсета, – добавляет она. – Хотела бы в 2025 году обратиться в центр «Мой бизнес», где бесплатно оказывают помощь предпринимателям. Мечтаю открыть свой реабилитационный центр. Там будут работать другие тренеры вместе со мной и помогать людям со сколиозом, грыжами, остеохондрозом, артритом… Хочу, чтобы там работали невролог, травматолог, нутрициолог. Человек придет на консультацию, получит направление на МРТ, рентген, вернется, чтобы заниматься с тренером, и получит корректировку питания. Таких центров в Бурятии я не видела. Конечно, нужны бизнес-план, сотрудники, помещения.