художники
6333

Готика, фэнтези и бурятские мотивы

Супруги из Бурятии создают свои миры силой кисти и пера

Фото: личный архив семьи Мудровых, иллюстрации Н. Мудровой

Евгений и Наталья Мудровы – творческая пара из Заиграевского района. Они оба пишут, но каждый по-своему и своё. Он – писатель и поэт, она – художница.

Интересных и талантливых людей в нашей республике очень много. Кто-то постоянно на слуху, участвует в выставках и конкурсах, раздаёт интервью и ведёт активную коммерческую деятельность. А кто-то тихо творит, делясь своими работами в Интернете. Но Земля, как известно, слухами полнится, и даже о самых скромных мастерах мы рано или поздно узнаём. Так мы и познакомились с семьёй Мудровых.

Мечтала о космосе

Наталья, расскажите немного о себе. Откуда вы родом, кем вы мечтали стать и почему?

– Я всю жизнь живу здесь, в Бурятии. Родилась в селе Кусоты Мухоршибирского района, но много лет прожила в Усть-Баргузине. Сейчас с мужем обитаем в Заиграевском районе.

Кем я только не мечтала быть! В детстве – учителем, как моя первая учительница. Потом, как бы странно это ни звучало, космонавтом или астрономом. Очень впечатлил учебник по астрономии, который я тайком таскала у старшего брата. У нас астрономии в школе уже не было. Затем хотела стать ювелиром, но быстро перегорела.

Как и когда вы пришли к рисованию? Как искали собственный стиль? 

– Я рисую с детства, в том числе в частном порядке училась у народного художника Петра Коршункова. Предпочитаю рисунчатую графику. Профессионального художественного образования я не получила. Потом по семейным обстоятельствам у меня был перерыв лет десять. Плотно взялась за рисование где-то около полутора лет назад. Свой стиль я всё ещё формирую, но вдохновляюсь европейской художницей Эбигейл Ларсон. И теперь я знаю, кем хочу стать, когда вырасту! (Смеётся.)

Кто они герои ваших картин, иллюстраций? Откуда вы черпаете образы и характеры для своих персонажей?

– В первую очередь это природа и фантастические мотивы. Я поклонница жанра фэнтези, отсюда тематика волшебства и магии. Мои герои – эльфы Средиземья Толкина или героини из других книг близкого жанра. Ещё иногда просто вижу фото и беру его за основу, дорабатываю уже под себя. Порой слушаю песню, и в голове рисуется образ. Или по любимым песням рисую. В общем, идеи есть всегда!

26-кратный победитель

У вас заказывают работы? И кто эти люди?

– Поскольку я считаю себя всё же начинающим художником, то заказы беру крайне редко. Из других городов были заказчики. Помимо рисования я немного занималась анимацией. Сотрудничала с московской детской поэтессой Татьяной Боковой, сделала три мультфильма под её озвучку. А так, пока рисую, поскольку есть внутренняя необходимость, а заодно нарабатываю портфолио.

У вас с супругом, как понимаю, творческий союз?

– Не могу сказать про союз, мы просто оба творческие люди (улыбается). Супруг – поэт и писатель, хотя он скромничает, говорит, что ему надо учиться. И он учится. Но я считаю, что его уровень давно переплюнул большинство современных писателей! Возможно, когда-то мы создадим что-то общее.

Евгений, расскажите, пожалуйста, о себе и своём творческом пути. Есть ли у вас основное место работы?

– Родился я в Улан-Удэ, но большую часть жизни прожил в Усть-Баргузине. По родам матери и отца литераторов вроде бы не было (улыбается). Скорее, я сам с детства по интересам библиофил.

Сейчас основного места работы у меня нет ввиду состояния здоровья. Стихи и малую прозу пишу со средних классов школы. Выпустил два сборника стихов. Кстати, в нём Наташины иллюстрации.

Есть много проработанных творческих планов. Но мне всё кажется, что пока я не напишу так, как хотелось бы. Наташа ворчит, что я перфекционизмом страдаю (улыбается).

Ваша скромность мне тоже не очень понятна. Вы ведь стали лучшим из 400 участников литературного конкурса «Только текст» со своим произведением «Дедушка». О чём оно и к какому жанру относится? Как долго вы над ним работали?

– Я довольно часто принимаю участие в различных конкурсах в Интернете, в офлайн-формате редко. Первые места получал 26 раз, вторые и третьи не считал. Сейчас я на общественной нагрузке критик в одном поэтическом сообществе в сети «ВКонтакте».

В конкурсе «Только текст» с темой Байкала участвовал, можно сказать, случайно. Рассказ «Дедушка» комбинированного жанра. В его основе личные впечатления, а также легенда, которую я сам записал со слов одного дедушки-буддиста в 2003 году у подножия Святого Носа. Рассказ написан быстро – меньше часа, но думал я над ним около недели.

Сейчас у меня понемногу копится новая подборка стихов, а ещё не дают покоя идеи для прозы крупного формата. На этот счёт есть историко-приключенческие идеи и фэнтези.

Что ж, надеюсь, однажды мы услышим об этом произведении! А вы, Наталья, над чем сейчас работаете?

– Над серией открыток по книге Нины Малкиной «Красные луны Квертинда». Её истории посвящено уже с десяток иллюстраций. Это не реклама!

Творчество и нейросеть

Наталья, насколько, по-вашему, иллюстрация сегодня перспективное дело? Можно ли этим зарабатывать на жизнь?

– Думаю, очень перспективное. По крайней мере, люди на этом хорошо зарабатывают даже сейчас, в эпоху нейросетей. Нейронка – хорошая вещь, но она пока не способна давать какой-то оригинальный стиль. Я сама её использую лишь как инструмент для построения композиции и цветопередачи. 

Что касается заработка, я удалённо администрирую интернет-магазин, а Женя редактирует тексты и пишет материалы на заказ. Но это такая работа, нерегулярная. Во всяком случае, на жизнь нам хватает!

Евгений: Но всё же мне не помешала бы постоянная работа. Я могу корректировать и редактировать тексты, писал для грантов, неплохо умею верстать книги. Есть удостоверение журналиста. Но поскольку мы сейчас живём в селе (уехали из города по здоровью), работа может быть только удалённая.

Наталья, планшет ваш основной инструмент в творчестве?

– Да, сейчас я использую планшет, а также компьютер. В планах вернуться к акварели и маслу, если позволит время. На планшете рисовать удобнее, так как красками не всегда можно реализовать некоторые приёмы. Ими нужно создавать всю картину сразу, в программе же можно редактировать детали – цвет, прозрачность, размер и так далее.

В вашем творчестве прослеживается некая грусть.

– Да, есть такое. Чаще в своих рисунках я использую тёмные цвета. Да и в жизни люблю больше ночь и сумерки (улыбается).

У вас с Евгением общая любовь к фэнтези?

– Да, эта любовь началась с книг Толкина. При этом жизнь у Байкала тоже накладывает свой отпечаток на наше творчество. Мне, например, очень нравятся бурятские орнаменты. Я, наверное, в дальнейшем буду совмещать готический фэнтезийный стиль с бурятскими мотивами.

Надежда стать мамой и папой

Расскажите историю вашего с Евгением знакомства. Каково это – союз двух творческих людей?

– Мы с Женей работали в одной организации, но толчком к отношениям стала свадьба моей двоюродной сестры. Наверное, просто так совпало, что мы оба творческие люди (улыбается). Это как минимум интересно: прежде чем опубликовать стихотворение или иллюстрацию в Интернете, мы делимся друг с другом, высказываем мнение и, если надо, что-то поправляем. Нам всегда есть что обсудить и о чём пофилософствовать!

Мы с мужем люди простые и не любим бежать на баррикады. У нас много общего и в характере, и в образе мышления. Но при этом я постоянно стремлюсь что-то создавать и его к этому подталкиваю (смеётся).

Мы всё ещё не оставляем надежды о детях, чтобы передать им свой опыт и знания. Библиотека опять же у нас большая, и будет жаль, если она пропадёт. Мы с Женей много переезжали в поисках лучшего, но пришли к тому, что нигде не лучше и не хуже, поэтому остановились в селе. И для жизни нам много не надо!

ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА ЕВГЕНИЯ МУДРОВА «ДЕДУШКА»

... В девяносто восьмом по случаю побывал в посёлке Юбилейном. Родня по делам, а я балластом. Со скуки. Место в машине есть, время есть. Пока дела решались, познакомился с дедом-эвенком. Маленький, щуплый, но жёсткий и провяленный ветрами. Он впечатлил меня интеллектом. Я чувствовал себя перед Санычем как Ватсон перед тремя Холмсами.

Это он так представился – Санычем.

– Александрович? – переспросил я.

– Нет. И не Александр. Ты моё имя всё равно правильно не скажешь, – дед блеснул прокуренными зубами. – Зачем ссориться? Зачем обижаться? Саныч!..

Он говорил быстро да чётко, каждая фраза продумана. Запросто цитировал книги, коих прочитал тысячи. Мощное впечатление. Дед так дед!

С его слов я так понял, что он сам в гостях. Соль, перец, чай, нож с мятой кружкой и полдесятка книг в котомке. Перемещаться предпочитал пешком, а ограничен был разве что размерами континента.

Интересный разговор вышел. Заодно я спросил про дух Байкала.

– Есть такой! – закивал дедушка Саныч. – Могучий дух! Ты знаешь такое слово «бурхан»?

Кто ж не знает бурханы? По всей Бурятии встречаются. Издали видны: деревья либо кусты с ленточками. Место проживания духа местности и подношения ему. На добрую дорогу. Кто ленту повяжет, кто молоком либо водкой брызнет, а то ещё монетку кинет, обязательно белую и с уважением.

– Это не бурханы. Буряты называют их обоо. Бурхан – это имя. Имя человека.

– Человека? – не выдержал я почтительного молчания.

– Да. Лет восемьсот назад прибыл в эти места человек. Буддист, а буддистов здесь и не знали ещё. Сильный, много знающий. Непростой. В то время на берегу Байкала жили самые отчаянные, кто смерти не боялся. Потому как дух Байкала людей не любит. С давних пор хранит он обиду, гневается на людей. В чём та обида, есть легенды, но они все разные. Какая правда, не ведаю.

Вот потому и убивал Байкал людей, где мог. Веками. На Ольхоне совсем отчаянные жили. Каждое плавание как последнее. Шквал, шторм… и всё. Простые люди к берегу подходить боялись.

Узнал о том Бурхан. Прибыл на Ольхон. И погрузился в молитвы. Однажды вышел он в море на лодочке. И настал такой шторм жуткий, что и не помнили такого никогда! Через два дня лодочка пришла обратно. Вышел из неё измученный Бурхан и сообщил, что боролся он всё это время с духом Байкала в честном поединке. И победил. Как победитель взял с Байкала клятву, что не будет дух людей убивать открыто и много.

С тех пор много людей зараз на Байкале редко гибнут. И на глазах других редко смерть находят. Если гибнут, один-два и никто не видел. Верен Байкал клятве до сих пор. Вот только любовью к людям Байкал не проникся. Сам знаешь, что люди порою творят.

Знаешь такое слово «эгрегор»? Коллективный разум общности человеческой. Так вот, чувствует эгрегор живущих на Байкале недоброе отношение. Защищаться старается. Потому на берегах Байкала много людей сильных рождается, с особыми способностями.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях