На днях глава Бурятии Алексей Цыденов сообщил, что республика приступает к строительству Северомуйского тоннеля. Договор генподряда с РЖД уже подписан. Какую роль железнодорожная артерия сыграет в системе грузоперевозок России? И как новый проект поможет в развитии экономики севера Бурятии? Давайте разбираться.
Большой шаг вперед
Модернизация Восточного полигона началась чуть больше 10 лет назад. На первом этапе по маршруту БАМа и Транссиба построили ряд пограничных переходов, станций, тоннелей и мостов. А на втором взялись за строительство путей. Почти 1,5 тыс.км железных дорог реконструировали и снабдили новыми мощностями электричества. Все это помогло повысить объем грузоперевозок, но в корне проблему не решило - пропускных способностей магистралей по-прежнему не хватало.
После начала СВО и введения западных санкций вопрос встал острее. Россия начала активно развивать торговлю со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, с Китаем. Объем перевозок в сторону портов Дальнего Востока рос с каждым годом и Владимир Путин поручил приступить к третьему этапу модернизации Восточного полигона. В него входит строительство Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей, а также возведение моста через Амур.
В Бурятии к строительству новой артерии подошли быстро и всерьез. Еще 30 марта был подписан договор генподряда с РЖД, а уже 18 апреля в Бурятию приехал руководитель федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Дружинин. Вместе с главой республики он посетил Муйский район, а затем провел рабочее совещание по организации строительства нового тоннеля.
Руководитель федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Дружинин:
“Сегодня Северомуйский тоннель – одно из тех лимитирующих звеньев, которые не дают нам в полной мере обеспечить потребности в перевозках, которые сегодня существуют. Мы подошли к реализации проекта – это на самом деле очень большой шаг вперед. Готовы оказать полноценное содействие, потому что для железнодорожного транспорта, повторюсь, это серьезнейшая и важнейшая стройка.”
Строительство трех новых тоннелей и моста позволит увеличить пропускную способность полигона до 270 миллионов тонн грузов год. А следовательно и укрепить торговые отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Рост пропускной способности Восточного полигона:
- 2021 год - 144 млн тонн
- 2022 год - 158 млн тонн
- 2023 год - 173 млн тонн
- 2024 год - 180 млн тонн
Бурятия как ворота в Азию
Значимость Северомуйского тоннеля в федеральных масштабах понятна. А в чем выгода Бурятии? Для нас главный плюс строительства тоннеля - это новый импульс к развитию севера республики. В советские годы там, где строили БАМ появлялась цивилизация - росли новые города и поселки, развивалась экономика. Для севера Бурятии строительство тоннеля в Муйском районе станет вторым дыханием.
Глава Бурятии Алексей Цыденов:
“Строительство Северомуйского тоннеля - крайне важное событие, колоссальный по значимости для Бурятии проект. Будут созданы на длительный период новые рабочие места, это большие объёмы строительства, безусловно, оживление экономики прилегающей территории, новые налоговые поступления в бюджет республики. Для наших предприятий - это возможность отгружать больше грузов, снимается дефицит пропускных способностей, появятся новые перспективы для освоения месторождений полезных ископаемых. Развитие БАМа и Восточного полигона - это проект очень значимый для всей страны”.
Благодаря строительству Северомуйского тоннеля в Бурятии появятся тысячи новых рабочих мест. И условия труда там обещают быть очень хорошими, ведь строителей БАМа всегда поощряли рублем и особыми привилегиями. Вопросом о кадрах в Бурятии задаются уже сейчас. Стройка должна пройти качественно и в срок, поэтому республике нужны хорошие специалисты, владеющие необходимыми компетенциями.
И в Бурятии такие кадры есть. Одной из площадок для подготовки кадров на масштабную стройку может стать Железнодорожный колледж Улан-Удэ. В рамках рабочего визита ссуз посетили глава Бурятии и Алексей Дружинин. Оба пришли к выводу, что востребованность у специалистов будет только расти.
К примеру, во втором этапе модернизации Восточного полигона было задействовано более 15 тыс. человек. С учетом того, что третий этап обещает быть в разы масштабнее и дороже, рабочей силы понадобится еще больше. И Бурятия готова обеспечить ей не только Северомуйский тоннель, но и стройки в других регионах.
Развитие БАМа в наших руках
Точкой отсчета начала новой стройки стало памятное гашение марки, посвященной 50-летию БАМа. В церемонии гашения приняли участие Алексей Цыденов, Алексей Дружинин и директор УФПС Бурятии Почты России Сергей Грачёв.
- 50 лет начала строительства БАМ - значимая дата для всей страны. И сегодня, когда вся страна разворачивается на восток, значение БАМ выросло вдвойне, а то и втройне. Хочу поблагодарить Почту России за проект выпуска марки. Это марка - символ, память тех лет, тем людям, которые начинали БАМ. Мы их продолжатели, теперь в наших руках развитие БАМ. При такой поддержке Президента БАМ будет больше, мощнее, - отметил глава Бурятии.
Алексей Цыденов прав: сегодня развитие БАМа и впрямь в наших руках. Транспортно-логистические преимущества Бурятии делают ее реальными воротами в Азию. В условиях противостояния западным санкциям, Северомуйский тоннель станет ключевой точкой соприкосновения России и Китая - одного из главных торговых партнеров страны.
Поэтому проект развивается стремительно. На сегодня в Бурятии формируется постоянно действующий штаб по строительству Северомуйского тоннеля. В него войдут республиканские министерства и агентства, а также представители ОАО «РЖД», Росреестра, МВД и других органов власти.
Розданы и первые поручения республиканским министерствам. Подрядчику оперативно выделят земельные участки для строительства тоннеля, а на территории создадут стройгородок на несколько тысяч рабочих. Там будет все необходимое для полноценной жизни: дороги, объекты здравоохранения, культурные и спортивные объекты, общепит, торговые сети и, конечно, вся коммунальная инфраструктура, заканчивая очистными сооружениями и полигоном для строительных отходов.
Север Бурятии становится важной точкой транспортной системы России. Как результат, развивается и сама республика.