медицина
7625
1

Тело на благое дело

Бурятия приступит к операциям по посмертному донорству

Фото: freepik.com

Почему тему пересадки органов окутывает так много мифов, страхов и предубеждений? Как эту процедуру регулирует закон? Как к посмертному донорству относится Русская православная церковь и что думают на этот счёт буддисты? В конце – результаты опроса жителей Бурятии. 

31 год назад в России приняли закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (22.12.1992). По нему трансплантация допускается исключительно с согласия живого донора. Закрепляется и презумпция согласия на изъятие органов у трупа. Согласно этой презумпции, каждый совершеннолетний гражданин России, который при жизни не выразил своё несогласие на использование после смерти его органов и тканей с целью пересадки, рассматривается как потенциальный донор. 

Готовы начать

Согласно закону, в перечне допустимых для пересадки органов и тканей человека 25 пунктов, в том числе сердечная мышца, глазное яблоко, трахея, костный мозг, стволовые клетки, легкое, печень, почка, селезенка и другие. 

В РКБ им. Н. А. Семашко за последние три года провели девять операций по трансплантации почек от живых родственных доноров. На 2024 год запланировано семь таких операций. Также специалисты намерены начать оперативные вмешательства по пересадке печени. 

Случаев же посмертного донорства в Бурятии на сегодняшний день пока ещё не было, однако не так давно в Минздраве республики сообщили, что готовы приступить к таким операциям. 

Шанс на новую жизнь

Для некоторых пациентов трансплантация – единственный способ выжить. В нашей республике сотни людей находятся на заместительной почечной терапии (гемодиализе) – большей части из них трансплантация изменила бы жизнь. 

Посмертное же донорство позволит спасти ещё больше людей. Однако в Бурятии до сих пор не был выявлен так называемый эффективный донор, который мог бы поделиться своими органами после смерти. У пациентов, у которых фиксировалась смерть мозга, имелись такие противопоказания, как туберкулёз, активные инфекционные или онкологические процессы либо аномалии развития, которые относятся к относительным противопоказаниям. 

Если почки в Бурятии уже пересаживают, то за другими органами жители республики едут в иные города, где встают в «лист ожидания». При этом данный лист является не очередью, а списком, из которого выбирается наиболее подходящий конкретному органу кандидат (пациент). Решение принимается исходя из целого набора показателей, в том числе по группе крови. Чем больше совпадений, тем больше шансов. 

Долгожданное событие для пациентов

В 2024 году в Бурятии планируется впервые начать трупную трансплантацию почек, говорит министр здравоохранения республики Евгения Лудупова. Уже проводится ежедневный мониторинг пациентов с комой III степени, а также идет работа с «листом ожидания» и ежемесячно – отборочная комиссия. 

– В настоящее время в листе ожидания находятся 24 пациента, – говорит Евгения Лудупова. – Почки – главный выделительный орган, мощный природный «фильтр», жизненно необходимый каждому человеку. Когда случаются сбои в их работе, развиваются серьезные заболевания. В некоторых случаях требуется серьезное хирургическое вмешательство – трансплантация органа. Трансплантация почки – это операция, при которой здоровая почка от другого человека пересаживается в тело пациента, страдающего хронической почечной недостаточностью. Это часто долгожданное событие для многих пациентов с хронической болезнью почек. 

Настоящая борьба и каждодневные испытания – из этого состоит жизнь таких пациентов. Впрочем, здоровому человеку сложно представить все её нюансы. Историю одного из них – Андрея Асташова, больше 20 лет прикованного к инвалидному креслу, мы рассказывали несколько лет назад. Ещё 13-летним школьником Андрей попал в ДТП по вине пьяного водителя. Подросток получил перелом позвоночника и нарушения в работе органов таза. 

Прогнозы врачей были неутешительными: Андрею сулили полностью лежачий образ жизни и даже скорую смерть. Однако после операции в Новосибирске он почти сразу начал сидеть. Понемногу подросток стал привыкать к выпавшей на его долю ноше, но в 2014 году у него начались проблемы с почками. Теперь он вынужден пожизненно через день ездить в Улан-Удэ на гемодиализ из села Нижний Жирим Тарбагатайского района. 

В 2012 году Андрей стал одним из первых инвалидов в Бурятии, отучившихся на права с ручным управлением. Молодой человек вынужден таксовать, чтобы заработать хотя бы на бензин для поездок на гемодиализ. 

Мнение Русской православной церкви

Цитата из совместного заявления Отдела по взаимоотношениям церкви и общества и Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата о проекте федерального закона о донорстве органов: 

«Это подлинно христианский поступок, он совершается по примеру Господа нашего Иисуса Христа, который пришел в этот мир, чтобы добровольно принести себя в жертву, отдать свою плоть и кровь для спасения мира. Все христиане призваны жить по примеру Спасителя и жертвовать собой ради других. Донорские органы, изъятые у умерших, могут спасти жизни других людей. Особенно острая необходимость в органах для пересадки наблюдается в нашей стране». 

Вернуть кармический долг

Буддисты считают, что, поскольку после смерти человека перерождается лишь его сознание, а тело остаётся в этом мире, отдать орган человеку, у которого ещё есть шанс на жизнь, – это большая добродетель. 

– Более того, поступая так, мы как бы возвращаем свой кармический долг, – говорит настоятель Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» Еши-Намжил лама (Олег Очиров). – Если человек при жизни добровольно даёт согласие на то, чтобы его органы были использованы во благо другим людям после его смерти, это, конечно, добродетель. В тибетском буддизме в принципе это было давно поставлено на поток. Существуют пять видов похорон: придать своё тело земле, дереву, воде, огню и камню. Способ определяется астрологически, то есть лама-астролог вычисляет, кому какой способ подходит. В Тибете большинство людей обычно сами изъявляли желание придать своё тело камню, даже если астрологически им было предначертано иное. В этом случае тело усопшего отдавалось лекарю – врачу тибетской медицины, который вместе с учениками его забирал и увозил в пустынное место. Там на камне его тело разделывали. В те времена пересадка органов практиковалась редко, поэтому мало что брали из тела умершего. Поэтому остальное просто разбрасывалось на местности в качестве подношения стервятникам. Смысл этого в том, чтобы вернуть кармический долг, отдавая свою плоть живым существам. Ведь при жизни мы тоже потребляем их плоть. Когда человек решает отдать свои здоровые органы другому человеку, думаю, что мотивация и смысл в этом случае примерно такие же. И это большая добродетель. 

Мифы или реальность о трансплантации

Могут ли человека поспешно признать умершим и вместо спасения начать «разбирать на части»? Можно ли продать свою почку не родственнику? Можно ли получить орган без очереди? Отвечает академик РАН, д. м. н., профессор, директор Центра трансплантологии им. Шумакова Сергей Готье. 

Дорого ли обходится такая операция российскому пациенту? 

– Трансплантация органов входит в программу государственных гарантий. Эти высокотехнологичные операции выполняются в России бесплатно, в рамках полиса обязательного медицинского страхования. 

Как ищут доноров и кто может им стать? 

– Родственным донором может стать любой дееспособный гражданин, достигший возраста совершеннолетия и находящийся в кровном родстве с больным: мать, отец, сын, дочь, бабушка или дедушка, дядя или тетя. Посмертное же донорство, обусловленное презумпцией согласия, предусматривает возможность рассмотрения в качестве донора человека, у которого диагностирована смерть головного мозга. 

Можно ли похитить человека на улице и пересадить от него орган кому-то? 

– Человека украсть можно, наверное, но вот пересадить от него орган кому-то – нет. Эти мифы необоснованны, потому что трансплантация органа предполагает высочайшую квалификацию врача и исключительные условия для проведения операции и последующей реабилитации, включая постановку в регистр для получения необходимых лекарств в посттрансплантационном периоде. Условия и возможности проведения трансплантации созданы только в серьезных медицинских учреждениях. 

Платят ли донорам? Можно ли продать свою почку? 

– В российском законодательстве есть закон от 1992 года, который предусматривает уголовную ответственность за любые формы коммерческих соглашений купли-продажи органов. Именно с этим важнейшим антикоррупционным аспектом связана формулировка в законодательстве, которая ограничивает прижизненное донорство родственными связями. Это важнейший момент. 

Могут ли человека признать умершим преждевременно и, грубо говоря, начинать «разбирать на части», вместо того чтобы спасать? 

– Один из частых и устаревших мифов, который, к сожалению, иногда воспринимается всерьез до сих пор. Это те самые слухи, которые распространяются людьми некомпетентными и очень далекими от сферы трансплантологии. Все протоколы по констатации смерти строго утверждены законодательством и не могут допускать каких-либо отклонений в диагностике смерти мозга. В процессе участвуют несколько специалистов, а весь процесс от констатации смерти мозга до пересадки его реципиенту предполагает координацию нескольких учреждений – это многоэтапная работа независимых специалистов, требующая четкого соблюдения регламента. 

Сколько людей не дожидается своей очереди? И почему нельзя сделать все «быстрее»? 

– Во всем мире рост количества людей, состоящих в листе ожидания, опережает темпы появления донорских органов. Есть срок ожидания органа, который связан с тщательностью подбора для наиболее оптимального результата. Это не означает, что пациенты не дожидаются своего органа, наоборот, если состояние реципиента стремительно ухудшается, то его переводят в «ургентный», то есть «срочный», лист ожидания. И тем самым сроки ожидания сокращаются, и мы оперируем этих пациентов, тем самым спасая им жизнь. 

Только после смерти 
У пациента с установленной смертью мозга некоторое время могут поддерживаться такие процессы, как кровообращение и дыхание. Родные умершего могут воспринять это как признаки жизни и спросить с врачей, приложили ли они все усилия для спасения жизни. Между тем для того, чтобы убедиться в смерти мозга, специалисты проводят длительную и сложную процедуру, в которую входят различные клинические тесты. Состояние пациента должно отвечать всем критериям, и только тогда констатируется его смерть. Занимается этим целая комиссия врачей-специалистов. Вопреки мифам, трансплантологи в процедуре констатации смерти мозга не участвуют. 

Опрос

В нашем телеграм-канале мы провели опрос по теме трупной трансплантации. Мы спросили подписчиков: «Готовы ли вы стать донором органов и (или) тканей после своей смерти? Как относитесь к посмертному донорству?» 

Готовы поделиться необходимыми органами после смерти 52 % голосовавших. 33 % не уверены. 12 % считают, что их тело принадлежит только им. 3 % готовы отдать почку при жизни.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях