интервью
5851

Юрий Ботоев: «Хватило бы жизни воплотить всё задуманное на экране»

Режиссёр фильмов «Головар» и «2020» - о рисках в кинопроизводстве, феномене бурятских фильмов и творческих планах

Фото из личного архива Ю. Ботоева

Недавно в широкий прокат вышел фильм о ковидных временах «2020». Эта картина стала уже шестой полнометражной работой Юрия Ботоева, предыдущие его картины, такие как «Головар» и «Золото империи», имели успех у российского зрителя.

В интервью «Информ Полису» режиссёр ответил на наболевшие вопросы о местном кино: можно ли зарабатывать на съёмках фильмов, почему у нас снимают в основном криминал и комедии и чем рискует человек, решивший снять свою картину.

- Юрий, здравствуйте! Для начала расскажите, на каких фильмах вы сами воспитывались? Какие из них вдохновляли на создание своего кино?

- Здравствуйте! Наше поколение росло на советских фильмах, также мы смотрели на кассетах ленты из-за рубежа. Когда во время службы в армии я попал в госпиталь и лежал в палате, дверь в коридор была открыта, и там висел телевизор - показывал трилогию «Назад в будущее». Меня этот фильм покорил какой-то простотой, своей наивностью, игрой актёров. Это был переломный момент. Не знаю, как это повлияло, - просто хороший фильм.

Вдохновлял меня тот же «Крёстный отец». В «Головаре» где-то у нас пытаются мысли пересечься. Недавно пересмотрел «Балладу о солдате» - там очень хорошая операторская работа. В детстве не мог понять картину «Кин-дза-дза!», а сейчас иногда пересматриваю кусками, думаю: какой классный фильм! Конечно, там актёры мастера. Думаешь, как это у них так получалось? Потом понимаешь, что в советское время у талантливых и способных людей не было возможности проявить себя нигде, кроме как в кино. Вот сейчас смотришь на какого-нибудь крутого, богатого бизнесмена - из него мог бы получиться хороший актёр, но он стал бизнесменом. Если бы бизнес был в советское время, может быть, и Евгений Леонов и другие актёры возглавляли бы какие-то крупные корпорации.

- Давно ли вы занимаетесь режиссурой и работой в кинематографе?

- В детстве я ходил в кинофотостудию, мне нравилось фотографировать, снимать на киноплёнку, именно технологические процессы нравились. Потом всё это перешло в творчество. По сути я технарь, но работал на телевидении режиссёром рекламы. 2 мая будет 30 лет как я впервые пришёл на телевидение в качестве оператора. С детства это всё шло как хобби, которое стало увлечением на всю жизнь с минимальными рисками, ведь мне в этой сфере работать проще, потому что за плечами уже пять фильмов, к которым я сам писал сценарии, режиссировал, подбирал актёров, снимал, ставил свет, звук и так далее.

- Можно ли в Бурятии зарабатывать на жизнь, занимаясь только съёмками кино?

- Кинематограф - он системный, каждый четверг выходит пакет новых фильмов, и, соответственно, это такой серьёзный бизнес. Наше кино выпускается от случая к случаю. Были времена, когда в год по несколько фильмов выходило. Сейчас меньше. Наверное, остались только оптимисты, такие как я, которые с детства работают с кино.

У региональных кинотеатров есть определённый потенциал. Если вы заходите в кинотеатр со своим фильмом, вы должны рассчитывать на определённый доход, который будет не таким значительным. Если федеральный фильм, такой как «Чебурашка», зарабатывает 6 миллиардов рублей, то у нас дай бог несколько миллионов заработать. Надо учитывать, что идут определённые затраты на производство, зарплату актёрам, реквизиты и прочие дела. При этом в лучшем случае ты тратишь год жизни, соответственно, ты должен больше ничем не заниматься и рисковать свободным временем. Это огромные риски. Зачастую ты вносишь свои личные средства - это тоже риск. Хорошо, если вышел в ноль.

Фильмы снимаются не каждый год. Если люди считают, что на доходы от картины можно жить, то это обманчивое впечатление. Даже если ты раз в год снимаешь кино, то всё равно надо заниматься чем-то ещё. Это я говорю по поводу себя, потому что кто-то из наших, местных ребят прорывается в Москве, снимаются и двигают свои проекты на федеральных каналах. Они, по всей видимости, ставят перед собой задачу, чтобы кино было максимально коммерческим. С моей точки зрения - это заработок с проката, плюс монетизация благодаря онлайн-кинотеатрам и YouTube, который пока ещё не запретили.

- Выходит, что съёмки кино в Бурятии всегда будут осуществляться за счёт энтузиастов. Не получится ли так, что человек снял фильм, ничего с этого не заработал и потому решит вскоре бросить это занятие... И тогда некому будет снимать кино?

- Риски есть всегда, поэтому, когда люди делают кино, я всегда советую, чтобы они не относились к производству художественных фильмов как к возможности заработать один раз и на всю жизнь: если будешь так думать, то разочаруешься и больше не вернёшься к творчеству. Когда люди с нуля что-то начинают делать, я всегда их предупреждаю о многочисленных рисках. Если человек, не зная, что такое кино, замечательный сценарий написал, решил собрать команду, ему везде надо будет платить: оператору, монтажёру и так далее. А заработает ли фильм, не факт.

Поэтому желание снимать кино должно быть призванием, чтобы в случае, если это не совсем хорошо «стрельнет», человек получил хотя бы моральное удовлетворение.

- Вы тоже делаете кино за свой счёт?

- Частично да. На «Золото империи» мы выиграли субсидию от Министерства культуры Бурятии. Нам дали 3 миллиона рублей, на которые мы купили новое оборудование, что позволило на последних фильмах повысить качество картинки, что даёт возможность выходить на показ и в других регионах.

- Ваш фильм «Головар» на сегодняшний день набрал в YouTube более 24 миллионов просмотров, «Золото империи» - 4,2 миллиона. Чем зрителей страны привлекает наше региональное кино?

- Скорее всего, их смотрят, потому что федеральные фильмы делаются по определённым шаблонам, имеют свой почерк - что-то между голливудским и советским, со своей определённой идеей с русской мыслью. А региональное кино по-своему интересно. Я езжу на фестивали, где смотрю башкирские, татарские, якутские и наши бурятские фильмы. Но у нас всё-таки ленты не совсем национального характера - они более светские, со своими оттенками. Когда людям интересно знать, что происходит в Бурятии, они, естественно, будут смотреть наше кино. По YouTube мы наблюдаем статистику: того же «Головара» посмотрели во многих странах мира, понятно, что делают это русскоязычные люди, ностальгирующие по родине.

Наше кино в поисках какого-то своего почерка. Здесь присутствует некая хитрость - сохранить свою самобытность плюс показать такое кино, которое будет понятно всей России.

- Как вы подбираете актёров на роли в своих фильмах?

- Со временем приходит опыт. Когда начинаешь писать сценарий, ты создаёшь определённый образ, начинаешь воплощать его в жизнь - а у тебя нет таких людей. Переделывать профессионального актёра-холерика во флегматика, взяв его из профессионального театра, сложно. У каждого актёра свой исполнительский диапазон. В Москве проще: ты пришёл на «Мосфильм», взял огромную картотеку, где видишь типажи и характеристику человека. Плюс там кино стало продюсерским и, самое главное, продаваемым, поэтому чаще используют запоминающиеся лица.

Постепенно нарабатывается своя база, какие-то актёры тебе нравятся, и в последних фильмах я использую определённый костяк, плюс добавляются новые люди, которые в последующем будут переходить в новые проекты. Я знаю их особенности и возможности, и значит, когда будет писаться сценарий, персонажи там будут примерно создаваться под наших актёров. Зрительская реакция видна, есть понимание, кто людям нравится, и хочется, чтобы и актёры дальше себя развивали, зрителям нравилось кино, а мы тоже получали моральное удовольствие. 

- В ваших картинах снимаются как профессиональные актёры, так и непрофессионалы. С кем из них сложнее работать?

- У актёров из театра исполнительская манера театральная. Для кино же важно, чтобы всё было естественно. Раньше театральные актёры думали, что нужно именно с этим театральным бэкграундом приходить в кино, потому что они считали, что это правильно. Со временем они стали вести себя в кадре проще. Сложность профессионального театрального актёра в кино в том, что в театре ты должен начать спектакль и закончить его на одном дыхании, а кино у нас снимается частями и чаще всего не последовательно.

Есть и талантливые непрофессиональные актёры. Лет 10–15 назад было сложно найти среди непрофессионалов потенциальных актёров, а сейчас, когда у нас снято уже около 50 фильмов - и комедийных, и криминального характера, и драм в том числе, - люди прекрасно понимают, что могут стать актёрами, потому что они ходят в кино, где-то критикуют и представляют, как сыграли бы сами.

- В Бурятии в основном снимают ленты криминального и комедийного жанра. Почему бы не снять что-то другое?

- Мы сняли кино «2020» - это драма с элементами комедии. «Золото империи» - это мистика с хитрой концовкой. Раньше фильмов делалось больше, потому что время было более наивным. Кавээнщики снимали комедии.

Первые зрители были не такие требовательные, и когда они видели на большом экране знакомые улицы Улан-Удэ и знакомые лица, то это было душевным удовольствием. А сейчас зритель становится более искушенным, поэтому растёт качество картинки, звука, режиссуры, сценариев. Зрителя тоже можно понять, потому что он покупает билет по такой же стоимости, по которой может купить билет на многомиллионный блокбастер.

Сейчас я бы посоветовал снимать сказки. Люди активно на них ходят, потому что, когда ты живёшь в тяжёлое время и приходится все время напрягаться, хочется иногда расслабиться. Но опять же у сказок есть свой момент: когда все начали их снимать, они перестали быть качественными. Некоторые сказки повторяются: просто берут советский мультик и снимают то же самое, только в людях, не меняя ничего. И зрителям это не нравится.

- Не хотели бы попробовать снимать сериалы?

- Сериалы - это долгое кино. Если полуторачасовое кино снимается долго, то тут каждая серия по 40 минут, а их должно быть либо 4, либо 8, 12, 16, и это должно продаваться телевидению. На местном уровне это не окупится, а на федеральном есть свои госзаказы, и там конкуренция. Если снимать сериал, то надо выходить для начала с какими-то пилотными выпусками, и если это понравится зрителю, то продолжать.

- Сегодня в Бурятии есть много киностудий, индивидуальных режиссёров. Стоит ли всем людям из этой сферы объединиться в единую студию?

- У нас своя специфика, каждая студия делает кино сама по себе, у каждой свой почерк, каждая прорывается индивидуально, и когда нас пытаются объединить в различные союзы, я вижу, насколько это сложно, потому что нет общей идеи и концепции. Каждый нашёл свою нишу, и ему комфортно в его ситуации. Единственное, что нас объединяет, так это то, что мы называемся «бурятское кино».

- А чем вы занимаетесь между съёмками фильмов?

- Занимаюсь телевидением, видео, всем, что связано с производством телевизионных и документальных роликов. В этой профессии я, как уже сказал, почти 30 лет. Эта работа позволяет в промежутках заниматься и кино. Сейчас вышел фильм «2020», и, казалось бы, можно отдохнуть, но тянет к тому, чтобы делать что-то новое. Ты получаешь эмоции со стороны зрителей, тебя захватывает, хочется ещё что-то делать, в голове куча идей, сценариев много, и, кажется, не хватило бы целой жизни, чтобы всё это воплотить на экране.

- Расскажите о творческих планах.

- Надо закончить историю с «Головаром», и сделать это нужно в ближайшее время. Что будет дальше - неизвестно, но планов много. Фильм всегда должен соответствовать времени. Если мы смотрим картины про войну, то понимаем, что они сняты не для тех, кто тогда воевал, а для нынешнего поколения и языком нынешнего поколения. Если ты сейчас снимаешь кино, то должен в какой-то степени угадывать, что будет через полтора года востребовано, когда фильм выйдет.

- О чём вы мечтаете как режиссёр?

- Мне повезло, что я могу снимать ленты, будучи уже в таком зрелом возрасте. Всегда хочется, чтобы каждое новое кино было ещё более востребованным, и всегда хочется, чтобы твои картины были не только сегодня понятны зрителю, но и в другие времена. Есть желание быть понятным людям, говорить «языком улиц и площадей». А мечт много, и одна из них - дальше снимать хорошие фильмы.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях