Когда-то легендарную стройку называли дорогой в никуда, теперь её ждёт второе рождение.
«Северобайкальск рос на моих глазах»
О жизни в палатках суровой зимой и об особенностях снабжения БАМа вспоминает ветеран БАМа из Северобайкальска Елена Пензина. Она приехала на БАМ в октябре 1975 года.
— Я ехала сюда, можно сказать, вслепую. Первым приехал сюда муж в июле. И обратный адрес указал — город Нижнеангарск! Может быть, чтобы я не испугалась, — рассказывает Елена. — И вот «кукурузник» приземляется. Боже мой! А где же город? Стоят малюсенькие домики в два окошка.
Второе, что запомнилось, — холода. Вылетела из Ростова в +20, а прилетела в -20.
— В палатке мы жили до декабря. Вечером ложишься спать, натоплена печка-буржуйка, вроде бы тепло и ты ходишь в халате. Утром просыпаешься, а в ведре лёд, — вспоминает ветеран БАМа.
Построили дорогу, города и посёлки
Елена с мужем вырастили троих детей, не уехали с БАМа в 80-е и 90-е, когда сначала еда была по талонам, а потом перестали платить зарплаты и пенсии.
— Даже мысли не возникало уехать. Теперь Бурятия — родина моя и моих детей. На юге прожила 25 лет, а тут почти 50, — говорит наша собеседница. — Поэтому я очень рада всем переменам, которые сейчас происходят. Я верю, что у Северобайкальска хорошее большое будущее. Бамовцы сделали большое дело. Построили дорогу, города, посёлки. И всё это остаётся нашим детям, нашим внукам. Разве можно желать большего счастья? — считает ветеран.
«БАМ будет важнейшей стройкой страны»
На сайте «Национальные проекты России» можно ознакомиться с планами по дальнейшему развитию БАМа, по которому в порты перевозят сырьевые грузы.
В 2024 году стартовал третий этап модернизации БАМа, который включает в себя строительство второго Кодарского, второго Северомуйского и второго Кузнецовского тоннелей, а также нового моста в Комсомольске-на-Амуре.
Северобайкальск будет развиваться как опорная точка БАМа, чтобы были условия для обслуживания растущих транспортных потоков. Это новые рабочие места, а значит, создание условий для жителей и для тех, кто хотел бы переехать. В ближайших планах — реконструкция котельной с переводом на сжиженный газ, строительство мусорного полигона, реконструкция и капремонт инженерных сетей, а также строительство надземного пешеходного перехода к Байкалу (город отрезан от озера ж/д путями), реконструкция взлётно-посадочной полосы в Нижнеангарске.
Очень ёмко о развитии БАМа высказался глава Бурятии Алексей Цыденов.
— Сегодня, когда вся страна разворачивается на Восток, значение БАМа многократно увеличивается. Поэтому БАМ был важнейшей стройкой страны, БАМ будет в ближайшие годы важнейшей стройкой страны, — отметил он.
В статье использованы материалы программы «Монологи о БАМе» телекомпании «Ариг Ус», сайта «Национальные проекты России».