Профессия наизнанку
3418

Прыжок в огонь

Как работают, рискуя жизнью, парашютисты-пожарные

Фото: Валерия Бальжиева, личный архив В. Котоманова

34-летний Валентин Котоманов – один из тех, кто с весны по осень спасает от огня леса Бурятии и соседних регионов. Сейчас как раз то самое время, когда у нашего героя и его коллег начинается горячая во всех смыслах пора. О прыжках с высоты, о рисках для жизни и здоровья, а также о любви к благородному делу Валентин рассказал «Информ Полису».

20 кг снаряжения и в огонь

Как признаётся Валентин Котоманов, о профессии парашютиста-пожарного он узнал от своих друзей. Молодой человек сразу понял, что это благородное дело и есть его путь. Профессия небезопасная, но престижная, к тому же Валентин всегда мечтал о прыжках с парашютом.

Валентин, сколько лет вы защищаете лес и сколько прыжков совершили за это время?

– В Забайкальской базе авиационной охраны лесов я работаю пятый год. Я, наверное, никогда не забуду свой первый прыжок. Это было волнительно (улыбается). На сегодняшний день я совершил уже 56 таких прыжков.

Что входит в ваши обязанности?

– Во время пожара наша задача – быстро спуститься с воздуха, ликвидировать язык огня, локализовав пожар, и дождаться помощи. А так мои рабочие будни не отличаются ничем удивительным. Если соблюдаешь технику безопасности, то всё будет в порядке. На пожар в лесу ты вылетаешь в любое время суток, а длительность работы зависит от интенсивности пожара, от территории и класса возгорания. Если к месту не может проехать техника, то туда спускают десантников-парашютистов.

Какое обмундирование у парашютиста-пожарного и сколько всё это весит?

– Стандартная форма – каска, парашют, индивидуальные средства защиты, инструменты – лопаты, грабли, плюс ранцевый лесной огнетушитель и мотопомпы. Парашют где-то 19–20 кг весит.

Отдых только зимой

В чём заключается ваша работа, когда пожаров нет?

– Самый пик работы у нас – это тёплое время года. С начала мая по конец сентября примерно. Помимо непосредственного тушения пожаров, мы совершаем облёты, осматриваем местности сверху, патрулируем, в общем. Кроме этого, у нас дежурства с 08:00 до 17:30.

В нашей работе нет понятия «летний отпуск». Иногда летом приходится работать без выходных. Послабления в работе дают дожди, это для нас передышка. А так мы в основном здесь, на базе.

Сегодня ребята уставшие все, вон палатки раскладывают. Они вернулись после пожара в Муйском районе. Две недели там пробыли без связи. Только с нашего отделения вылетали 14 человек.

Каково это работать, когда большинство отдыхает, ездит на Байкал, на шашлыки?

– Не знаю, я уже привык (смеётся). Зато мы можем три месяца отдыхать зимой! Кто-то едет в места отдыха, а я предпочитаю побыть дома.

Работа есть работа, и я её люблю. Некоторые у нас говорят: «Лучшая работа в мире!»

Варианты умереть или покалечиться

Какие могут возникнуть критические ситуации во время работы в лесу?

– Всё может случиться. Можно дымом задохнуться, если он проникнет через средства защиты. Можно попасть в окружение огня, особенно опасно, если он верховой. На тебя может упасть горящее дерево, покалечить тебя или сжечь заживо. Можно споткнуться и повредить себе что-нибудь. Можно встретить дикого зверя. Мне, к счастью, не доводилось стать жертвой нападения животного. Можно утонуть, переправляясь через реку. Вариантов много. Поэтому нам нужно всегда быть подготовленными как физически, так и морально.

Есть ли какие-то стереотипы и мифы о вашей профессии?

– Некоторые, я слышал, считают, что мы сами поджигаем леса ради денег. Это неправда. И такие высказывания допускают люди, которые вообще не имеют представления о нашей работе.

На любой пожар приезжают правоохранительные органы и проверяют, поджог это или нет. Пламя может вспыхнуть даже от маленького осколка стекла. Поэтому люди в первую очередь должны думать о своих поступках. Многие любят ходить в лес, но не все убирают за собой мусор, не все контролируют костры.

Вспомните самый сложный случай.

– Это было в Якутии. Я туда три года подряд ездил. Во-первых, там горело очень большое количество гектаров. Во-вторых, туда очень трудно было доставить технику – там же болота в основном. С нами работали ребята из Йошкар-Олы, Казани, Читы.

Вообще парашютисты наши выезжают обычно по Бурятии, в Амурскую область, Забайкальский край, Якутию и Иркутскую область. Это основные такие места, где много леса, который часто горит.

Был случай, и не раз, когда на моих глазах молния била в дерево. При этом она рисует на его стволе спираль и всё это светится. Красиво, будто этот узор вырезал какой-то умелец. Само дерево не загорелось, но сухая трава и шишки воспламенились.

Берегите природу, мать вашу!

Вы верите в духов местностей? Сталкивались ли с необъяснимым в лесах?

– Верю. В Якутии опять же был случай. Мы спустились в очень труднодоступную местность в лесу, за сотни километров от ближайшего населённого пункта. Казалось бы, как вообще туда можно попасть? Но там я нашёл что-то наподобие алтаря или шаманской атрибутики. Это была голова оленя, прибитая к дереву на опушке. Снизу костерок потухший был.

Не знаю, что это было, но я потрогал эту голову. Потом задумался, стоило ли прикасаться к ней, ведь я знаю, какой сильный шаманизм в Якутии. Встретился с местными и спросил, не может ли мне навредить этот контакт. Меня спросили, где располагался череп оленя – сверху или снизу. Я сказал, сверху. Ну тогда ничего страшного, ответили они (улыбается).

Покажите территорию базы. Чем вы занимаетесь здесь?

– Вот это сооружение – наш тренировочный комплекс. Тут мы нарабатываем прыжки. Вышка специально для тренировки спуска парашютистов.

В здании у нас комната отдыха. Можно поиграть в настольный теннис, нарды, почитать или размяться и побоксировать. Это своего рода разрядка для нас.

Вот это деревце я посадил. Просто захотелось. А вообще наши каждый год выезжают в районы, чтобы высадить новые деревья. Набирают желающих и едут. Благое дело. Не так давно нам сделали теплицы, там сеянцы сосны выращиваются, будущий лес.

Ваша мечта.

– У меня была мечта прыгнуть с парашютом, и я её осуществил! А вообще, конечно, хочется оставаться здоровым и телом, и духом. Остальное, думаю, приложится.

Хочется также, чтобы люди научились наконец бережному отношению к природе. Леса и так осталось очень мало. Всех нас ждёт большая беда, если мы не будем беречь и защищать окружающую среду.

Дорогие читатели! В рубрике «Профессия наизнанку» мы продолжаем знакомить вас с профессиями и их достойными представителями. О каких специальностях вы хотели бы узнать больше? Пишите нам на press@infpol.ru.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях