Профессия наизнанку
8049

Как улан-удэнка изменила свою жизнь и занялась реставрацией старой мебели

Декоратор дарит новое дыхание отжившим свой век вещам

Фото: архив Т. Окуневой

Наверное, у многих из нас в доме или на даче найдётся старая мебель или предмет интерьера, долгие годы верно служившие семье. Отправить бабушкин комод на помойку рука не поднимается, а в современную квартиру он не вписывается. Что делать? Ответ на этот вопрос знает Татьяна Окунева. Уже несколько лет улан-удэнка помогает жителям Бурятии сохранить и восстановить дорогие сердцу вещи. 

Старинный буфет с помойки

Даже относительно новый шкаф или холодильник могут надоесть взору хозяйки. Но зачем тратиться на покупку, когда можно просто переделать? Какие цвета сегодня в моде, почему реставраторы не любят стулья и бывают ли у них невыполнимые задачи, рассказала Татьяна Окунева.

- Татьяна, расскажите, как вы решили заняться своим делом? Вы работаете одна или есть помощники?

- Я работаю в мастерской по ремонту, реставрации и перекраске мебели. Вместе с напарницей Татьяной мы перекрашиваем любую мебель - от старинной до современной, даём ей вторую жизнь. Перекрасить можно абсолютно всё: кухни и двери, столы и стулья, кровати и шкафы, холодильник и буфет, даже лестницы.

С Татьяной мы совершенно случайно встретились три года назад, когда я стала представителем московского бренда красок. Она тогда уже работала с мебелью и искала краску, которую в нашем городе не найти. Так мы и сошлись в одном деле (улыбается).

Вообще я стала интересоваться этим направлением в период первой самоизоляции. До этого, восемь лет назад, я открыла первую в Улан-Удэ мастерскую флористики «Любовь Морковь», где делала съедобные букеты из фруктов и ягод, плюс моим хитом были букеты из колбасы и сала. Около пяти лет я работала над этим дома. Но у нас в Бурятии найти какие-то экзотические фрукты довольно проблематично. К тому же начали появляться конкуренты, которые, увы, делали не очень красивые букеты по очень низким ценам. Заказов у меня было немного, и я стала искать какое-то другое дело.

Однажды совершенно случайно я нашла на помойке старинный буфет, точнее, его часть. Потихоньку в дни самоизоляции начала очищать его от старой краски. Так как мы живём в частном доме, проблем с этим не было. Я нашла кое-какие инструменты и приступила. Возникла мысль дать этому буфету вторую жизнь и поставить его у себя в летней беседке, чтобы разместить в нём красивую посуду и пить вкусный чай с домашним малиновым вареньем! В первые дни изоляции было довольно прохладно, помню даже, как надевала шапку, куртку и выходила на улицу с горящими глазами. Ставила камеру и снимала весь процесс работы. Так сильно меня это увлекло.

Подписчики мне начали писать: «А вы что, перестали заниматься букетами?» Я отвечала, что для меня это стало очень интересно. Магазины были закрыты для посещения, и я подпольно купила строительный фен (смеётся). Начала с его помощью снимать старую краску. Вечерами искала в интернете информацию о краске, о том, как сделать её самостоятельно, и так далее. Так, случайно наткнулась на московский бренд. Но на тот момент в нашем городе их партнёра не было, и я начала пробовать делать самодельные краски - как выяснилось, это довольно часто встречающийся запрос в интернете.

Идея попробовать брендовый материал меня не покидала. Я смотрела прямые эфиры от их партнёров из других городов: Иркутск, Новосибирск, Ростов, Тула, Санкт-Петербург - всего около 160 городов. Возить эти краски через транспортную компанию было дорого, и я захотела стать партнёром бренда, чтобы иметь скидку и продавать их в Улан-Удэ. А если не получится, то так или иначе планировала использовать сама.

В Москву за двумя зайцами

- В итоге вам удалось попробовать брендовый материал?

- Да. Не только попробовать, но и стать партнёром бренда в Бурятии. Когда мы с моим ребёнком поехали на обследование в Москву, после двух недель госпитализации я целенаправленно отправилась в студию этого бренда. Там познакомилась с менеджерами, узнала, как заключить договор о партнёрстве. Мне повезло, и я сразу попала на мастер-класс по перекраске стула. Помню, как со мной сидели мои дети и фукали: «Мам, ну фу, скучно! Пойдём лучше погуляем по Красной площади, сходим в ЦУМ!» Я сказала: «Нет, дети. Это маме надо». Я понимала, что у меня есть чёткая цель - работать на дому и на себя. В том числе ради младшего сына.

- Он болеет?

- Да. Ему сейчас 11 лет, но выглядит он на восемь-девять из-за редкого генетического заболевания - синдрома Рассела — Сильвера (генетическое нарушение, характеризующееся задержкой внутриутробного развития и постнатальной низкорослостью. - Прим. автора). Всё его детство мы пролежали в больницах. Нам до пяти лет не могли поставить диагноз. Теперь сын на гормонотерапии, мы колем ему гормон роста.

«После рождения второго ребёнка я полностью забыла, что такое работа. Пять лет мы переезжали из больницы в больницу, ходили от врача к врачу. Только когда сыну в Москве поставили диагноз, я пришла в себя».

Все попытки отдать ребёнка в садик или какие-то детские группы заканчивались пневмонией и госпитализацией. Я поняла, что мой сын не создан для детских учреждений и что ему будет лучше дома. То есть минимум контактов. Когда я погрузилась во всё это - хождение по поликлиникам, получение лекарств, обследования, - осознала, что не совсем такой жизни хотела. И что мамочкам в похожей ситуации нужен глоток свежего воздуха, общение с людьми, нужно какое-то дело, которым они будут гореть! Нужно, чтобы мама после всех походов по врачам и процедур шла домой и знала, что её ждёт любимое дело.

В одну реку дважды не войдёшь

- Чем вы занимались до того, как решили открыть своё дело?

- По образованию я социальный психолог, но по своей профессии не работала ни дня. Со второго курса пошла работать в фирму, которая занималась продажей и сопровождением «1С». Наверное, в тот момент думала, что я прирождённый менеджер по продажам. Мне казалось, что я продам хоть кому хоть что и всегда буду заниматься только этим.

Несколько лет я работала в той фирме, вышла замуж и ушла в декрет. Потом делала попытки вернуться обратно, но говорят же, что в одну реку дважды не войдёшь. И у меня не получилось: не тот коллектив, не тот возраст, маленький ребёнок на руках.

Потом получилось так, что мы с мужем работали вместе в другой фирме, обслуживали тот самый большой экран на площади Советов, который в дальнейшем переехал на Саяны. Я была менеджером по рекламе, муж видеомонтажёром. Но после рождения второго ребёнка я полностью забыла, что такое работа. Пять лет мы переезжали из больницы в больницу, ходили от врача к врачу. Только когда сыну в Москве поставили диагноз, я пришла в себя. У меня снова возникло желание работать. Так ко мне пришла идея с букетами, а уже потом - с реставрацией мебели.

- Как я понимаю, вы начинали со своего дома?

- Как и все, наверное. Так как сделать ремонт за один раз невозможно, я начала с перекраски старой коричневой двери в санузел. Сделала её белой, получилось красиво. Потом перекрасила холодильник, затем - тот старинный буфет. Далее набралась смелости и перекрасила кухонный гарнитур, который простоял у нас с момента покупки года два и цвет которого мне изначально не нравился. Я мечтала перекрасить его в цвет «тимьян» того самого бренда, которого в Улан-Удэ было не найти. И я нашла этот оттенок в Москве.

Потом отреставрировала и перекрасила старый бабушкин раздвижной стол. Он несколько лет стоял на веранде дачи, его заливало дождями. Ножки сгнили, поэтому я их заменила. Далее перекрасила лестницу дома. В общем, всё, что можно было, я переделала (улыбается). И принялась за веранду! Обшила всё вагонкой: моя отдельная любовь -  это работа с деревом.

Подарок от мужа и первые клиенты

- Как близкие отнеслись к вашей новой страсти?

- Поддержали, конечно. Три года назад на 8 Марта муж подарил мне торцовочную пилу. Когда в магазине мы оформляли гарантию, мальчишки-работники вручили коробку мужу, а он протянул её мне со словами: «Дорогая, поздравляю тебя с 8 Марта!» Они захихикали. А я сказала, мол, чего вы смеётесь, это подарок моей мечты! (улыбается)

Теперь я умею пилить, обшивать стены вагонкой, ламинатом, могу работать с декоративной штукатуркой, могу сплести макраме, подвес для цветов и люстру. А ещё уже год как учусь игре на барабанах. Это мечта с детства. Недавно прошёл первый отчётный концерт, на который пришла вся моя семья. Дети сказали: «Мама, ты рождена для барабанов!»

- В сфере реставрации мебели у вас много конкурентов? Когда вы поняли, что есть спрос?

- Ремонтом мебели в Улан-Удэ занимается не так много людей, и если вы захотите отреставрировать старый бабушкин комод, уверяю: вы придёте к нам (улыбается). Больше никто не возьмётся. Кстати, когда люди заходят к нам в мастерскую и видят двух женщин, очень удивляются.

Первые полгода по клиентам было затишье, и мы делали какие-то вещи чисто для себя. В основном нам приносили венские стулья, столы. А потом пошло больше заказов, да так, что мы начали работать без выходных. Чаще всего нам заказывают перекраску кухонь, очень много работы с перекраской лестниц. На сегодня мы перекрасили больше 130 межкомнатных дверей.

Заказов стало очень много, поэтому спустя год я решила, что лучше не возьму очередной заказ, а проведу время дома с семьёй. Всех денег не заработать. К тому же на вдохновение нужны силы.

Когда память дороже денег

- Над чем работаете сейчас?

- На данный момент со столами и стульями. Сегодня у нас забрали старый стеллаж, с которым мы работали месяц. Его в 1962 году своими руками сделал дедушка заказчицы. Он очень долгое время стоял в гараже, в нём хранились разные инструменты. Сама заказчица родом из Улан-Удэ, но теперь живёт в Москве. Она сделала ремонт дома, и дизайнер вписала этот стеллаж в проект. Нам прислали картинку, как всё будет, и мы отреставрировали и перекрасили его так, чтобы он органично смотрелся в интерьере. Сейчас готовый заказ едет в Москву.

- Были ли у вас предметы, которые не поддаются реставрации?

- Мы лишь один раз за три года отказались от заказа. Это была деревянная кухня в частном доме, где сначала случился пожар, а затем всё залило во время его ликвидации. На самом деле мы могли бы справиться даже с такой кухней и сказали об этом заказчице. Но предупредили, что на работу уйдёт много времени и ей выгоднее купить новую кухню.

Ещё был заказ на восстановление стульев. При этом они были настолько старыми, что женщине было выгоднее приобрести новые, о чём мы ей тоже сообщили. Однако заказчица сказала, что эти стулья сделал её папа и ей важно сохранить их в память о нём. Поэтому мы, конечно же, взялись за работу. Вообще стулья реставрировать, наверное, самая сложная часть работы. Мы их не любим (улыбается).

- Я думала, наоборот - чем меньше предмет, тем проще.

- Это очень распространённое заблуждение. Многие мастера советуют: «Если вы хотите что-то перекрасить, начните со стульев». Девочки, нет! Лучше покрасьте свою кухню. Это самоё лёгкое, но в результате вы получите её совершенно другой, обновлённой и необычной.

Кстати, в последнее время много запросов по изменению ванных комнат. Мы можем до неузнаваемости поменять облик старой ванной, не снимая плитку со стен.

«На себе отрываемся по полной!»

- Как вы решаете, браться за работу или нет?

- Вообще, нам обычно присылают сначала фотографии предметов, которые требуется отреставрировать или перекрасить. Уже по фото я могу сказать, сколько материалов необходимо, сколько примерно это будет стоить. Если заказчика всё устраивает, мы выезжаем на место, оцениваем состояние мебели, нужно ли вызвать клининг. Это очень важный этап - перед покраской мебель нужно отмыть идеально. А понятие «отмыть идеально» у всех разное (улыбается). Поверхность следует обезжирить, иначе ни одно лакокрасочное покрытие не будет на ней держаться. Где-то необходимо шпаклевать, где-то шлифовать. Далее, когда мы уже точно понимаем объёмы, заказываем краску в Москву.

- Какие цвета в интерьере сегодня пользуются спросом?

- Востребованы белый и серый. Это самые популярные цвета в интерьере сегодня, 99% заказов. Исходный цвет, как правило, коричневый или бежевый, они ушли в прошлое. Дизайнеры, может быть, и рады предложить клиентам какие-то другие цвета и оттенки, но люди всё равно смотрят друг у друга или в интернете и выбирают белый и серый. Благородные оттенки серого. Но зато на себе мы отрываемся по полной! (смеётся) У меня, например, на втором этаже оранжевая печная труба, оранжевые шторы и зелёный плед.

- Этот год у вас уже распланирован?

- Да. Обычно запись на месяц вперед минимум. Хотелось бы, конечно, съездить на обучение. Да даже просто отдохнуть. Ведь чтобы и дальше работать с горящими глазами, даже в любимом деле нужна передышка.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях