6336

По папиным стопам. Отец и дочь следователи – о профессии, её болевых точках и главной миссии

Каково иметь дело с отъявленными преступниками и трагичными судьбами, будучи взрослым семейным мужчиной или, напротив, юной девушкой?

Фото: пресс-служба СУ СКР по РБ

Михаил Темников свой путь следователя начал ближе к сорока годам, попробовав себя в разных сферах. Его дочь Наталья приступила к этой работе чуть за двадцать, ещё не окончив учёбу в академии. Каково иметь дело с отъявленными преступниками и трагичными судьбами, будучи взрослым семейным мужчиной или, напротив, юной хрупкой девушкой?

Сегодня Михаил – старший следователь-криминалист отдела криминалистики СУ СКР по Бурятии, майор юстиции. Его дочь Наталья служит следователем в городском отделе.

«Было сложно сталкиваться с горем людей»

В 1991 году после окончания школы Михаил Темников поступил в Восточно-Сибирский технологический институт на инженера-механика. О том, что его судьба будет связана с правоохранительными органами, юноша даже не подозревал. Отец Михаила тогда работал борт-механиком, а мама – библиотекарем.

– Я мечтал стать лётчиком, но, к сожалению, во время игры в хоккей получил травму, которая перечеркнула мои планы, – рассказывает следователь. – Тогда я поступил на механико-технологический факультет лёгкой промышленности. После окончания института с работой было худо, и мне пришлось попробовать себя в разных сферах: на СТО, инкассатором, охранником, водителем. В 2008 году меня позвали специалистом в отдел криминалистики, где работал мой друг Евгений, с которым мы учились в институте. Я должен был выезжать на места происшествий и вести их фото- и видеосъёмку. Поначалу было сложно сталкиваться с горем людей, убийствами, изнасилованиями и другими тяжкими преступлениями против жизни и здоровья. Евгений тогда сказал мне, чтобы я не останавливался на работе специалиста и продолжил учиться. Поэтому я поступил заочно на юридический факультет, в филиал Новосибирского института. Через три года, в возрасте 39 лет, стал следователем, сразу попал в самое сложное по криминогенной обстановке подразделение – следственный отдел по Октябрьскому району Улан-Удэ.

Честный убийца

Одно из самых первых дел Михаила было связано с исчезновением пожилой женщины в начале десятых. Несчастная пропала бесследно, в истории не было никаких зацепок.

– Одна семья снимала квартиру, а затем при переезде муж сообщил своей жене, которая вместе с ребёнком находилась в районе, что её мать пропала. Он сказал, что тёща помогала ему грузить вещи в машину, а когда та была заполнена, для женщины в ней не нашлось места, и она пошла пешком следом. Мы начали проверять факты, зять был последним, кто её видел. На все допросы он являлся, давал показания, всё предоставлял, в том числе телефон, показывал машину. Но мы сразу обратили внимание, что зять пользуется банковской карточкой тёщи. Следователь решил проверить мужчину на полиграфе, и специалист при проведении психо-физиологического исследования выявил подозрительные реакции, когда прозвучали вопросы об убийстве и сокрытии трупа.

– Сопоставив эти результаты с другими доказательствами, я понял, что всякий раз, когда мужчина описывал обстоятельства исчезновения тёщи, один из временных отрезков либо менялся, либо дополнялся различными фактами. Стало понятно, что мужчина придумывал, чем заполнить этот отрезок, но не запоминал свою ложь, поэтому каждый раз его показания разнились. Когда я стал допрашивать его в очередной раз, оперируя фактами нестыковок, он признался в убийстве, – рассказывает Михаил Темников.

Как выяснилось, женщина жила в семье дочери и всё время вмешивалась в их с мужем дела. Из-за этого подозреваемый затаил на неё злобу. Признавшись в убийстве, мужчина показал место, где спрятал труп и топор, которым зарубил потерпевшую. Указал он и на диван, облитый малиновым вареньем, – так убийца пытался замаскировать следы крови. 

– Хозяин квартиры рассказал нам, что мужчина извинился перед ним за испачканный диван и предлагал заплатить, – вспоминает следователь. – Также были обнаружены пятна неизвестного темного вещества за плинтусом в той квартире. От них пахло какой-то химией. Эксперты выяснили, что это кровь и по группе она совпадала с кровью пропавшей женщины. Уже после признания мужчина рассказал, что максимально залил эти пятна жидкостью для мытья пола, поэтому запаха крови не было. 

Преступник вёл себя очень правдоподобно, но дотошность следователя вывела его на чистую воду.

«Не знаешь, как поступить, поступай по закону»

Семье Михаила было непросто принять его новую профессию. Он уверен, что справился в первый год именно благодаря пониманию и поддержке супруги Надежды.

У Темниковых двое детей, оба получили юридическое образование. Однако старший сын, попробовав себя по специальности, решил выбрать другой путь и устроился поваром-кондитером, сейчас живет и работает в Санкт-Петербурге.

– Дочь пошла по моим стопам, – говорит Михаил. – Окончила юридический университет в Екатеринбурге. Сейчас Наташа следователь городского отдела, в сентябре будет три года, как она работает. Расследует в основном дела общеуголовной направленности, то есть преступления против личности, а также преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних. Хорошо, что у моей дочери есть тот, к кому она может в любое время обратиться за советом или поделиться переживаниями. С кем, если не с отцом? (Улыбается.) При этом мы работаем в разных подразделениях. Нам, например, нельзя, чтобы она находилась у меня в подчинении.

По словам Михаила, справляться с тяготами профессии его дочери помогает большое чувство ответственности. Наталья честна и всегда боится подвести людей.

– Конечно, для молодой девушки эта работа непроста, особенно с криминалом иметь дело не каждый мужчина-то сможет. Но за счёт молодости у Наташи, наверное, больше энергии. Я всегда говорю ей: «Надо быть честным. Если не знаешь, как поступить, – поступай по закону». И она всегда работает честно. Правда, стала немного жёстче (улыбается). Профессия накладывает отпечаток на каждого из нас. Ты становишься менее эмоциональным. Хотя, если преступление касается детей, всегда тяжело, – вздыхает следователь.

Сама Наталья говорит, что её мотивирует желание помочь людям.

– Думаю, суть нашей работы в том, чтобы помочь людям восстановить их права, нарушенные преступлениями, либо добиться справедливости и наказания для преступника, – говорит девушка. – Мне повезло, что я начала работать в сельском районе – в Хоринском межрайонном следственном отделе. Там очень многое поняла, столкнувшись на практике, многому научилась. Помню, были моменты, когда казалось, что я не справлюсь. 17 декабря – в мой день рождения – и 31 декабря перед Новым годом были совершены преступления, по которым пришлось работать на износ. Не отдыхали ни 1, ни 2 января. Было необычно, мягко говоря, прийти домой в новогоднюю ночь в пустую квартиру, а у тебя ни продуктов, ни стола накрытого (смеётся).

«Делаю на благо общества» 

Наталья знает: давать слабину нельзя. Она с детства видела, как трудился её папа. Он для неё пример.

– Я редко видела его. Уходила в школу к 08:30 – его уже не было дома, ложилась спать – его ещё не было. Папа особо никогда не рассказывал о работе, да и не для детских ушей такие истории. Меня эти воспоминания не остановили при выборе профессии. Вообще в силу своего характера я стараюсь не поддаваться эмоциям, не быть слабой. Но меня может тронуть вопиющая ситуация, особенно связанная с детьми. Например, однажды мама потерпевшей девочки, которую изнасиловал отчим, пыталась защищать своего сожителя и стала жаловаться на меня. Мне было очень тяжело, но не из-за этих жалоб, я просто очень переживала за потерпевшую девочку, – вспоминает Наталья. 

Тем, кто хочет связать свою жизнь со следствием, девушка советует с третьего-четвёртого курса университета поработать общественным помощником рука об руку со следователем. Это поможет подготовиться к реальной работе.

На вопрос о будущем и собственной семье Наталья улыбается и спрашивает, можно ли ответить максимально честно.

– Я пока не планирую далеко в будущее. Приоритеты другие. Да, мне нравится моя работа, но иногда очень трудно, не буду скрывать. Я бы ни за что не отдала свою дочь в эту профессию, честно. Мне кажется, это более мужская работа. Меня же мотивирует мысль о том, что я делаю это на благо общества, – говорит следователь.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях