Байкал
6846
1

«Скоро выклюет нам глаза»

Жители побережья Байкала докричались до Москвы об экологической катастрофе

Фото: коллаж infpol.ru, архив Г.Арсеньевой

Баклан, расплодившийся до десятков тысяч особей, уничтожает рыбу и отравляет помётом места обитания, говорят люди. Общественница из Баргузинского района Бурятии Галина Арсеньева съездила в Москву, где передала доказательства премьер-министру Мишустину и в Министерство природных ресурсов. Госслужащие были шокированы.

В конце июня общественница из Усть-Баргузина Галина Арсеньева  отправилась в столицу, чтобы сообщить властям о последствиях размножения бакланов на водоёмах Бурятии и других регионов России. Эту и другие проблемы жителей побережья Галина Георгиевна поднимает уже не в первый раз, пытаясь достучаться до принимающих решения.

- То, что мы имеем сегодня - проблемы не одного дня. Они складывались десятилетиями, - говорит общественный деятель. - Все вопросы я поднимаю на примере жизнедеятельности нашего поселения, которое входит в число 159 населённых пунктов, попавших в центральную экологическую зону. Проблема в законах, которые были направлены на сохранение природы, но в результате чего был забыт человек. В марте 2015 года вышло распоряжение № 368-р «Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал», в итоге в сочетании с Водным кодексом и другими законодательными актами оно создало обстановку невозможности проживания людей на своих исконных местах. Тогда главой Баргузинского района был Иван Мельников. Мы собрали 11 тысяч подписей и вместе с общественником Александром Корнеевым поехали защищать наши права.

«Никто нам не поверил»

В середине десятых годов жители поселения в одночасье потеряли работу. С 2015 по 2017 год для них закрыли всю рыбную промышленность, а к 2019 году - и лесную. Уже тогда, говорит Галина Арсеньева, на Байкале остро стояла проблема перенасыщенности бакланами. Птица размножилась до огромной численности.

- Нам, местным жителям, было обидно, что в Москве и руководство нацпарка в сокращении численности рыбы винили местных жителей. Якобы ненасытный человек её уничтожил. Мы с Александром Корнеевым обращались к сенатору Александру Георгиевичу Варфоломееву, тот, в свою очередь, в Минприроды России и правительство. Но никто нам не поверил. Тогда мы достучались до Народного Хурала Бурятии. Корнеев инициировал сбор подписей, их мы собрали полторы тысячи и приехали на совещание. Учёные послушали нас, но не услышали. Зато все поверили директору нацпарка, который утверждал, будто баклан ест не более 300 граммов рыбы в сутки. Овдин, разумеется, будет защищать баклана, ведь его отец эту птицу сюда внедрил, когда она считалась исчезающей. Тогда баклана внесли в Красную книгу. Его никто не трогал, и он спокойно размножался, - говорит общественница.

В этом году Галина Георгиевна решила собрать доказательства и поехать в Москву. В её архиве есть видео, наглядно демонстрирующее, что за одну трапезу баклан способен съесть до пяти килограммов рыбы. Птицу привезли в частное подворье, подготовив для неё полный таз угощений. За считанные секунды баклан слопал порядка 15 рыб размером со свою голову. Также в архив вошёл другой видео-эксперимент. На записи вскрывают желудок пернатого и достают оттуда 19 (!) рыб.

- В Москве я встретилась с представителями департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды России и другими ответственными работниками министерства. Меня выслушали и ознакомились с материалами, специалисты были в шоке от увиденного и даже подумали, что это монтаж. Я сдала им все материалы на флешках. Ту же информацию увезла в приёмную премьер-министра Михаила Мишустина, - говорит общественница.

Там даже вода вонять стала

Отстрел трёх тысяч особей, который был разрешён в Бурятии в прошлом году по инициативе Народного Хурала республики, лишь капля в море, говорит Галина Арсеньева. Добиваться более серьёзных мер в условиях противодействия непросто.

- А что учёные? Года три назад им выделили 2,7 млн рублей из республиканского бюджета, они приехали, мониторинг провели и сказали, что всё нормально, перенасыщенности бакланами нет. Естественно, они не станут действовать в разрез с интересами нацпарка. Тем временем местные жители не дадут соврать: когда рыба выходит на нерест, бакланы тучами налетают на неё, выбивая весь косяк. У меня есть видео, как после таких налётов погибший выбитый омуль плавает на поверхности воды. Другой случай. Этой весной в Усть-Баргузине около парома торжественно выпустили в воду мальков омуля. Стоило только людям отъехать с территории, как налетела стая бакланов и всех мальков сожрала. Сотни миллионов рублей, затраченных на выведение и выращивание мальков, съели птицы, - разводит руками общественница.

Жители побережья требуют, чтобы в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» внесли поправку, которая разрешила бы регулирование численности баклана.

- Директор нацпарка говорит: «Регулируйте, но только вне территории национального парка». Но как? Ведь самое большое гнездование этих птиц именно на островах Бакланий, Тонкий и Колтыгей. Там вся растительность погибла - везде, где баклан оставляет свой помёт, сто лет ничего не вырастет. Люди, проплывая на судах мимо этих мест, нос затыкают, потому что вонь невозможная! На берегу у островов метрами лежат рыбные кости, всё это гниёт. Там даже вода вонять стала. Наше население говорит: «Это экологическая катастрофа!» и добавляет образно, что «Баклан людям скоро выклюет глаза». В былые времена численность баклана регулировали сбором яиц из гнёзд. Я помню, как мой сосед привозил яйца большими ящиками, варил их курам либо уничтожал. Собак заселяли в места обитания бакланов. Сегодня бы тоже сделать рациональное предложение - бродячих собак заселять в места гнездования бакланов. Нужна большая общая борьба с этой птицей, - говорит Галина Георгиевна.

По словам общественницы, нужно срочно внести изменения в законы, (особенно касающиеся ООПТ) в части регулирования численности баклана и вернуться к методу уничтожения их кладок.

«Как после ядерного взрыва»

В вайбер-сообществе «Рыбалка в Усть-Баргузине Байкал», где рыбаки делятся друг с другом советами и фотографиями улова, в последнее время активно обсуждают пернатую напасть. Люди предлагают вернуться к советской практике сбора яиц в местах гнездования, а также устраивать охотничьи туры «для богатых».

«Яйца баклана надо собирать, если для еды, когда они их только отложили. А уничтожать яйца надо грамотно, т. е. яйца надо прокалывать иглой, тогда бакланы продолжают их высиживать. Если яйцо сломано, эта тварь откладывает следующую кладку. Чем ещё вреден баклан, он не только съедает 1,5 кг и более рыбы, но и сколько губит рыбы, не в силах её проглотить. Вокруг его стоянок и гнездовищ природа вся загублена не на один десяток лет. Как после ядерного взрыва».

«И бакланов в 7 раз больше, чем в прошлом году. Нынешнее на будущий год ещё в 6–7 раз увеличится. Вот и посчитай. Браконьеры таким количеством не увеличиваются. Зажали, скоро к берегу не подъедешь».

«Нам не хватает охотничьего тура для богатых на скоростных лодках на баклана. За сезон окупилось бы и заработалось денег нормально. Любителей стрелять пулей и валить с пули штуки по 3–5 было бы много. С запада можно привлечь много охотников, объяснив перспективы. Если тут не решим финансовый вопрос ликвидации популяции баклана».



Так устроено природой

В мае этого года мы обращались к учёным с просьбой прокомментировать обилие чёрной птицы на водоёмах Бурятии и её влияние на экосистему священного озера. По словам доцента кафедры зоологии и экологии Института естественных наук БГУ Евгении Бадмаевой, прожорливость баклана и вред его помёта сильно преувеличены. Для экосистемы Байкала современная численность баклана - в рамках нормы, утверждает сотрудник института.

​- В 1941–1945 годах, когда экономика страны была поставлена на военные рельсы, молодая республика не могла остаться в стороне. И поскольку рыбных запасов было достаточно, скоро был налажен массовый промышленный лов. И конечно, здесь остро встал вопрос о влиянии большого баклана на рыбный промысел. Как  и сейчас, история повторяется, но тогда это было вопросом жизни. И массовая пропаганда по уничтожению гнездовий баклана, сбору яиц наверняка дала свои результаты, но не вплоть до полного уничтожения, конечно. Численность баклана с 50–60-х годов начала снижаться. Самую последнюю находку в виде гнезда отмечал орнитолог Гусев в конце 60-х годов. Сей факт обозначен в его книге о Байкале. И к моменту подготовки первого издания Красной книги Бурятии (1987) баклан, естественно, попал на её страницы, так как к этому времени он практически исчез на Байкале. На заре 2000-х баклан вновь постепенно начал появляться на Байкале. Численность его росла из года в год, и в 2015 году из Красной книги его исключили, поскольку его численности больше ничего не угрожало. Сейчас он выведен из большинства региональных Красных книг.

​Вообще, такие резкие колебания численности какого-либо вида птиц или млекопитающих  не происходят без опосредованного влияния человека. Нельзя сказать, что причиной исчезновения баклана стало только заполнение водохранилища Иркутской ГЭС, которое началось в 1956 году и вызвало подъём уровня воды в Байкале. Это явление, скорее, можно связывать с глобальными изменениями климата, ведь в природе всё циклично. Появление баклана на Байкале могло произойти по причине того, что пересохли многие внутриконтинентальные водоёмы Китая, в том числе и Забайкалья. Например, те же Торейские озера, полностью усохшие и наполняющиеся вновь в данное время. Это были также типичные места обитания баклана. Движимые инстинктом выживания своего вида, они заняли свободную экологическую нишу в экосистеме Байкала, сыграла роль их, так сказать, «генетическая память».

​Можно пытаться найти связь роста численности баклана с численностью рыбы, но, думаю, прямую связь и зависимость вряд ли удастся найти. До пришествия баклана люди обвиняли в её сокращении нерпу и тоже призывали к массовому её отстрелу, думали, как использовать мясо и шкурки… Но когда появился баклан, все забыли о нерпе и начали бить тревогу по поводу баклана. При этом в поиске виновных человек всегда исключает свой фактор. Исследования показали, что баклан, что бы о нём ни говорили и как бы его ни «украшали», физически не способен съедать в день по 7–8 кг рыбы. Его суточный рацион - максимум до килограмма. Также баклан не питается исключительно омулем, как утверждают некоторые. Байкальский омуль обитает на достаточно больших глубинах - в среднем 7–8 метров, в то время как баклан глубже 4 метров нырять не может и долго быть под водой тоже.

​Что касается помёта, который якобы выжигает леса вокруг Байкала. Водоплавающие и околоводные птицы играют очень большую роль в большом и малом круговоротах вещества и энергии в экосистеме Байкала. Лаборатория геоботаники и флористики БНЦ, обследовав угнетенные пометом баклана местности, пришли к выводу, что все также в пределах нормы. Помет любой птицы является высококонцентрированным и едким, поскольку содержит много азота, фосфора и калия, он способен оказывать влияние на корневые системы деревьев и кустарников, но, растворяясь в воде, он  вновь возвращается в круговорот. Так устроено природой.

​Вообще, проблема баклана - это некий социально-экологический феномен, который нужно изучить подробно. Всем известен факт уничтожения воробьев в Китае и к чему это потом привело. Любые меры по регулированию численности животных нужно вводить очень осторожно и сто раз подумать о их обоснованности и адекватности. Для экосистемы Байкала современная численность баклана - в рамках нормы, и здесь нет ничего исключительного и из ряда вон выходящего. Парадоксом здесь является отношение человека к птице. Причем к птице, живущей на берегах Байкала многие тысячи лет.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях