цирк
7430

«Век циркового артиста короткий»

Уроженец Бурятии рассказал, почему оставил работу в «Цирке дю Солей» и как планирует развивать искусство на родине

Фото: Баир Мансорунов

В Улан-Удэ 21, 22 и 23 июля прошло танцевально-цирковое шоу SHOW TIME 21:12 (18+). Более чем двухчасовой концерт объединил в себе эстрадный вокал, танцы и цирковые номера, полностью погрузив зрителя в атмосферу джазовой вечеринки. Режиссёром шоу стал 33-летний уроженец Бурятии Марат Дашемпилов. Он знаком с цирковым искусством с самого детства, а уже во взрослом возрасте сумел попасть в труппу самого известного в мире «Цирка дю Солей».

В беседе с журналистом «Информ Полиса» Марат рассказал, как ему работалось в известной на весь мир компании и почему он вернулся на родину, несмотря на перспективную работу.

- Марат, расскажите, откуда вы родом и как произошло ваше знакомство с цирком?

- По отцу я закаменский, по маме джидинский. Вырос в Джиде, там пошёл в первый класс, затем мы переехали в город, и когда мне было шесть лет, меня отдали в цирковую школу-студию. И там я провёл в общей сложности 18 лет - прослужил Бурятскому государственному цирку.

Затем в творческих поисках я добрался до Москвы, там не смог себя найти, поехал за границу - там в разных маленьких труппах принимал участие и с третьего раза попал в «Цирк дю Солей». Это была моя мечта - попасть в эту мировую компанию и, самое главное, посмотреть изнутри, как это всё происходит. Одно дело, когда мы видим уже готовый продукт, а он сложный и многогранный, и всё в нём сошлось - и театр, и музыка, и артисты цирка, и танцоры.

- Как вы попали в «Цирк дю Солей»?

- У них есть сайт, куда ты отправляешь свои данные на видео. Я отправлял много своих трюков, и в один момент они со мной связались, сказали, что моя кандидатура их заинтересовала. Пригласили на кастинг в Монреаль, в Канаду, где находится база «Цирка дю Солей». Там я проходил большой кастинг. Там отбирают как космонавтов - всего тебя смотрят с точки зрения движений, артистизма, смотрят твои физические, акробатические, гимнастические данные, и потом ты показываешь свой номер, если он у тебя есть. Я тот кастинг не прошёл, очень сильно расстроился, но не переставал идти к своей цели. Просто нужно было ещё больше работать, тренироваться и верить в себя.

Через год со мной снова связались - увидели, что я продолжаю тренироваться, обратили внимание на мой потенциал и ещё раз пригласили. И тот кастинг я снова не прошёл.

- И что в итоге помогло вам попасть в труппу знаменитого цирка?

- В течение нескольких лет я переквалифицировался из акробата в воздушного гимнаста и решил поменять тактику, потому что когда проходил кастинг, я стоял с действующими чемпионами мира по акробатике и гимнастике, а у нас в республике это направление вообще не развито, и, соответственно, у меня уровень был ниже, чем у чемпионов. В качестве воздушного гимнаста я сумел попасть в «Цирк дю Солей» и шесть лет (с 2016 по 2022 год) проработал в этой мировой компании.

- Куда ездили с гастролями?

- Канаду и Америку всю проехали. Почти два года мы прожили в Японии, потом побывали во множестве других азиатских стран, потом в Австралии поработали и оттуда переехали в Европу.

- Почему в итоге вернулись в Бурятию?

- Я приехал в отпуск на родину в 2022 году и в силу внутренних убеждений решил остаться дома, хотя у меня была работа, предлагались контракты. Я посмотрел на отца, на маму и понял, что хочу остаться дома в это сложное время. Многие уезжают, а вернулся. И на сегодняшний день мне хочется здесь заниматься творчеством во благо нашего региона, надеюсь, весь мой многолетний опыт каким-то образом поможет республике.

- Расскажите немного про ваше SHOW TIME 21:12.

- Это мой первый продюсерский проект. Основной уклон - на живую музыку. Мне всегда больше нравится слушать живую музыку, когда всё звучит здесь и сейчас. И одна и та же композиция не каждый день звучит одинаково. И очень приятно, когда что-то рождается здесь и сейчас. Мы как артисты чувствуем творческий поток в моменте - и у нас музыка меняется, и движения, и я хочу, чтобы многие артисты тоже это почувствовали и поняли.

Для танцоров я делал кастинг, на котором набирал талантливых ребят, которые по тем или иным причинам не работают в больших организациях. Они заинтересовались этим проектом, я их пригласил. Так как я сам артист цирка, естественно, пригласил ещё и артистов цирка. И у нас есть вокалисты. Из этого симбиоза мы сделали большой концерт.

- Теперь вы планируете развивать цирк в Бурятии?

- Учитывая, что у меня есть опыт (я умею, знаю и делаю некоторые элементы, которые ребята в нашем регионе никогда не делали), я могу и хочу делиться своими знаниями. И в любом случае, я выходец из нашего бурятского цирка, основатель которого - Майдари Хайдапович Жапхандаев. И, конечно же, я чувствую некоторую ответственность, потому что эстафетная палочка должна передаваться. И в силу своего возраста я думаю, что эстафетная палочка подойдёт и в мои руки, главное, чтобы с достоинством её принять и с достоинством передать.

- Можно ли проработать в цирке всю жизнь? Или по достижении определённого возраста приходится менять профессию?

- Век циркового артиста короткий. Если мы работаем профессионально на своё государство 15 лет, то выходим на пенсию, а дальше выбор каждого - продолжать или уходить. Я считаю, что цирковое искусство - это удел молодых. Ты можешь делать те или иные элементы дальше, но это смотрится иначе. Можно просто уходить в другую стезю, допустим, та же клоунада - вот до неё нужно дорасти, ею как раз молодые не могут заниматься, это моё личное мнение. Чаще всего те, кто дорос до философии клоунады, переходят туда и продолжают там свой цирковой путь. Но таких очень мало, потому что клоунада - это тяжёлая и большая философия.

- Есть ли у вас кумиры в цирковом искусстве? Кем восхищаетесь?

- Есть, но они у меня меняются в силу того, что я сам меняюсь. Те, кем я раньше восхищался, сегодня меня уже не вдохновляют. Благо многих из них я знаю лично, сумел с ними познакомиться, поговорить, и это было очень символично для меня. Ну, допустим, тот же основатель «Цирка дю Солей» Ги Лалиберте - он раньше был артистом цирка, по улице ходил жонглировал, и на сегодняшний день он основатель самой большой цирковой компании в мире и предоставил все полагающиеся условия артистам, гастролирующим годами. На сегодня это мой самый большой вдохновитель. Я с ним лично знаком, беседовал. И имея такой статус, он ведёт себя очень скромно. Мы как-то стояли в столовой, он позади меня с подносом встал, я его уважительно хотел пропустить, а он отказался, учитывая, что всё вокруг было создано им и его командой.

- Как начинался ваш день в «Цирке дю Солей»? Много ли времени уходило на подготовку к выступлениям?

- Утро начиналось с душа, завтрака и пятнадцатиминутной медитации. Я собирался, и меня везли на работу. На работе делают массаж, потом лёгкая разминка, растяжка. Я дошёл до того, что я закрывал глаза и представлял, что я сейчас разминаюсь. И у меня начинал выступать пот! Я раньше слышал об этой технике, но не мог понять, как можно сидя размяться и выйти работать. У меня есть коллега, который всегда так разминался. Он сидит-сидит с закрытыми глазами, потом встаёт и говорит: «Всё, я размялся». Для меня это было сначала смешно, а потом я понял, что до этого нужно просто дорасти. И в какой-то момент я до этого дошёл, потому что физически не мог потратить силы на разминку. Тоже приятный опыт, которым можно поделиться.

- Часто ли возникала усталость и как с нею боролись?

- Если говорить про «Цирк дю Солей», то это постоянная рутина и колоссальная нагрузка. Мы в Токио работали полгода - по десять шоу за неделю. Усталость имеет свойство накапливаться, и через четыре месяца я почувствовал, что, когда с утра встаю, у меня нет сил даже зубы почистить. И здесь ты переходишь на другой уровень, где и начинается профессионализм. На одном энтузиазме далеко не уедешь. И ты меняешь полностью структуру своей жизни - питание, разминку и так далее. Раньше у меня на разминку могло уйти 30–40 минут, но учитывая, что усталость накопилась, то у тебя и разминочный процесс меняется, и режим дня. Для меня всегда было главным соблюдать режим и следить за своим питанием. Многие у нас травмировались в силу усталости. Я смог отработать без каких-либо проблем для своего организма и тела. И в тот момент я понял, что сильно вырос с профессиональной точки зрения.

- В «Цирке дю Солей» вы были только воздушным гимнастом или успели попробовать себя в других направлениях?

- У меня от контракта к контракту менялась задача - сначала я был воздушным гимнастом, потом в этом же шоу по другому контракту работал над характерами - был главным персонажем, который идёт через всё шоу. Это больше театральная история. Творческий человек должен быть в постоянном поиске, и я с радостью подписал этот контракт, перестал летать и перешёл в совершенно новую стезю. Каждый раз ты должен выходить на сцену, как в первый раз. И шоу, которое ты видел на протяжении многих лет, открывается для тебя с совершенно другой стороны. Потом я год проработал ригером - это те люди, которые разбирают и собирают цирк, ведут шоу. Это тоже часть большого дела. Я этим всем занимался для опыта, для познания. Считаю, что этот опыт мог бы хорошо помочь нашему региону, поэтому  я твёрдо убеждён, что в это непростое время хочу быть дома и делиться своим творческим опытом.

- Есть ли будущее у бурятского цирка?

- Будущее в любом случае у цирка есть, потому что основа в него заложена хорошая. Майдари Хайдапович Жапхандаев, будучи театральным человеком, решил создать цирк в Бурятии. Я сейчас работаю в Бурятском театре драмы режиссёром по пластике и актёром. Я туда устроился для того, чтобы в первую очередь узнать о Майдари Хайдаповиче из первых уст от его друзей. Для меня очень символично находиться на сцене, на которой когда-то стоял он. И на сегодня я имею много историй от его друзей о том, как цирка ещё не было, а он говорил, что хочет его создать, а над ним все посмеивались. А я выходец этой школы! Я чувствую большую ответственность перед таким человеком. Он дал нам многое и заложил очень хороший фундамент. Естественно, мы, основываясь на этом фундаменте для красивого большого здания, не можем строить сарай. Поэтому я считаю, что у цирка Бурятии большое будущее!

- И последний вопрос: сбылась ли ваша главная мечта?

- Мечта имеет свойство меняться. Когда-то мечтой было попасть в «Цирк дю Солей» - я попал, понял всю структуру компании изнутри, попробовал в разных сферах там поработать. Я понял, что моя мечта сбылась и нужно идти дальше. На сегодня у меня была мечта сделать и спродюсировать свой проект. А после этого мне нужно будет идти к какой-то другой своей мечте.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях