Нина Батуева обратилась в клинику «Сондо» в октябре 2023 года, чтобы сделать липоредукцию – косметологическую процедуру по устранению второго подбородка. О медицинском центре она узнала из рекламы блогеров в социальных сетях. Девушка рассказала «Информ Полису», почему пожалела о своём выборе.
– В октябре прошлого года я записалась на консультацию в «Сондо», спросила, нужно ли сдавать анализы перед этой процедурой. Мне ответили, что нет. После операции прошло некоторое время, и я почувствовала неладное – шрам кровил, появился сильный отёк. Я сообщила об этом в клинику, спросила, нормально ли это. Мне сказали, что всё в порядке, просто нужно затянуть бинт потуже и снимать его нельзя три дня. Потом на мои жалобы мне посоветовали самостоятельно снять повязку и прислать фото, потому что врач уходит в отпуск. Я всё так и сделала, и мне порекомендовали мазать шрам бадягой и продолжить носить бандаж. Но рана начала воспаляться, и тогда я не на шутку испугалась, пошла в другую частную клинику к хирургу. Увидев мой шрам, он округлил глаза и спросил, кто это проводит такие операции. Сказал, что такого результата быть не должно, – рассказывает Нина Батуева.
«Специалисты были шокированы»
По словам улан-удэнки, процедуру ей проводила специалист клиники, дерматолог. В феврале этого года Нина обратилась в «Сондо» с просьбой оплатить её лечение, но ей ответили, что займутся этим сами. Деньги за процедуру женщине вернули.
– После этого начали резко переноситься записи, то им некогда, то ещё что-то. А в марте со мной вовсе перестали выходить на связь, – рассказывает Нина. – Я начала консультироваться у других косметологов, и везде, где я была, специалисты были шокированы. Но никто не взялся шлифовать мой шрам. Единственное, что мне посоветовали, это иссечение. Но после такой операции обычно возникает натяжение кожи, поэтому, скорее всего, потребуется пересадка. К такому я не готова. Возможно, года через два решусь.
В июне Нина услышала, что руководитель клиники начала проводить обучение липоредукции.
– Я написала ей: «Вы что, ещё и людей обучаете? Вы мне такой шрам на всю жизнь оставили». Она ответила, что собрала информацию обо мне и это у меня такая особенность организма. По сути, мне сказали, что я сама виновата. Конечно, меня такой подход не устроил. Я звонила и спрашивала, как мы будем решать вопрос, через суд или в досудебном порядке. Мне ответили, что досудебно. Я отправила им предварительную претензию, после чего меня заблокировали во всех мессенджерах, – говорит Нина.
После этого женщина обратилась в Росздравнадзор, где ей ответили, что «Сондо» у них не числится и работает без лицензии. Об этом она сообщила в прокуратуру и полицию. Попутно рассказывала обо всём на своих страницах в социальных сетях.
– Когда я опубликовала свою историю, мне стали писать люди, которые тоже стали жертвами псевдокосметологов. В том числе речь шла о «Сондо». Однако из самой клиники со мной даже не пытались связаться. Когда мы пришли туда с телевидением, нам просто отказали в комментариях, – говорит Нина.
Общаясь с пострадавшими, Нина спрашивала у людей, почему они не судились. Некоторые объяснили это тем, что чувствовали свою вину.
– Якобы они сами, возможно, не соблюли рекомендации или у них такие «особенности организма», как было сказано мне. Тем более когда с тобой так нагло разговаривают и обвиняют, ты начинаешь сомневаться. Но я решила, что так нельзя, и теперь действую по букве закона, хоть и не хотела этой публичности. Всем, кто собирается обратиться в частную клинику или медицинский центр, я советую тщательно подходить к выбору. Важно, чтобы у организации были все документы гособразца, а специалисты имели медицинское образование и стаж, – говорит Нина.
Глаз задёргался
Все сообщения от людей женщина также опубликовала на своей странице. В одних историях клиенты остались недовольны результатом, в других получили проблемы с глазами. Вот лишь некоторые из сообщений.
«Здравствуйте. Я тоже пострадала от рук ученицы косметолога (Ф. И. О. заменены). Она обучала девочек из Якутска, прилетала к ним сама. Одна из её учениц сожгла мне веки, год реабилитации после их «трудов». Без слёз не вспоминаю», – пишет одна из пострадавших.
Другая девушка также делала веки в клинике и вместо красивых складок получила разные по форме глаза.
«Я тоже делала у них веки, на одном глазу есть веко, а на втором исчезло не пойми куда, – рассказывает улан-удэнка. – Как вспомню, как она (косметолог) мне делала, грубо колола несколько раз анестезию, я чуть ли не плакала от боли, на что она говорила: «Что такое? Не драматизируй». Результатом я недовольна, так как глаза стали разные, на одном глазу нет века. Писала им, чтобы полностью сняли, в итоге записали на август, снять не соглашаются, предлагают сначала проконсультироваться и тогда принять решение. А сейчас, узнав, что, оказывается, у них ни лицензии, ни образования...»
В третьей истории женщина помимо разной формы глаз получила дёргающееся веко на одном из них.
«С 2020 года, ещё до открытия «Сондо», стала пациенткой самой С. Б. (руководителя клиники), делала у неё сангапури, естественные складки, – рассказывает автор сообщения. – Всё было хорошо и удачно, слава богу, но затем, спустя два года, пошла уже в «Сондо» сделать складки повыше и эпикантус вырезать, после чего пожалела. Уже прошло чуть больше года, а шрам после выреза эпикантуса не исчез до сих пор. Да и сангапури было сделано некачественно и по-разному на обоих веках, и оставались двойные веки. Пошла на коррекцию, и тут снова поставили нити, то есть уже 9 нитей на обоих веках. Очень долго всё заживало, и глаза были разные, задёргался глаз, как будто нервный тик происходит, как у больного человека неврологической клиники. Сейчас тоже веки асимметричны, что печалит меня. Затем на коррекции я консультировалась у С. Б., почему двойное веко не уходит так долго, предлагала ей снять предыдущие нити и свежие. На что она мне ответила, что если снова прокалывать и искать нити, то, возможно, останутся шрамы. Как вариант она предлагает снова поставить нити – уже в других местах, чтобы веки были одинаковыми и без двойного века, удалить жир. Уверяла, что есть у неё такая пациентка с проблемными глазками, сейчас у неё двойное веко ушло и припухлость верхних век тоже. Я ответила, что боюсь удалять жир и это опасно. На что С. Б. сказала: «Нет, не опасно». Но тогда я даже не знала, что у неё нет медицинского образования, иначе к ней в жизни бы не пошла, боже упаси! В общем, у меня случилась истерика, я разрыдалась прямо в кабинете и сказала, что уже ничего не хочу делать, пока не готова снова перетерпеть эту боль и испытать стресс для организма».
«Просто отдала им деньги»
Четвёртая клиентка говорит, что за свои деньги вовсе не получила ожидаемого – её глаза остались прежними. Ей предложили повторную процедуру сангапури, но уже с удалением жира, от чего она отказалась.
«Делала веки (у косметолога клиники) в январе 2022 года. Деньги впустую... На консультации при показе того, какими будут мои веки после процедуры, было одно, по итогу – изменений никаких. Уже после того, как опухоль и отёки сошли, я пришла на повторный осмотр, где указала на то, что не вижу никаких изменений вообще. Я услышала ответ, что изменения есть и просто я их не вижу, что исправлять тут нечего. Что не получится поднять веко больше, если только удалять жир. По итогу пытались мне пропихнуть услугу по удалению нитей, тогда ещё стоимость была, если не ошибаюсь, в районе 3 тысяч и сделать заново сангапури с удалением жира – 15 тысяч примерно. Я попыталась поспорить с ней, но она позвала владелицу. И они вдвоём накинулись на меня, что я якобы слепая и не вижу изменений, что если мне не нравится результат, то мне поможет только удаление жира, и начали настаивать на том, чтобы я записалась на удаление нитей и на сангапури с удалением жира. Тогда я поняла, что спорить с ними бесполезно, и махнула рукой на эту ситуацию. Получается, просто отдала им деньги и страдала отёками и синяками на глазах почти два месяца зря», – рассказывает девушка.
Одна из улан-удэнок, написавшая Нине Батуевой, сообщила, что тоже удаляла второй подбородок в «Сондо».
«Я тоже пострадала. Хотела убрать подбородок. Точнее, сделала липоредукцию. Сделали только хуже, сказали, что убрали не до конца», – пишет она.
Нити царапали глазные яблоки
Шестая история, пожалуй, самая неприятная. В ней клиентка чуть не повредила глаза. Девушка была вынуждена самостоятельно вытаскивать из своего века нить, которая царапала ей глазное яблоко.
«В январе этого года я решила сделать себе сангапури, приехала в назначенное время (14:00) и прождала нашу С. Б. два часа. Потом она раз пять туда-сюда бегала из кабинета, я всё лежала и ждала её и когда подействует анестезия. В итоге вышла из клиники в 18:00 с новыми большими веками. Как только я зашла домой, мне кольнуло глаз, будто стрижка попала и мешается. В течение часа я возвращаюсь в клинику, там меня осматривает С. Б. и говорит, что это нормально, покапай диклофенак. Но он мне особо не помогал, и становилось хуже», – рассказывает улан-удэнка.
В полночь она в слезах позвонила косметологу, когда уже не могла открыть глаз.
«Плакала ей в трубку, чтобы она сняла мне эти нити, так как боль адская, всё печёт, очень сильно слезится глаз, открыть не могу и что-то конкретно мешает, – пишет девушка. – Она мне говорит, что сможет приехать в клинику минут через 40... Снимать она мне особо не хотела, говоря при этом, что это платная процедура, что она мне может предложить бесплатно сейчас снять с одного глаза и на завтра сделать в другой технике. А ничего, что глаза могут быть разные? В конце концов сняла мне она нити с обоих глаз, боль не прошла, слёзы не перестали течь. Наутро я вообще не могла открыть глаза. Снова приехала в клинику на осмотр. Единственное, что она посоветовала, сходить к офтальмологу. Деньги вернуть отказалась. Тут же я еду с мужем в глазной травмпункт, там мне вытаскивают нить, которая царапала глаз. ... Самое интересное, спустя неделю у меня начинает колоть другой глаз, кололо даже тогда, когда он был закрыт. Спать не могла. Я, вывернув сама себе веко, опять достала нить, которая воткнулась в конъюнктиву и так же царапала глазное яблоко. Ужас. Как же я была зла на них! К слову, после того, как она мне вернула оплату, мне ни разу никто не написал и не поинтересовался состоянием моих глаз».
Вплоть до летального исхода
Помимо клиентов Нине написали и косметологи, одна из которых ранее работала в «Сондо».
«Желаю вам сил дойти в этой истории до конца. Я как косметолог очень вам сочувствую и понимаю вас. Пациент не должен искать информацию о сотрудниках и лицензиях клиники, доктора не должны работать в немедицинских учреждениях. Организации без медицинской лицензии не должны оказывать медицинские услуги и тем более называть себя клиникой. Здесь налицо мошеннические действия, введение клиентов и потенциальных клиентов в заблуждение, оказание медицинских услуг людьми без медицинского образования, отсутствие лицензии, умышленное нанесение вреда здоровью. Очень много осложнений после проведения данной процедуры может быть, вплоть до летального исхода. Боритесь за себя!» – пишет автор сообщения.
«Не сдавайтесь! Я сама там работала косметологом, но когда узнала, что она меня не хотела официально трудоустраивать, не заплатила мне зарплату... Потом я узнаю, что она не имеет медицинского образования», – написала бывшая сотрудница клиники.
Мы сделали запрос в клинику «Сондо», однако на момент сдачи номера в печать так и не получили ответа. В Росздравнадзоре по Бурятии подтверждают, что организация работает без медицинской лицензии.
Роман Булдаев, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия:
– По содержанию обращения потребителя хотелось бы отметить, что со стороны Управления Роспотребнадзора дана оценка соблюдения обязательных требований со стороны исполнителя платных медицинских услуг. По результатам рассмотрения обращения в связи с наличием признаков нарушения обязательных требований в части недоведения необходимой и достоверной информации до сведения потребителя, а также нарушения порядка оформления письменного договора на предоставление платных услуг в адрес исполнителя услуг было внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Кроме того, относительно доводов, содержащихся в обращении, необходимо отметить, что потребители в случае предоставления некачественных услуг либо нарушения порядка предоставления платных медицинских услуг вправе обратиться в адрес исполнителя с соответствующей претензией. Кроме того, положение законодательства в области защиты прав потребителей предусматривает право граждан на возмещение причиненного вреда здоровью, а также возникших убытков в случае предоставления услуг некачественных либо с нарушением обязательных требований.
В МВД по Бурятии сообщают, что проводится комплексная проверка организации, будет назначена судебно-медицинская экспертиза.
– В настоящее время сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Бурятии проводится доследственная проверка по материалам Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по факту обращения жительницы Улан-Удэ с жалобой на одну из косметологических клиник города. Полицейскими установлены и опрошены участники события, изучается документация. Решается вопрос о назначении экспертиз, в том числе судебно-медицинской, по определению степени тяжести вреда здоровью, причиненного заявительнице. По результатам проверки будет принято процессуальное решение.
На наш запрос клиника «Сондо» не ответила ни к моменту сдачи номера в печать, ни к моменту публикации материала на сайте.