мошенничество
6477

Обмани мошенника

Улан-удэнцы делятся советами, как оставить афериста ни с чем

Фото: freepik.com

Об интернет-преступниках республиканские СМИ пишут каждый день. Суммы ущерба ввергают в шок. Однако жители Бурятии продолжают попадаться на уловки мошенников, отправляя им миллионы рублей. Если схема «Мама, я в беде!» уже не работает, то многие люди всё ещё верят в предложения об «инвестициях». Мы попросили земляков и экспертов в области психологии, юриспруденции и экономики поделиться советами, как обвести вокруг пальца тех, кто сам в этом преуспел.

По данным прокуратуры республики, с начала года жертвами интернет-преступников стал 1 771 человек. Только за минувшую неделю таких людей стало больше на 46 человек. Опыт показывает, что в ловушку мошенников могут угодить не только доверчивые дети и пожилые люди, но и взрослые образованные и трезвомыслящие граждане. В последнее время многими из жертв движет желание заработать на инвестициях, а также преумножить или обезопасить уже имеющиеся накопления.

«Партнёры» перестали выходить на связь

В одном из последних случаев улан-удэнец и двое его друзей стали жертвами мошенников, потеряв более 2,3 миллиона рублей на инвестициях. Один из пострадавших, 32-летний мужчина, обратился в полицию. Как стало известно, он нашёл в Интернете объявление о заработке на инвестировании и оставил свой номер телефона. Вскоре ему позвонил лже-инструктор инвестиционной компании, который обучил его работе в приложении. Мужчина внёс первый взнос в размере 18 600 рублей. Через несколько дней куратор предложил ему вывести заработанные 1,5 тысячи долларов. Для этого нужно было предоставить двух поручителей.

Улан-удэнец попросил своих знакомых помочь ему. 34-летний мужчина и 40-летняя женщина согласились. Мошенники прислали им ссылку, якобы для зачисления денег. Когда они перешли по ней, на имена поручителей оформили дистанционные кредиты. Мошенники убедили жертв, что деньги нужны для переводов и после вывода средств они вернутся на счета. Поручители перевели по 950 тысяч рублей своему знакомому, а затем на женщину был оформлен ещё один кредит в 406 тысяч рублей. Эти средства она также перевела знакомому.

Мужчина отправил 2 миллиона 285 тысяч рублей на счёт куратора и стал ожидать поступления денег. Однако «партнёры» перестали выходить на связь.

- Гражданин на протяжении пары недель пытался дозвониться до офиса инвестиционной компании и только потом осознал, что стал жертвой мошенников, - сообщает пресс-служба МВД по Бурятии.

Убедительный финансовый консультант

25 июля врач одной из больниц Железнодорожного района Улан-Удэ попалась на уловку мошенников. В тот день 60-летней женщине через мессенджер (это один из характерных способов связи мошенников с жертвами. - Прим. автора) поступил звонок от якобы финансового консультанта, который представился Иваном Александровичем. Мужчина предложил заработать на инвестициях. Горожанка откликнулась на предложение, после чего ей позвонил неизвестный, который рассказал об условиях инвестирования.

Аферисты предложили женщине внести первоначальный взнос размере 50 тысяч рублей. Она оформила на данную сумму онлайн-кредит, а 6 августа с ней на связь вышел этот же человек, который убедил доверчивую клиентку, что с целью увеличения прибыли необходимо перевести дополнительно 30 тысяч рублей.

На следующий день местная жительница решила связаться с неизвестным, чтобы получить дальнейшие инструкции, однако телефон злоумышленника оказался недоступен. Тогда улан-удэнка обратилась в полицию.

- Пострадавшая принимала участие во всех профилактических мероприятиях, проводимых сотрудниками полиции, но доверилась убедительным словам лже-консультанта, - отметили в МВД по Бурятии.

Сходили в театр...

В третьей истории, казалось бы, не могло произойти ничего криминального. Однако вместо невинного свидания в театре улан-удэнец лишился приличной суммы. При этом от новоиспечённого кавалера не требовали перевода денег, а всего лишь попросили купить билеты на представление.

24-летний парень обратился в полицию УМВД России по Улан-Удэ. Молодой человек рассказал, что на одном из сайтов знакомств начал переписываться с девушкой. После непродолжительного общения она предложила встретиться и вместе сходить в театр. Улан-удэнец согласился, и девушка прислала ссылку якобы на сайт, где можно заказать билеты.

Молодой человек перешёл по ссылке, где ввёл данные своей банковской карты. Он полагал, что таким образом оплачивает билеты в театр. Уже после он обнаружил, что с карты произошло списание 16 800 рублей, а новая знакомая прекратила общение. Парень понял, что его обманули, а ссылка была фишинговой (фишинг - англ. fishing - рыбная ловля, выуживание - вид интернет-мошенничества, цель которого - получить идентификационные данные пользователей. - Прим. автора).

- По данному факту возбуждено уголовное дело. Потерпевший пояснил, что о подобных видах мошенничества он знал из средств массовой информации, - сообщает пресс-служба МВД по Бурятии.

Если схема «Мама, я в беде!» уже не работает, то многие люди всё ещё верят в предложения об «инвестициях».

«Что-то пробурчала и трубку бросила»

Улан-удэнцы в соцсетях делятся историями о том, как им удалось обвести аферистов вокруг пальца. Некоторые утомляют их разговорами, игнорируют просьбы и поручения, а другие откровенно издеваются, перебивая и задавая уточняющие вопросы.

«Как-то раз позвонил мне «милиционер». Судя по голосу, в возрасте. Заикался, терялся, запинался. Сказал, что мой счёт скомпрометирован и надо срочно перевести деньги на «защищённый счёт». Я охал, сокрушался, говорил, что понимаю серьёзность ситуации, что эти мошенники сволочи. Через минут сорок он сказал, что переведёт меня на «сотрудника Центробанка» и тот объяснит, что делать, а то он не в курсе, чего там и как с деньгами. Мол, его дело - меня предупредить и мошенников поймать. «Центробанк» начал меня обрабатывать, по голосу - молоденький парнишка. Минут двадцать он повторял всё то же самое, что «милиционер», спрашивал, понимаю ли я, насколько всё серьёзно. Прошёл почти час. Я сокрушался, что «такая беда» случилась, и стал спрашивать, что же мне делать, куда деньги перевести. Мошенник нервничать начал: «Чего вы торопитесь. Дело серьёзное». Перешёл на повышенный раздражённый тон. Я сказал, что уже устал, ведь до него «милиционер» почти час меня допрашивал. Сообщил, что дальше разговаривать не намерен. В общем, думаю, потратить на меня больше часа и деньги за междугородний, а возможно, международный звонок этим аферистам было обидно!»

«Я иногда позволяю себе подурачиться с ними. Например: «Ой, Юля, как дела у тебя, как Сашенька, как детки? Что? Так плохо слышно тебя. Ну давай я расскажу тебе, что у нас во дворе творится, ужас просто…».

«Мне тоже звонили из МВД города Москвы, старший какой-то там. Я включила громкую связь и начала: «Да, ага, слушаю вас». А параллельно делала уроки с сыном и давала ему распоряжения. И такая: «Ну, вы говорите, говорите». Жду от него каких-то фраз, а он трубку повесил... Ну и хорошо».

«Иногда достаточно просто спросить: «В какой колонии отбываешь?» или «Чей Крым?» На этом вопросе собеседники обычно впадают в ступор или начинают отвечать агрессивно. Часто по речи можно определить, что тебе звонит человек неграмотный или с характерным говором, интонацией».

«Я обычно прикидываюсь, что плохо слышу звонящего. Он начинает говорить громче. А я перебиваю: «Не слышно! Алё-о-о!» В результате раздражённый мошенник сам бросает трубку».

«Иногда я изображаю, что связь плохая, и говорю прерывающимся голосом. Даже если звонят из настоящего банка с каким-нибудь предложением. Одна из собеседниц не выдержала и выпалила мне в трубку: «Дура ты!» А дальше короткие гудки».

«Я как-то вывел из себя мошенницу, которая попросила продиктовать номер моей карты. Стал диктовать цифры: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0... Она спросила: «Вы надо мной издеваетесь?» «Да, - говорю. - А вы только после «0» поняли?» Обиделась, что-то пробурчала и трубку бросила. Тонкой душевной организации оказался человек».

Не играйте с преступником

Игорь Бадиев, психолог:

- Основные крючки, на которые мошенники цепляют своих жертв, - это, как правило, страх за себя, страх за близких и жажда наживы. Есть и другие, например подчинение авторитету, но сегодня это достаточно редко срабатывает. Судя по сообщениям в СМИ, многие мошенники сейчас работают по теме инвестирования. Мотив лёгкого обогащения очень действенный. Будем честны, все мы хотели бы, чтобы кто-нибудь оставил нам миллионное наследство или чтобы мы каким-то волшебным образом разбогатели и разом решили все свои финансовые проблемы. История с компанией «Финико» тому доказательство. Люди, зная, что это финансовая пирамида, всё равно несли туда деньги. Все хотели обогатиться с минимальными интеллектуальными и трудовыми затратами.

Как понять, что вам звонит мошенник? Он всегда давит на какую-то вашу болезненную точку, будь то страх или жажда наживы. Если у вас возникли сомнения, начните задавать дурацкие уточняющие вопросы. Аферист попытается усилить эмоциональное воздействие путём закрытия возражений - либо запугать вас, либо сильнее привлечь к какой-то выгоде. Это явный признак манипуляции. Вообще же лучше не вступать в разговор. Как только у вас промелькнула мысль «Вдруг это мошенник?», сразу бросайте трубку и блокируйте номер. Профессиональная манипуляция - это поле игры мошенников, поэтому не пытайтесь развлекаться с ними путём издевательств. Риск проигрыша слишком высок.

Если вам звонит добросовестный человек, а вы бросили трубку, при необходимости он обязательно перезвонит и начнёт объяснения с начала. Мошенник же начнёт ровно с тех слов, на которых разговор оборвался. Это их привычный скрипт. Если же вы решили поиграть с преступником, будьте осмотрительны. Вы не знаете, какой информацией о вас он владеет. Некоторые из них звонят наобум всем подряд, другие тщательно готовятся, собирают информацию о жертвах. Чем дольше вы поддерживаете контакт с мошенником, тем больше у него шанс найти вашу болевую точку. А они есть у каждого. Кроме того, беседуя с преступником, вы даёте ему возможность уловить вашу манеру речи, а также записать ваш голос для обмана ваших близких с использованием нейросети. Сегодня совсем не сложно создать цифровую копию человека, используя минимальный набор биометрических данных. Поэтому хорошо подумайте, стоит ли играть с преступником.

Проверяйте информацию

Борис Бальжиев, юрист:

- Если вам звонят с неизвестного номера, то лучше вообще не брать трубку. Но если всё же взяли, то постарайтесь максимально точно определить статус звонящего.

Если звонят из правоохранительных органов, спросите ФИО, звание, номер отделения, в котором служит сотрудник, номер его удостоверения. После кладите трубку и проверяйте информацию самостоятельно, обратившись в правоохранительные органы.

Эта же схема работает и в случае звонка из банка. Если вам звонят по мессенджеру, это всегда мошенники. Независимо от того, удалось ли мошеннику ввести вас в заблуждение или нет, обращайтесь в правоохранительные органы.

Никакого «резервного счёта» не существует!

Не сообщайте логины и пароли от аккаунтов, платёжные данные, одноразовые коды из СМС. Единственная ситуация, при которой требуется назвать устно одноразовый код, - личное обслуживание в банке или в магазине. Когда нужно подтвердить операцию, например выдачу банковской карты или списание бонусов программы лояльности.

Установите программу или подключите сервис определения номеров мошенников у мобильного оператора или в банковском приложении. Эти сервисы распознают и блокируют звонки мошенников, в том числе замаскированные под официальные номера банков и ведомств. Номер проверяется в базе, и во время звонка высвечивается информация о том, кто вам звонит. Однако помните, что базы операторов не всегда обновляются автоматически, поэтому регулярно обновляйте их вручную и не теряйте бдительности.

Не переводите деньги на счета, номера которых вам называют по телефону. Никакого «резервного счёта», который позволит спасти ваши деньги, не существует. Это счёт мошенников, и вы добровольно переведёте им свои деньги. Нельзя переводить деньги «сотруднику полиции», который обещает решить проблемы попавшего в неприятную ситуацию родственника. Даже если у ваших родных действительно возникли проблемы с законом, решать их нужно легальным путём.

Не переходите по ссылкам, которые присылают во время звонка. Не устанавливайте навязываемые приложения: никаких «специальных антивирусов» не существует. Всю необходимую информацию можно найти на официальных сайтах банков, а безопасные программы ищите в магазинах приложений — у них строгая модерация, рейтинг, статистика по количеству скачиваний и отзывы пользователей.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях