туризм
4110

Туризм по любви

Молодой гид – о недостатках в отрасли, работе с гостями и важности новизны

Фото: личный архив Д. Низовцева

«Молодых сегодня интересуют только лёгкие деньги, они не хотят трудиться и не думают о будущем» – такие слова вы наверняка не раз слышали или, возможно, даже произносили сами. А ещё говорят, что среди молодёжи мало патриотов. Герой нашей публикации Дмитрий Низовцев личным примером опровергает это убеждение. В свои 26 молодой гид из Усть-Баргузина успешно продвигает родной район, заботится о природе и берёт на себя ответственность за сотни жителей и гостей республики, желающих поближе познакомиться с красотами Баргузинской долины. 

Самозанятый Дмитрий Низовцев сопровождает туристов в походах и поездках по родному району, предоставляет гостям снаряжение, необходимое для комфортного и безопасного отдыха, а с недавних пор устраивает конные прогулки для любителей верховой езды. Баргузинская долина – это разнообразие невероятных пейзажей и сакральных мест, говорит наш собеседник. Туристы со всего мира приезжают сюда, чтобы увидеть Сувинские скалы, Ининский сад камней, Баргузинский дацан, горячие источники и Чивыркуйский залив.

Основная идея Дмитрия – это продвижение родного края. О красотах и достопримечательностях своего района он готов рассказывать снова и снова.

– Баргузинская долина – это природный комплекс, который поражает своей красотой и аутентичностью, – говорит Дмитрий. – Живописные пейзажи, уникальный животный и растительный мир, отсутствие явных следов цивилизации – всё это привлекает наших гостей. Моя же задача – показать людям красоту нашей природы и обеспечить их безопасность. Я сотрудничаю с «Заповедным Подлеморьем» в качестве проводника по территории Баргузинского заповедника и Забайкальского национального парка.

«Жизнь здесь по мне»

Дмитрий родился в Усть-Баргузине и здесь же окончил школу. С самого детства он много времени проводил в походах по местным горам и лесам. Даже во время обучения на автоэлектрика в Иркутском колледже молодой человек подрабатывал проводником на Святой Нос, водил людей по «Тропе испытаний» – самому популярному маршруту в Заповедном Подлеморье.

– Я участвовал в различных волонтёрских проектах. В прошлом году, например, от МИРЭА (Российский технологический университет) к нам направляли студентов, и мы вместе строили экологическую тропу в бухте Змеёвая. Думаю, с этого всё и началось, – говорит Дмитрий. – Некоторое время я прожил в Улан-Удэ, а потом решил вернуться в Устье и вплотную заняться туризмом. Потому что я это люблю, да и жизнь здесь по мне. Уже второй год профессионально сопровождаю группы туристов как аккредитованный гид-проводник. Трудностей в начале пути не возникло, ведь я с детства этим увлекаюсь, в плане подготовки опыт немаленький, ещё я активен, люблю людей и умею с ними общаться.

Уже второй год Дмитрий Низовцев профессионально сопровождает группы туристов как аккредитованный гид-проводник.

Раньше, говорит Дмитрий, было много иностранных групп – из Германии, США и других стран. Теперь же он работает в основном с гостями из Улан-Удэ и Иркутска, немало туристов из других регионов нашей страны. Люди узнают о молодом гиде не из рекламы, а по рекомендациям местных жителей.

– «Сарафанное радио» работало и работает до сих пор. Нет необходимости составлять какой-то план, меня часто нанимают на конкретный маршрут, и я веду людей. Но развиваться необходимо, поэтому сейчас я налаживаю трансфер и составляю программу. Также для роста нужно вкладываться. В прошлом году я потратил около миллиона рублей, это покупка транспорта, снаряжения, палаток, спальников и прочего, – перечисляет Дмитрий.

Бизнес в туризме – история не только про заработок, считает наш герой.

Вести людей большая ответственность

Быть гидом – почти то же самое, что работать нянечкой, говорит наш собеседник. Ты не только следишь за большой группой людей и за их безопасностью, но и отвечаешь на многочисленные вопросы, объясняешь, как вести себя на природе и что есть в ней особенные, сакральные места.

– В прошлом году на Святой Нос набралась большая группа туристов, так что пришлось нанимать дополнительных проводников. Я был старшим, – рассказывает гид. – За всеми уследить сложно, нужен опыт работы с большими компаниями людей. Мы, как обычно, провели инструктаж, объяснили туристам, что можно делать, чего нельзя, сказали, что нам предстоит отправиться в лоно дикой природы, где можно встретить опасных зверей, оступиться и получить травму или заблудиться. Но один самоуверенный товарищ отлучился от группы и потерялся. Мы его искали и, к счастью, нашли. Пришлось, конечно, поругать. Хотя бы два раза в сезон такие случаи происходят, все туристы разные. Поэтому надо понимать, что вести людей в такие места – это большая ответственность.

Бизнес в туризме – история не только про заработок, считает Дмитрий.

Однажды Дмитрий и его группа встретили медведя. Косолапый вышел на тропу в метрах тридцати от них. Все замерли в оцепенении.

– Я заранее объяснял им, как себя вести в случае такой встречи. И когда это произошло, успокоил людей, чтобы никто не запаниковал и не побежал сломя голову, иначе медведь может броситься следом. Нам повезло, что это не была медведица с медвежатами – она могла отреагировать агрессивно, – рассказывает Дмитрий.

В походе может случиться всякое, напоминает проводник, поэтому туристов предупреждают, что накануне, а лучше за несколько дней до вылазки, не стоит выпивать. Иначе при подъёме в гору может стать плохо. Желательно, чтобы у человека была какая-никакая физическая подготовка. Также важно иметь при себе аптечку. Вообще же о проблемах со здоровьем турист должен сообщить гиду заранее.

Нет инфраструктуры и каждый сам по себе

Чем туристы из Бурятии отличаются от приезжих, спрашиваем мы нашего собеседника. Местные плохо знают свою республику, отвечает он.

– Наши жители хуже знают географию родного края, его природу. Меня это всегда удивляет. Бывает, встречаю людей за 30–35 лет, которые впервые приезжают в Баргузинский район и восхищаются, что у нас есть такие красивые места, такие пейзажи. Но мне не надоедает рассказывать и показывать одно и то же, наоборот, нравится, что я даю людям нечто новое, – с улыбкой объясняет гид. 

Много гостей из разных уголков страны приезжает целенаправленно к Богине Янжиме, говорит Дмитрий. Он знает немало историй о том, как Богиня подарила малышей бездетным парам. Настоящее чудо природы, в которое хочешь не хочешь, а поверишь.

Туризм в Баргузинском районе набирает обороты, попутно обнажая проблемы отрасли. Одна из главных – инфраструктура.

– На некоторых улицах нашего села нет освещения. Много песка, который от проезжающих машин поднимается стеной. А машин в последние годы становится всё больше и больше. Не хватает туалетов, и люди гадят где придётся, – перечисляет Дмитрий. – Также плохо развито информационное взаимодействие. Поэтому многие туристы, приезжая сюда, не знают, куда можно сходить, какие виды развлечений и активностей здесь есть. Те, кто у нас занимается туризмом, можно сказать, каждый сам по себе. В этом году я был на туристическом собрании нашего района, где мы обсуждали все эти вопросы. Бизнесмены говорят, что работают над проблемами, но поддержки извне им всё же не хватает.

«Я стараюсь вносить что-то новое. Например, этим летом начал заниматься конным туризмом, завёл четырёх лошадей и организовал небольшие прогулки».

По мнению Дмитрия Низовцева, со стороны принимающей стороны должно быть больше интересных предложений для гостей. Те, кто любит активный насыщенный отдых, увы, мало знают о возможностях Баргузинского района.

– Все обычно работают по одним и тем же маршрутам. Для некоторых важно просто заработать с того, что есть, или отбить расходы, не вкладываясь в развитие, – говорит он. – Я стараюсь вносить что-то новое. Например, этим летом начал заниматься конным туризмом, завёл четырёх лошадей и организовал небольшие прогулки. У нас больше никто пока этого не делает. Людям очень нравится, они говорят: «Развивайтесь! Мы к вам будем ездить!» Думаю, если упорно этим заниматься, можно внедрить ещё и иппотерапию для детей с ДЦП. В этом году я планирую развивать зимний туризм: прогулки на лошадях, зимние маршруты по льду Байкала, Бухта Змеёвая, острова, ледяные пещеры, Чивыркуйский залив, зимняя рыбалка.  

Идея продвижение родного края

Для самого Дмитрия каждый поход – это очищение от старого и наполнение новым. Горы особенно заряжают, признаётся он.

– Я забываю о проблемах, ухожу от суеты. Наедине с природой есть время подумать и найти ответы на свои вопросы. На меня, к примеру, сильно влияют горы, я возвращаюсь оттуда другим человеком, с новыми силами и идеями, – говорит молодой человек.

«На меня, к примеру, сильно влияют горы, я возвращаюсь оттуда другим человеком, с новыми силами и идеями».

Помимо турмаршрутов и конных прогулок, Дмитрий занимается своим кемпингом на берегу Байкала.

– Туда люди приезжают дикарями, мы для них оборудовали площадки, где можно безопасно развести костёр, припарковать машину, поставить палатку. Есть пикниковые столы и места для сбора мусора. За всем этим мы ведём строгий контроль и содержим в порядке, – говорит самозанятый.

Основная идея Дмитрия – это продвижение родного края. О красотах и достопримечательностях своего района он готов рассказывать снова и снова. В его планах нет большого заработка и переезда, но есть масса идей для развития на месте. 

– В любом случае я останусь в этой сфере, буду работать и расти. Возможно, организую собственную турфирму. Пройдёт время, и я обязательно расскажу о своих успехах! – говорит он.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях