Бардак на столе — бардак в голове. Это популярное высказывание вовсе не о том, что порядок — это стерильная чистота на рабочем месте. Это, скорее, его продуманная организация, при которой нет необходимости тратить время на поиск нужных документов и вещей. То же касается и быта, говорит специалист в области организации пространства и многодетная мама Марина Егорова.
Наша героиня признаётся, что всегда любила и умела наводить порядок. В её доме всё на своих местах и подчинено определённой логике. Марина рассказала «Информ Полису», почему пространственное мышление так важно для комфортной жизни, внутренней гармонии и успеха.
Бурятия подарила дочь и любимое дело
— Марина, откуда вы родом? Как выбирали свой профессиональный путь и в какой момент вы пришли к делу организации пространства?
— В конце 70-х годов мои родители окончили медицинский институт в Иркутске и по распределению уехали в Якутию. Родителей отправили работать в село Ытык-Кюель, но родилась я в алмазном посёлке Удачный, куда переехали мамины родители. Потом мы переехали в посёлок Сангар, там же в Якутии. Папа работал главным врачом СЭС до 1996 года, мама — заведующей лабораторией. В 1996 году, когда мне было 12 лет, мы отправились сначала в Читу, а потом в город Зима Иркутской области. Волею судьбы я оказалась в железнодорожной школе № 26, которую с отличием окончила. Ближе к выпуску я всё ещё не знала, чем хочу заняться. Поначалу думала, что стану психологом, но у родителей это вызвало сопротивление. Идти в медицину, как они, я категорически не хотела.
После школы поступила в железнодорожный институт в Иркутске, который окончила с отличием. Затем пошла работать на железную дорогу. Можно сказать, что вся моя жизнь с ней связана. Студенткой на летних каникулах я подрабатывала проводником. Это было и тяжело, и весело, поскольку нужно было постоянно общаться с людьми, учиться выстраивать взаимодействие. Не обходилось без конфликтных ситуаций, а мне было непросто сдерживать свой вспыльчивый характер (улыбается).
После выпуска из института я пошла работать на железнодорожный вокзал в Зиме — сначала дежурным помощником начальника вокзала, а в 2009 году сама стала начальником. В 2022 году волею судьбы я оказалась в Улан-Удэ, меня перевели сюда по работе — начальником вокзала. Но сейчас я в отпуске по уходу за третьим ребёнком.
Несколько лет у нас с мужем не получалось «сходить в магазин» за третьим ребёнком, но после переезда в Улан-Удэ буквально через полгода я забеременела. Так что можно сказать, что Бурятия дала мне возможность в третий раз стать мамой. Сегодня у нас три замечательные дочки. Вообще мне здесь нравится такое бурятское спокойствие, оно мне близко по духу. Обычно говорят, что Улан-Удэ — это большая деревня, но почему-то больше в отрицательном ключе. Для меня эта фраза звучит в позитивном смысле. Деревня — что-то тёплое и родное. Кстати, то стрессовое состояние, которое у меня было до переезда, здесь улетучилось (улыбается).
Ещё в Зиме в 2021 году я задумывалась о смене профессии. Моя любовь к порядку навела меня на мысль о такой профессии, как организатор пространства. О ней я раньше и не знала, хотя дома у меня всегда всё было разложено по полочкам и категориям. Я даже не представляла, что у многих людей с этим бывает сложно. В феврале 2022 года я окончила обучение организации пространства и начала практиковаться на родных, друзьях и знакомых.
После переезда в Улан-Удэ я на некоторое время забыла о своём увлечении, потому что основная работа поглотила меня. В прошлом году ушла в отпуск по уходу за ребёнком и решила превратить хобби в бизнес. Так, с декабря 2023 года я начала развиваться в профессии организатора пространства.
Хлам отнимает силы и ввергает в депрессию
— Почему важно уметь организовать своё пространство?
— Для кого-то это важно с физической точки зрения, для кого-то — с эстетической. Я же рассматриваю организацию пространства со всех сторон, но в первую очередь, конечно, со стороны удобства. Если вещи в вашем быту организованы грамотно, то вам удобно ими пользоваться, вы всегда знаете, где что находится, и не тратите время на поиски. Например, в организации пространства большого дома, где живёт большая семья и есть много мест хранения вещей, мы применяем метод бережливого производства — маркировку. Пространство должно быть не просто красивым, но и чистым, понятным и удобным. Для этого существует огромное количество органайзеров на любой вкус и кошелёк.
Другой аспект, помимо физического удобства и эстетики, — энергия пространства. Любое захламление отнимает у человека силы. Часто люди хранят старые вещи по принципу: «Когда похудею, буду носить» или «Мне это бабушка связала». Тем временем в каждой вещи живёт энергия её хозяина, и если мы какое-то время не используем этот предмет, то энергия находится в застое. Многие люди, наведя порядок вокруг себя, замечают, что у них появляются силы что-то делать и куда-то двигаться. Поэтому организацию пространства можно отнести к методам борьбы с депрессией.
— Где учат организации пространства?
— В России сегодня есть несколько школ и академий, где обучают этому и по окончании выдают диплом. Я обучалась в Академии порядка, у этой организации есть образовательная лицензия.
Взрослым, детям и будущим мамам
— Сколько домов и квартир уже прошло через ваши руки? Обучаете ли вы самостоятельной организации пространства?
— За всё время, что я работаю, уже более двадцати человек. Помимо непосредственной организации пространства я также провожу консультации. У многих людей возникают сложности с пространственным мышлением — они не понимают, как удобно разместить вещи, чтобы не убираться постоянно, а лишь поддерживать порядок вокруг себя. Некоторые хотят делать это самостоятельно, не обращаясь всякий раз к помощи организатора. В таком случае бывает достаточно одного наглядного примера и консультации.
Помимо этого, я устраиваю мастер-классы для взрослых, малышей-детсадовцев и школьников. Отдельные мастер-классы провожу для будущих мам, обучаю их организации быта в первые месяцы жизни малыша. Было интересно учить детишек в детском саду. После этого некоторые мамочки писали мне: «Представляете, дочка пришла из сада и навела порядок самостоятельно!» или «Мой сын сам сложил свои вещи и выкинул сломанные игрушки, которые ни за что не хотел выбрасывать!» То есть ребятишкам это тоже очень интересно.
Сейчас я записываю курс-практикум по самостоятельной организации пространства, где буду рассматривать отдельно каждую зону жилого пространства, какие проблемы могут возникнуть в той или иной зоне, какие способы складывания вещей существуют, какие органайзеры лучше всего выбирать и так далее.
Не путать с клинингом и фэншуй!
— Были ли особо сложные случаи в вашей практике? Какие ошибки часто допускают хозяева домашних и рабочих пространств?
— Был один интересный случай, когда мне позвонили с просьбой помочь в расхламлении балкона. Но балкон этот был общий на весь этаж. Одна бабулечка складывала там разного рода хлам, коробки, а ещё подкармливала голубей. Конечно же, балкон был ужасно загажен пернатыми. Браться за этот случай я не стала. Если уж помощь в организации нужна, то следует убрать хотя бы очевидную грязь, поскольку мои услуги не относятся к клининговым.
Организатора пространства часто путают с дизайнером, уборщицей и специалистом по фэншуй. Это не так. В первую очередь он подбирает и организовывает системы хранения, создаёт персонализированные системы порядка, при этом учитывая жизненные сценарии человека — профессию, образ жизни, привычки, и всегда работает вместе с клиентом. Его задача — создать подходящую систему порядка и научить человека её поддерживать. Главные принципы: вещи должны работать, а не храниться ради хранения; вещи существуют для людей, а не люди для них; в организованном доме жить удобно и комфортно; в организованном доме легко делать уборку.
Самые распространённые ошибки хозяек и хозяев:
— вещи хранятся не по категориям;
— часто и редко используемые вещи хранятся вперемешку;
— неправильно подобраны органайзеры;
— неудобный способ складывания.
Помимо организации пространства я занимаюсь проектированием «умной» мебели и могу составить проект для мебельной компании под жизненный сценарий любого человека. Учитываю при этом рост каждого члена семьи, его физические возможности или ограничения, ведь большинство производителей мебели выпускают её по определённым стандартам.
Про правила, свободу и творческий беспорядок
— Как организовано пространство у вас дома? Позволяете ли себе небольшой творческий беспорядок?
— Дома у меня, конечно же, всё по полочкам, и детей я приучаю к порядку и самостоятельности в его поддержании. Творческого беспорядка у меня особо нет, у детей — да, и я даю им свободу в этом плане. У нас растут подростки, поэтому, когда в их комнате бардак, я обычно прошу их просто прикрывать дверь, чтобы я этого не видела и не расстраивалась (смеётся). Также в нашем доме есть правило — дважды в неделю мы наводим порядок дома. Всё остальное время они могут делать всё, что хотят.
— Правда ли, что рабочее место человека наглядно демонстрирует образ его мыслей? Существует ли понятие «организованного беспорядка», когда у человека есть собственная, удобная лишь для него система хранения вещей, со стороны кажущаяся полным хаосом?
— Это, скорее, отражает внутреннее состояние человека. Организованный беспорядок тем и отличается от обычного, что в первом случае человек прекрасно знает, где что у него находится. Но этот случай не подходит, к примеру, для сменных работников — когда несколько человек трудятся на одном рабочем месте. Поэтому часто говорят, что двум хозяйкам на одной кухне не ужиться. Но и в этом случае можно найти компромисс с помощью метода бережливого производства (бережливого офиса). С этим я тоже люблю и умею работать.
— У вас есть помощники в бизнесе? Поделитесь планами развития своего дела.
— Постоянных работников у меня нет. Я периодически обращаюсь к специалистам, которые мне нужны в конкретном случае. Но, как правило, это связано с контентом в соцсетях, видео- и фотосъёмкой. Пока же работаю одна.
Что касается планов, я так же планирую продолжать обучать людей самостоятельной организации пространств дома и на работе. Помимо этого, как руководитель, консультирую по темам управления предприятием, структурирования и курирования бизнеса. Хотелось бы со временем обзавестись командой помощников, в том числе для выездов, и открыть собственную компанию.
А по поводу личной мечты, то я люблю путешествовать. И если раньше я могла позволить себе это удовольствие дважды в год, то теперь хочу четыре или даже шесть раз в год!