Главный инженер компании «Россети Сибирь»-«Бурятэнерго» Виктор Перелыгин рассказал изданию о проблеме дефицита кадров в электроэнергетике и поиске решения накопившихся проблем.
– Виктор Никитович, реальный сектор испытывает существенный кадровый голод в последнее время. Затронул ли он вашу организацию и если да, то в какой степени?
– Филиал «Бурятэнерго» обслуживает более 28 тыс. км линий электропередачи. Мы относимся к стратегическим предприятиям. Численность персонала более 2 300 человек. Нехватка персонала в сентябре составляет более 230 человек. Это много.
Кадры в электроэнергетики – это «штучный товар». Работа в энергосистеме требует высокой квалификации и профессионального образования. Это работа в электроустановках, на высоте, да и в целом – профессия сложная. Кроме того, работа при обслуживании электроустановок связана/ сопря;ена с риском для жизни и здоровья людей. Некомпетентность, безответственность здесь недопустима. Просто так «на улице» таких специалистов не найдёшь, их нужно готовить. Тревогу вызывает то, что в нынешнем году проблема стала заметно острее и напрямую коснулась критически важных направлений в электросетевом комплексе: мастеров, начальников районных электрических сетей, электромонтеров, водителей, даже бригад, занимающихся аварийно-восстановительными работами. Хуже всего дела обстоят с теми, кто работает непосредственно в районах электрических сетей. Люди переезжают в города и найти персонал в отдаленные РЭС достаточно сложно.
– С чем это может быть связано?
– Причин несколько. Сейчас рынок труда устроен таким образом, что условия на нем определяет не работодатель. Именно работник определяет, где и на каких условиях он хочет работать, так как спектр предложений достаточно широк. Выросла конкуренция среди промышленных предприятий, производства работают с полной загрузкой, много предложений о работе вахтовым методом и дефицит кадров ощущается везде.
– Люди не спешат заполнять имеющиеся вакансии?
– За работников приходится конкурировать. При этом мы изначально поставлены в невыгодное положение. Наш бюджет формируется на основании тарифа, утверждаемого на уровне региона, причем индексируется он в строгой привязке к официальной инфляции. В бюджете же заложены средства на выполнение работ по ремонту, реконструкции и обслуживанию сетей целью которых является обеспечение надежного и качественного электроснабжения потребителей. Что происходит со стоимостью этих работ? Начиная с 2022 года, она растет опережающими темпами за счет резкого роста цен на материалы и оборудование – в некоторых случаях на 30-40%. , при этом тарифы индексируются только на 3-4%.
Возникает вопрос – где брать средства для обеспечения конкурентных зарплат? А так как внятного ответа пока нет, люди начинают искать другие варианты трудоустройства.
– Теряете подготовленных специалистов?
– Дело в том, что компания выступает чем-то вроде региональной «кузницы кадров». Внутри «Россети Сибирь» действуют жесткие правила и регламенты охраны труда и работе с персоналом – людей одевают, заботятся об их здоровье и безопасности, и, самое главное, качественно и бесплатно обучают. Во многих других организациях таких возможностей и требований нет, поэтому они, можно сказать, экономят и переманивают уже подготовленного специалиста. Который, к слову, уже имеет в трудовой книжке запись о работе в «Россетях», что является очень весомым аргументом для работодателей.
Сейчас ветераны предприятия с ностальгией вспоминают о том, что в свое время зарплаты здесь были одними из самых высоких в Бурятии. Люди стояли в очереди, и кадровики могли выбирать лучших. В нынешней ситуации мы сами ищем работников, поэтому иногда нам приходится закрывать глаза на несоответствие соискателей устоявшимся ранее повышенным требованиям к стажу и опыту работы.
– Насколько серьезна ситуация?
– Для работы в экстренных ситуациях мы располагаем достаточным количеством инструментов – компания своевременно создает компенсирующие схемы и разрабатывает дополнительные мероприятия, в том числе по привлекаемым резервам.
В итоге нам удается обеспечивать надлежащее качество услуг по передаче электроэнергии, однако при этом в ход идут откровенно неординарные меры вроде непосредственного выполнения работ по устранению нарушений электроснабжения инженерно-технического состава вплоть до директоров производственных отделений, а также переброска персонала с других участков и районов
– Какие шаги предпринимает компания для решения проблемы?
– Работа над улучшением ситуации ведется в комплексном ключе. На местах мы стараемся создавать комфортные условия для персонала: оплачиваем аренду жилья в районах, предлагаем бесплатное обучение по специальностям в вузах и ссузах. Начисляются доплаты за дополнительную нагрузку, хотя и в этом отношении мы ограничены внешним регулированием.
Главная задача – и моя, и директоров производственных отделений, и их главных инженеров – заключается в том, чтобы кадровый дефицит не отразился на потребителе. Потребитель – и в первую очередь социальные объекты – для нас в приоритете.
Впереди осенне-зимний период, и компания входит в него подготовленной. Все компенсирующие мероприятия с нашей стороны проработаны, все подразделения готовы помогать друг другу.
– А что же с деньгами?
– Компания ведет комплексную работу по улучшению условий труда и повышению уровня зарплат. Здесь нужно отметить, что все возможные инструменты в части индексации уже применены – более того, в один из предыдущих периодов мы провели ее два раза за год,
Поиск решений идет на всех уровнях электросетевого комплекса страны – понятно, что в схожей ситуации оказались и другие организации подобного профиля.
– Пока что речь шла о внутренних резервах. Существуют ли внешние ресурсы или механизмы, позволяющие купировать проблему?
– Для изменения ситуации озвученных проблем одним из решений могло бы стать заключение специального регуляторного соглашения, направленного на увеличение финансирования программ повышения надёжности и реконструкции сетей. Что позволило бы повысить надежность электроснабжения потребителей. Этот механизм, разработанный на уровне федеральных ведомств и успешно внедренный в ряде регионов, позволяет модернизировать и развивать местные энергосистемы за счет формирования более гибкой тарифной политики.
Регуляторное соглашение позволит региону обеспечить устойчивое финансирование, при этом мы получим определенный ресурс для решения обостряющихся кадровых проблем.
Начиная с 1 января2025 г., филиал «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» приобретет официальный статус системообразующей территориальной сетевой организации. Это означает, что он станет единым центром ответственности за надежное электроснабжение, будет обеспечивать эксплуатацию бесхозяйных, государственных и муниципальных сетевых объектов, а также ликвидировать последствия аварий на сетевых объектах других собственников. Для качественного выполнения этих задач нам необходимы дополнительные финансовые средства и соответствующий кадровый ресурс, и внедрение предложенного механизма поможет разрешить сложившуюся ситуацию.