От сплетен и споров дело дошло до оскорблений и судебных тяжб. Причина в стимулирующих выплатах, которых лишили педагогов, говорит председатель профкома Ирина П. Однако руководство школы утверждает, что их сотрудница нарочно вносит разлад в коллектив, желая усидеть на тёплом месте председателя.
В редакцию «Информ Полиса» обратилась Ирина П. Женщина утверждает, что, заняв должность председателя профкома школы, она «вскрыла» преступную схему, по которой деньги, выделяемые государством на стимулирующие выплаты учителям, не доходят до адресатов в полном объёме. Более того, за попытки установления справедливости её подвергают травле и незаконным увольнениям, уверена она.
Имена героев изменены.
Начала разбираться и задавать вопросы
Атмосфера в коллективе школы искусств оказалась действительно нездоровой, а нервы у обеих сторон конфликта натянутыми, как струны. Мы выслушали и недовольного педагога, и его руководителя.
– Председателем профкома в ДШИ я работаю с 2015 года, когда меня избрал коллектив, – говорит Ирина. – Как человек любопытный, я начала всё изучать, подняла штатное расписание и увидела, что премии необоснованно мизерные. Элементарно – к Дню учителя, к Новому году. Стала интересоваться, задавать вопросы на собраниях, где деньги и какая сумма вообще у нас на счетах на эти цели. Предыдущий директор Тамара К. сказала, что ничего не знает и все вопросы к комитету по культуре, что это якобы персональные данные. Я спросила: какие персональные данные, если деньги нам государство выделяет? Потом сказала ей, что премии она должна вместе со мной распределять, потому что я председатель профкома. В 2017 и 2021 годах Тамара К. дважды пыталась меня уволить, но все суды я выиграла. Поводы были смешные: якобы я пропускала какие-то занятия и вела себя аморально в отношении одной ученицы, давила ей на пальцы. Но в суде я доказала, что этого не было. В деле разбирался Верховный суд Бурятии и полностью меня оправдал.
Стимулирующие выплаты, о которых говорит Ирина П., выделяются на всех штатных педагогов и выдаются ежемесячно. По поводу невыплаты этих средств председатель профкома обращалась в прокуратуру Железнодорожного района, а также в ОБЭП и трудовую инспекцию.
– Я прежнего директора запугала уголовными делами, и тогда она начала с нами делиться, и в стимулирующую комиссию вошли все желающие, – рассказывает педагог. – Мы стали ежемесячно получать нормальные зарплаты. Нас в штате 17 человек, и на всех нас в школу поступали сотни тысяч рублей. Мы ещё удивлялись, как наш директор вдруг стала ездить в Турцию, Таиланд и на Кубу. Мужа устроила к нам замдиректора по АХЧ, племянника – рабочим по обслуживанию здания, отца – вахтёром. Когда я всё это подняла, педагоги начали получать деньги и радовались. Притом что мы так и должны были получать, у кого по две ставки – порядка 70 тысяч в месяц. Но прошло года три, и наш новый директор Эльвира А. посадила всех на одну ставку. Зарплаты опять сократились. Тем временем государство выделяет стимулирующие, чтобы довести наши зарплаты до средней. Но мы этих денег не видим. В чьих карманах они оседают?
Новый директор, старые конфликты
По словам Ирины П., прокуратура и трудовая инспекция выявили нарушения в работе школы. Директора тогда перевели в другую ДШИ на ту же должность. Но на этом конфликты не закончились.
– Теперь наш новый директор Эльвира А., подруга Тамары К., хочет уволить меня в третий раз, занимается травлей. Она работает у нас два года, сама себя назначила председателем стимулирующей комиссии и единолично правила распределение денег. Посадила меня на 18 часов, сказав, что я не устраиваю её как работник. В результате моя зарплата сократилась до 20 тысяч рублей. Конечно, я начала подрабатывать – продавцом и уборщицей, потому что мои занятия в школе проходят два-три дня в неделю. Я что, буду дома сидеть в оставшееся время? Сейчас я на больничном. Из-за всей этой ситуации у меня случился гипертонический криз. Когда благодаря моей битве нашим педагогам подняли зарплаты, из коллектива мало кто выразил желание поддержать меня. Но я их понимаю – у всех кредиты, дети. Многие боятся потерять свою работу, поэтому молчат. Хотя некоторые всё же звонят мне и жалуются на произвол директора, просят поскорее выйти, – говорит Ирина.
В этом году педагога исключили из всех рабочих чатов, сославшись на её некорректное поведение. Дело в вопросах к руководству, уверена женщина. Ведь они касаются не только зарплат, но и других важных рабочих моментов.
– Раньше, в 2012–2015 годах, добровольные пожертвования от родителей получала директор, причём наличными. Однажды родители мне стали жаловаться на поборы, они не понимали, на что сдают деньги. Я всё это вскрыла и пошла с вопросами к директору. Оказалось, что деньги собирались в качестве добровольного пожертвования на развитие школы, хотя школа бюджетная и средства на неё выделяются. Когда я пришла в школу после декретного отпуска, просто ахнула: кабинеты все старые, полы дырявые, парты расцарапанные, всюду пыль, плесень и грязь. В кабинете фортепьяно вода с потолка бежит, продавленные грязные кресла, как с помойки. Я предъявила претензии Тамаре К., мол, в чём дело, мы же бюджетная организация. На что тогда с родителей собирались деньги? Потом пошла к Ирине Владимировне Ковалёвой (руководителю комитета по культуре), сказала, что невозможно в таких условиях работать. Был даже случай, когда в хореографическом классе ученик провалился в пол, потому что там были прогнившие доски. После моих обращений началось движение, и сейчас школу не узнать, – говорит председатель профкома.
Маты в переписке и попытка увольнения
По словам Ирины П., она устала судиться, но свои права и права других педагогов намерена продолжать отстаивать. В нашу редакцию женщина обратилась, чтобы опровергнуть распространяемые о ней сведения в других СМИ.
– Куда я только не обращалась, мы с другими педагогами уже написали Бастрыкину (главному следователю страны) и теперь собираемся писать в Счётную палату России, – делится планами педагог. – Сейчас меня в третий раз хотят уволить, потому что я вовремя не прошла аттестацию. Но когда я её должна проходить? Это вы, администрация школы, должны дать мне уведомление о сроках прохождения аттестации и попросить меня написать заявление! Не знаю, что начнётся, когда выйду на работу. Но намерена выйти и защищать свои права.
Ирина демонстрирует распечатки переписки, в которой в её адрес от директора летят оскорбления с применением нецензурной брани.
– Не так давно Эльвира А. выиграла у меня в мировом суде. Мне не удалось доказать, что она писала мне оскорбления в личных сообщениях, хотя я представила суду скриншоты нашей переписки. В ней директор обматерила меня и мою мать. А в суде сказала, что её взломали и от её лица всем писали. Якобы это не она. Тогда почему такие сообщения пришли только мне и никому больше из педагогов? – спрашивает сотрудник школы.
Много грязи и лжи
Бывший директор ДШИ от комментариев нашей редакции отказалась. Слишком много грязи и лжи в этой истории, говорит Тамара К. Отправив запрос в комитет по культуре улан-удэнской администрации, мы решили обратиться к нынешнему руководителю школы Эльвире А.
По словам директора, Ирина П. – недобросовестный работник, однако увольнять её никто не собирается, да и не может: человек предпенсионного возраста, к тому же одна воспитывает несовершеннолетнего ребёнка. Что же касается конфликта, председатель профкома не преследует цели защитить права своих коллег и свои, её задача – нажиться на скандалах, уверена руководитель школы.
– Она просто вжилась в эту роль, причём давно. Как я понимаю, первое увольнение у неё было за подложные больничные листы в 90-х годах. И её просто попросили, так скажем. Затем она восстановилась в школе, по-видимому, благодаря связям. На момент своего открытия наша школа была инновационной, поскольку обеспечивала комплексное эстетическое воспитание детей – таких было очень мало по стране. То есть эта школа направлена на общее развитие детей, а не как детские музыкальные школы – на предпрофессиональное обучение. В связи с этим пусть кому-то и обидно будет это слышать, но были поблажки для педагогов. Кто-то мог и уроки пропустить. Ирина П. тоже себе это позволяла. Как мы знаем, такой уклад приводит к не очень хорошей дисциплине в коллективе. Достаточно много лет это всё прокатывало, – рассказывает Эльвира А.
В 2013 году в ДШИ стали реализовываться дополнительные предпрофессиональные программы, и их коллективы начали возвращаться к системе образования в области профессионального искусства. Повысились и требования, возникла необходимость показывать результаты, говорит директор.
– Помимо того что появились федеральные государственные требования, государство стало нас поддерживать финансово. Появились премиальные фонды и очень неплохие суммы по сравнению с тем, что было. На этой почве в нашей школе, да и не только в нашей, стали происходить такие недоразумения и обиды. Не обходилось без ошибок, конечно, но система отрабатывалась и функционировала, – объясняет директор.
Эльвира А. работала завучем в родной ДШИ с 2010 по 2013 год. Затем перешла в другую, а через четыре года – в следующую организацию. В 2021 году ей предложили возглавить уже третью по счёту школу.
– Оттуда я не хотела уходить, но меня попросили вернуться в мою первую ДШИ. Потому что Тамара К. проиграла в суде скандальной Ирине П., и руководство посчитало, что их дальнейшее взаимодействие в одном коллективе нежелательно. Как только я пришла сюда, с первого дня моей работы Ирина начала с угроз. Потребовала, чтобы её назначили председателем профкома, якобы её сняли с этой должности. Я объяснила, что у нас есть новый лидер профкома и что своим приказом я её назначить не могу. Тем более что её регулярные больничные – предмет обсуждения на протяжении многих лет, как до меня довели. Люди уже заметили закономерность: человек выходит только тогда, когда начинаются начисления стимулирующих. Её интересуют только деньги. И сегодня, 24 сентября, её также нет на работе. А ещё мы заметили, что, когда она на больничном, в разные инстанции и редакции поступают кляузы, – говорит Эльвира А.
Восстановившись на работе по суду, Ирина П. получила более ста тысяч рублей судебных издержек.
– По-видимому, ей это понравилось, мы не знаем, – говорит директор. – Допускали даже, что она нездорова, хотя при этом прекрасно понимает, что делает – ловко клевещет и без конца судится. Во всяком случае в её действиях прослеживается исключительно корыстный интерес. Она всегда появляется там, где есть деньги. Судебные издержки ей выплатили со спецсчёта, а они легли в общую сумму зарплат, поэтому получилось превышение на 255 тысяч рублей. Соответственно, стимулирующий фонд на сентябрь был сокращён на эту же сумму. В итоге получилось, что пришла я и резко у педагогов упали зарплаты. Я не знала, откуда взять средства на премирование учителей, но сделать ничего не могла, так как у нас возник перерасход. Я коллег собирала, чтобы объяснить ситуацию, но они слушать не хотят.
По словам директора школы, скандальному педагогу было дано всё, что возможно. Её нагрузка составляла 30 часов даже после того, как она обратилась с жалобой в комитет.
– Если бы у неё были результаты, то я бы свои часы ей отдала. Но кроме скандалов, результатов не видно, – разводит руками руководитель. – Что касается покупки квартиры, в которой меня почему-то обвиняет Ирина П., я живу в квартире, полученной моими родителями в 1971 году. Чтобы улучшить условия проживания родных, я в 2020 году, работая в другом месте, купила квартиру за 200 тысяч – банк продавал её за долги. Оказалось, что она находится в Гусиноозёрске! Но я всё же своими силами её приобрела. Однако родственники не захотели туда ехать из-за расстояния и плохой экологии. И я продала ту квартиру. Почему Ирина П. следит за моим имуществом? Всем говорит, что я купила машину. Да, я её взяла, но в кредит и с поддержкой своей тогда уже смертельно больной матери. Недорогую малолитражку, чтобы возить мать на дачу и по врачам. Мне за это оправдываться? У нас студенты ездят на машинах получше моей. Противно от того, насколько гадкими бывают люди, лезущие в чужой карман.
Как говорит Эльвира А., сама председатель профкома, куда входят всего пять сотрудников, является в то же время и членом попечительского совета школы, собирающего деньги с родителей. На эти средства члены совета в том числе ездили отдыхать на Байкал, утверждает она.
– Профком она организовала, чтобы якобы от имени всего коллектива писать жалобы. Более того, их попечительский совет приобрёл имущество, которое так и не было передано на баланс школы. Кто за него отвечает и кто им владеет, непонятно. Поначалу отчитывались перед родителями, потом перестали. Я ничего общего с этим советом не имею и не хочу иметь, потому что там очень непонятные дела творятся и неизвестно, куда уходят деньги, – говорит Эльвира А.
Скандальный педагог, утверждает её руководитель, сама позволяет себе угрозы и шантаж в отношении коллег, однако, когда услышит брань в ответ, сразу же бежит в суд.
– Уволить мы её не можем. Взыскания в отношении педагогов, пропускающих занятия, можно делать, но это непростая процедура. Я вообще ни одного человека в жизни не уволила. Чтобы сделать замечание, я должна дать педагогу письменное уведомление и получить ответ с объяснениями. Если этот ответ меня не устроит, я обязана вынести предупреждение, только потом делать замечание. Знаете, я даже уведомление не успеваю делать, как Ирина П. уходит на очередной больничный. Когда возвращается, уже и срок истекает. При этом она кичится тем, что её нельзя уволить. Потому что она предпенсионер и одна воспитывает несовершеннолетнего ребёнка, – заключает руководитель.
История затяжная и крайне неприглядная. Руководитель школы признаётся, что ей ужасно неприятно из-за скандала, ставшего достоянием общественности. Не менее обидно, что силы творческого коллектива вместо воспитания детей в здоровой психологической обстановке тратятся на склоки и судебные тяжбы.
О премиях, «стимулирующих» и сборах с родителей
Как сообщает в ответ на наш запрос председатель Комитета по культуре мэрии Улан-Удэ Ирина Ковалёва, всего в столице Бурятии 12 детских школ искусств, а также детская художественная школа им. Р.С. Мэрдыгеева и Музыкально-гуманитарный лицей им. Д. Аюшеева. Выплаты стимулирующего характера для педагогов школ определены в Постановлении №11 от 27 января 2017 года «Об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры города Улан-Удэ».
Виды стимулирующих выплат (в %):
1. За интенсивность и высокие результаты работы - 13,5.
2. За квалификацию педагогическим работникам:
- высшая квалификационная категория - 40;
- первая квалификационная категория - 20.
3. Молодой специалист - 100.
4. За учёную степень:
- доктора наук - 20;
- кандидат наук - 10.
5. За почётные звания:
- «Народный»: уровень субъекта - 20, уровень федеральный - 30;
- «Заслуженный»: уровень субъекта - 10, уровень федеральный - 25;
- «Почётный»: уровень субъекта - 10, уровень федеральный - 15;
- «Отличник»: уровень субъекта - 10, уровень федеральный - 15.
6. Выплаты за стаж работы: 1-5 лет - 15, 5-10 лет - 25, свыше 10 лет - 30.
Премиальные выплаты по итогам работы - согласно Коллективных договоров учреждений.
- 17 апреля 2024 года Постановлением №75 внесены изменения в Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры г. Улан-Удэ. Данное постановление увеличило гарантированную часть заработной платы - это оклад с 5 966,48 рублей до 12 746 рублей. Соответственно увеличились суммы постоянных стимулирующих выплат, которые начисляются в процентном отношении от оклада, в соответствии с квалификацией каждого работника, - говорит Ирина Ковалёва.
Что касается премиальных выплат, они начисляются по итогам работы за квартал в размерах сложившейся экономии, в пределах установленного индикатора средней зарплаты педагогических работников, и распределяются созданными комиссиями каждого учреждения, поясняют в Комитете.
На основании тарификации в ДШИ (о которой идёт речь) на выплаты стимулирующего характера выделены следующие суммы выплат:
- за звание - 15,5 тыс. рублей
- за интенсивность - 83,12 тыс. рублей
- молодым специалистам - 3,16 тыс. рублей
- за квалификационную категорию - 165,7 тыс. рублей
- за стаж непрерывной работы - 179,51 тыс. рублей.
Таким образом, в средний общий объём стимулирующих выплат в месяц составляет 447,04 тыс. рублей.
По сборам денег с родителей учеников также существуют определённый порядок и контроль.
- В Детских школах искусств действуют Положения о порядке привлечения и использования добровольных пожертвования и целевых взносов юридических и физических лиц (родителей, законных представителей и др.), - объясняет председатель Комитета. - Понятие добровольного пожертвования включает в себя: добровольные взносы родителей и спонсорскую помощь организаций, учреждений и предприятий. Добровольные пожертвования физических и (или) юридических лиц привлекаются Школами в целях восполнения недостающих учреждениям бюджетных средств для выполнения уставной деятельности, так как:
- на создание условий образовательной деятельности школы, развитие материально-технической базы и т.д. (приобретение оборудования, мебели, аудио- и видео-материалов для обучения, нотной, учебной литературы и др.);
- на осуществление культурно-просветительской деятельности (проведение фестивалей, концертов, конкурсов, семинаров и мастер-классов);
- на хозяйственные нужды.
Все пожертвования осуществляются только по доброй воле, отмечает Ирина Ковалёва.
- Ни в коем случае не допускается принуждение. Также категорически запрещено руководству учреждений, преподавателям и другим работникам производить сбор наличных денежных средств. Денежная помощь родителей вносится через банк на расчётный счёт школ. Приём средств производится на основании заключённого договора о сотрудничестве учреждения дополнительного образования и родителей обучающихся. Если благотворителем не определены конкретные цели использования средств, тогда пути направления благотворительного взноса определяются директором Школы, связанным исключительно с уставной деятельностью Школы. также в договоре указываются реквизиты благотворителя и дата внесения средств. Договор составляется в 2-х экземплярах - для обеих сторон, - объясняют в Комитете.
Руководство школ должно отчитываться перед родителями обо всех поступлениях, бухгалтерском учёте и расходовании средств, полученных от внебюджетных источников. Делается это не реже одного раза в год на собрании родительского актива школы и на общешкольных родительских собраниях. Сведения о доходах, полученных школами, отражены в финансовых документах Школ - ежегодных отчётах - и находятся в открытом доступе на их сайтах в разделе «Финансово-хозяйственная деятельность».