26 сентября во всероссийский прокат вышел основанный на реальных событиях фильм «9 секунд» (12+). Именно столько времени ушло у 19-летнего матроса Алдара Цыденжапова, чтобы в одиночку предотвратить утечку топлива в машинном отделения эсминца «Быстрый», где из-за замыкания вспыхнул пожар. Ценой своей жизни Алдар предотвратил взрыв корабля и тем самым спас жизнь всего экипажа - 348 человек. Ему посмертно присвоено звание Героя России.
На экране героя воплотил актёр Бурятского драмтеатра им Х. Намсараева Бато Шойнжонов. В интервью «Информ Полису» он рассказал о том, как готовился к непростой роли, через что прошёл, готовясь к съёмкам, и как на его киновоплощение отреагировали родственники Алдара Цыденжапова.
- Бато, расскажите немного о себе: откуда вы и где работаете?
- Я родом из Кижинги. Мне 25 лет. Окончил театральный институт имени Бориса Щукина в 2020 году. Сейчас работаю в Бурятском драматическом театре.
- Как давно вы увлеклись театральным искусством?
- Я с девяти лет на сцене. Тогда мама привела меня в детский Дом культуры, где готовили ребят для конкурса «Дангина-Гэсэр», сейчас «Баатар Дангена» он называется. Все родители хотели, чтобы их дети попытали себя в этом конкурсе. И вот меня тоже отправили туда, и там я познакомился со своим педагогом Сэсэгмой Нимаевной Шайдаковой. Я ей очень благодарен. С того момента мы начали выступать, ездить по России на такие конкурсы, как «Живая классика», «Дельфийские игры» и другие. С того момента всё началось.
Но первой мотивацией было, наверное, то, что в девятилетнем возрасте я узнал, что, когда ты выигрываешь конкурсы, ты можешь приехать в Улан-Удэ. А здесь кинотеатры, какие-то игровые зоны, погулять можно, мороженое какое-нибудь вкусное купить! Потом я уже понял, что мне нравится быть на сцене, радовать зрителей и что мне самому хорошо от этого.
В 2016 году в институт имени Щукина набирали бурятскую студию от Бурятского академического театра. В том году я как раз заканчивал школу и подумал, что это уже судьба. И поступил. У меня была очень интересная театральная студенческая жизнь!
- Чем запомнилась учёба в Москве? Не было ли желания остаться там?
- Даже если бы не было целевой направленности, я бы всё равно пришел в родной театр, потому что наш Бурятский театр - крутой, классный, и я вижу себя только здесь. Очень много вопросов было ко мне, выберу ли я кино и перееду ли. Нет, я останусь здесь, в Бурятии, буду работать в своем родном театре, буду развивать свой бурятский язык, потому что кто, если не Буряад театр, это будет делать? Не побоюсь этого слова, мы единственный в мире бурятский театр.
Я очень рад, что учился именно в Москве, потому что получил театральную насмотренность. Я видел очень много постановок, взаимодействовал с легендарными педагогами, мастерами. Худрук курса Людмила Сергеевна Ворошилова очень много мне дала в плане понимания не только профессии, а жизни, как нужно относиться к своему ближнему, к своим партнерам на сцене, вообще к людям. В первую очередь для артиста важно быть человеком, потому что если ты пустой, тебя внутри ничего не греет, зачем тебе выходить на сцену или сниматься в фильмах? Что ты донесешь зрителю, если ты сам ничего не стоишь?
- Какие самые запоминающиеся роли сыграли на сцене Бурятского театра драмы?
- Очень много, конечно, запомнилось. Недавно сыграл Дон Жуана. Сыграл в «Слуге двух господ» синьора Флоринде... И много других ролей. Сейчас поставили на монгольском языке «Халхин Гол. Тангариг». Оказывается, я могу говорить на монгольском языке свободно. Недавно играл в спектакле «Бабочка». Там мы играем на сцене вместе с народной артисткой РФ Ларисой Егоровой. Очень много сцен, где мы с ней вдвоём. И она выбрала меня на эту роль. Я благодарен ей, что она доверилась такому молодому артисту.
На самом деле я очень занят в театре, в репертуаре, и я этому рад, потому что артисту в первую очередь надо быть очень мягким, как пластилин, чтобы из тебя могли что-то делать. И опять же, для меня театр - очень важная вещь. Если я буду сниматься в фильмах и полгода-год не будет предложений, я уже подостыну, затвердею. А с театром я всегда мягче, всегда в процессе.
- Как вас утвердили на роль Алдара Цыденжапова в фильме «9 секунд»?
- Юрий Обухов, генеральный продюсер, как раз говорил в одном из интервью о том, что он много менял режиссеров этого фильма, потому что ему не нравилось, как они хотят это снять. И я тоже попал под это, потому что, когда я проходил кастинг, был другой режиссер. И было непонятно, утвердят меня или нет. Месяца три-четыре ждал ответа. Но потом, когда уже определились с режиссером, мне отправили отрывок из фильма, чтобы я его, так скажем, обыграл, снял на видео и отправил в Москву. Я это сделал, режиссеру понравилось, и следующим этапом я уже поехал в Москву на встречу с режиссером.
Я очень хотел сняться в этом фильме, хотя бы просто соприкоснуться с этим, потому что картина про героя, которого знаю я, вся Бурятия, весь Забайкальский край, весь Владивосток, вся Россия. Думал, даже если вдруг я не буду играть Алдара, то сыграть бы его друга. Конечно же, хотелось сыграть Алдара.
- А слышали до этого про подвиг Алдара Цыденжапова?
- Конечно. В 2010 году, когда всё случилось, я узнал об этом из новостей. Мне тогда было 11 лет. Очень много воспитательной работы было в школе, педагоги с нами разговаривали об этом. И в 2015 году в Бурятском академическом театре поставили спектакль «Алдар. 9 секунд». Я посмотрел этот спектакль, когда учился в десятом классе, и не представлял, что я буду играть в нём Алдара Цыденджапова, тем более, что буду сниматься в фильме. Больше половины своей жизни я знаю про подвиг Алдара.
- Что было после того, как вас утвердили на роль?
- Я очень мотивированно снимал самопробы, ездил в Москву, настраивался, но когда меня утвердили... Уже какие-то подкрадывались сомнения: достоин ли я сыграть Героя России? Смогу ли? Будет ли это правдоподобно? Понравится ли в первую очередь родным и близким Алдара? Потому что это настоящая история про живого человека, это не придумано. Как воспримет народ?
Две-три ночи я постоянно думал об этом. Но, поговорив со своими родителями, близкими, друзьями, самим собой в первую очередь, настроился и начал уже думать, как мне лучше сделать эту роль, ведь если я буду сомневаться, фильм не получится. Уже были какие-то разговоры с режиссером о том, что я очень большой для этой роли (Алдар был худощавого телосложения). И чтобы это было достоверно, мне пришлось десять килограмм скинуть за три месяца.
Очень много информации изучил, много интервью посмотрел именно с его родителями. Когда мы ездили в Агинск, разговаривал с другом Алдара, Содномом. Он мне очень помог, потому что мне хотелось понять, какой Алдар был именно с друзьями, среди своих близких, как он себя вёл в ситуациях, где нужно было постоять за себя. И теперь я могу сказать, что он очень сильный духом был! Мне кажется, ему пришлось быть таким, потому что у него была сестра-двойняшка Арюна, которую нужно было защищать. И что поразило меня: когда я смотрел одно из интервью с его мамой, она сказала: лучше я одна переживу всё это, нежели ещё 348 матерей не дождутся своих сыновей. И отец Алдара тоже замечательный человек. Как он это всё выдерживает! Это самые главные люди, которые несут память о нем. Именно у таких родителей рождаются вот такие сыновья!
- Где и как проходили съёмки?
- У нас было две локации. Первая - Агинское, ведь было важно показать именно детство Алдара, почему он решился на этот подвиг, нам надо было на некоторые вопросы тоже ответить. Часть съёмок проходила в доме его дедушки, где он жил последние две недели перед армией.
Снимали на корабле, где всё случилось, - на эсминце «Быстрый». Мы проходили учения, которые моряки реально проходят в бассейне, где обучаются закрывать пробоины сверху, снизу, сбоку. Тушили пожар, если будет возгорание на корабле. И, конечно, очень эмоционально было заходить в машинное отделение, где всё произошло... Конечно, там все уже отреставрировали. Прошло 14 лет, но энергия там, другого слова подобрать не могу, бешеная.
Никто не узнает, через что прошел Алдар, когда закрывал вентиль. Но это место очень сильно мне помогло в плане игры в кадре. Я настраивался на это именно психологически. Очень много думал, как именно героя показать. Думал, что как кадр ни крути, в нём буду я. Я каждый день об этом думаю. И сейчас очень много думаю об Алдаре. Через всю жизнь со мной это всё пройдет, Алдара я буду помнить всегда.
- Как оценили вашу работу родные Алдара?
- Самым сложным было смотреть фильм вместе с родителями, с дедушкой и бабушкой Алдара. Ну понятно, по каким причинам. Я сидел рядом с дедушкой и бабушкой, и когда пошли финальные титры, они меня обнимали, говорили: «Молодец, очень хорошо, достойно показал нашего внука, спасибо тебе большое». Я смотрел этот фильм пять раз, и пять раз я плакал. И в тот момент в кинотеатре Агинского я прям разрыдался, не мог себя остановить. После фильма я подошел к родителям Алдара, обнялись, и там уже захлестнуло меня... Самое главное, они приняли мою работу - это была самая важная для меня задача. И я получил уже, так скажем, эту награду, которую хотел, - достойно показал их сына!
- Как долго длились съёмки? Какие сцены оказались самыми трудными?
- Очень быстро сняли, за пять-шесть недель - для кино это очень быстро. Помогали в съемках Забайкальский край, Агинский округ и весь Тихоокеанский флот. В этом плане ощущалась мощная поддержка людей!
Я сыграл момент горения и сцены в госпитале в конце всего съемочного процесса. Иногда бывает так, что сначала снимают финал, а потом остальные сцены, а мне повезло в том, что я уже весь фильм отыграл и в последние три съемочных дня было само закручивание вентиля и госпиталь. В госпитале, наверное, было самое сложное, и, конечно, те самые девять секунд... Мы их два дня снимали.
- В фильме вместе с вами снимаются знаменитые актёры Даниил Спиваковский и Дмитрий Певцов. Как вам работалось с ними?
- На съёмках я с ними больше молчал. Я думал, что буду у них что-то спрашивать, интересоваться, но они мне не давали даже этого шанса, потому что сами перебивали и спрашивали у меня, как проходил съемочный процесс, какие сложные сцены были. Они очень интересовались. Видно, что мастера своего дела, и было с ними в хорошем смысле легко!
- Узнав так много про Алдара Цыденжапова, можете ли предположить, что его сподвигло на такой поступок - спасти экипаж корабля ценой своей жизни?
- Он делал все правильно. Он делал все, что от него требовалось. И я уверен, что он не думал, что погибнет. Он мог бы убежать, не закрывать этот вентиль, поддаться эмоциям. Но, опять же, все начинается с детства, от большой любви, сопереживания к своим ближним, от любви к родным, от любви к Родине. Он очень правильный был. В тот момент он был героем, но сам, мне кажется, этого не знал. Он просто хотел защитить близких ему товарищей.
- Поступают ли вам предложения сняться где-то ещё?
- Да, уже есть предложения, но пока не могу их озвучивать. Конечно, хочу и дальше работать в театре, развивать бурятскую культуру, сниматься в кино. Я уже снимался в «Серебряных коньках» и, честно, за эти два проекта очень полюбил кино, потому в нём ты оставляешь след после себя - это некая машина времени, так скажем. Через 20–30 лет я буду смотреть этот фильм, нахлынут воспоминания, как съемочный процесс проходил. И это тоже очень круто!
Фаина Раневская сказала однажды, что если ты сыграл плохо в кино, то ты плюнул в вечность. Я абсолютно с ней согласен, потому что в спектаклях, если один раз ты плохо сыграл, то при следующем выходе на сцену уже можешь лучше это сделать. Спектаклям свойственно уходить из репертуара, да и мы тоже не стоим на месте, развиваемся. А благодаря фильмам есть возможность оставить себя именно в кинематографе.
И добавлю: все благодарны, рады, что про Алдара сняли фильм, потому что уже дальнейшие поколения будут смотреть это кино, узнавать о Герое России. Также благодарен, что в моем родном театре играют спектакль об Алдаре Цыденжапове, потому что очень много молодёжи приходит. Мы играем на бурятском языке - то есть они тоже учат бурятский язык и знают эту историю.
- А на улицах узнают? Отмечают ли как-то вашу киноработу?
- Да, начали узнавать, подходить, фотографироваться, это очень приятно! Очень много людей пишут в соцсетях и на улице подходят и говорят: спасибо большое за работу, за труд. Для артистов это тоже очень важно! И я благодарен всем этим людям! От их энергии, которую они мне дают, я наполняюсь, и хочется ещё больше творить, что-то значимое делать для людей. Потому что артист что делает? Лечит души. Вот пришел человек на спектакль загруженным, а выходит с ответами на какие-то вопросы, легче смотрит на какие-то свои проблемы, может уже здраво их решить. И очень круто, что я занимаюсь этим всем, что я как-то кому-то могу помочь чем-то. И когда люди ко мне подходят, это так приятно, потому что сам я не могу оценить свою работу - это делают люди. Я верю в обмен энергией, соберу её и что-нибудь ещё такое сделаю такое, что понравится людям!