Народная артистка РСФСР Лариса Лужина, известная зрителю прежде всего по ролям в советских фильмах «Вертикаль» и «На семи ветрах», приехала в Улан-Удэ в рамках международного кинофестиваля «Свидание с Россией в Бурятии». 1 октября в кинозале «Еврозоны» прошла творческая встреча с артисткой.
Лариса Анатольевна немного рассказала о себе, вспомнила, как впервые побывала в наших краях. Но большую часть времени она посвятила воспоминаниям о легендарном актёре и авторе-исполнителе Владимире Высоцком.
Воспоминания о Байкале
В начале встречи со зрителями Лариса Лужина рассказала немного о себе. Раннее детство она провела в блокадном Ленинграде. Там же погибли её отец, бабушка, умерла от голода старшая шестилетняя сестра. В 1944 году маленькую Ларису эвакуировали вместе с матерью в Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.
Всесоюзная слава пришла к молодой актрисе в начале 60-х, когда на экраны вышел фильм про войну «На семи ветрах», где Лариса исполнила роль девушки, ставшей бойцом.
В 1965–1966 годах Лужина играла в немецком фильме «Доктор Шлютер», часть которого снимали на Байкале.
– Целый месяц снимали в Листвянке. Жили в каких-то палатках с немецкими актёрами. Немцы обожали советское шампанское. Мы ждали пароход, который раз в сутки привозил шампанское и омуль. В Байкале была безумно холодная вода! Было жарко, вода холодная, а нам нужно было купаться. Потом я была там на рыбалке. Поэтому и в этот раз с радостью сюда прилетела, чтобы ещё раз встретиться с этим удивительной красоты, самым большим в мире озером, – сказала Лариса Анатольевна.
Фильм, который прославил
А в 1967 году советские зрители увидели фильм про альпинистов «Вертикаль», ставший дебютом и дипломной работой режиссёра Станислава Говорухина. В кинокартине Лариса Лужина исполнила роль врача, а радиста, оставшегося с ней ждать альпинистов со спуска, сыграл Владимир Высоцкий.
– Фильм «Вертикаль» связан с именем Владимира Семёновича Высоцкого, и поэтому он мне тоже дорог, – вспоминает актриса. – Картина снималась в 1966 году, когда Володя был «запрещённый»: ему нельзя было выходить на сцену, во многих фильмах не разрешали сниматься, он был персоной нон грата. Но он работал в театре на Таганке и был в репертуаре. К 66-му году им было написано много хороших песен. Мы с Володей познакомились, когда я жила в общежитии ВГИКа, а он приходил туда к своим друзьям. Станислав Говорухин тогда уже с ним дружил и сразу сказал: «У меня [в «Вертикали»] будет сниматься Высоцкий!» А директор студии сказал: «Нам Высоцкий не нужен, это головная боль». Но Говорухин поставил ультиматум: не будет Высоцкого – не будет фильма. А картина по плану должна была быть. В итоге согласие дали, но только чтобы не было песен. Но представьте себе сейчас фильм «Вертикаль» без песен Высоцкого?! Без них фильма не было бы точно!
Съёмочная группа на пять месяцев уехала снимать «Вертикаль» в Кабардино-Балкарию, в Баксанское ущелье. Высоцкий, улетая в Москву на съёмки или спектакли, всегда возвращался с новой песней.
– Володя ценил дружбу больше, чем любовь. И когда на наших глазах погиб альпинист, попавший под камнепад, он видел, как к этому отнеслись другие альпинисты, почувствовал эту дружбу, которая соединяет ребят в горах, и написал «Песню о друге», – рассказывает Лариса Лужина. – Высоцкий в очередной раз приехал из Москвы и привёз эту песню. Говорухин его в гостинице не встретил, стал его искать, зашёл в номер, смотрит – лежат листочки на столе, а в них написано: «Если друг оказался вдруг...». Поняв, что Володя привёз новую песню, Говорухин запомнил текст, встретил Володю и говорит: «Слушай, просьба к тебе есть – не мог бы ты написать для фильма что-нибудь о дружбе. К примеру: если друг оказался там вдруг, не друг, не враг, а так». Володя обомлел, ничего понять не может, говорит: «Откуда ты знаешь эту песню?!» Говорухин ответил: «Да её давно тут все альпинисты поют!» Высоцкий расстроился несчастно, тогда Говорухин во всём признался, что подглядел текст.
Всего для фильма «Вертикаль» Владимир Высоцкий написал шесть песен: «Песня о друге», «К вершине», «Мерцал закат...», «Свои обиды каждый человек...». Завершает фильм знаменитая песня «Прощание с горами», в которой звучат ставшие народными строки: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал».
Была написана ещё песня «Скалолазка», но в фильме не вошла, как и сцена, в которой предполагалось её исполнить. По сюжету радист должен был петь её врачу, поэтому многие считают, что песня посвящена именно Ларисе Лужиной.
– Когда Высоцкого спрашивали, кому посвящена песня «Скалолазка», он отвечал: «Женщине, которая лазит по горам», – с улыбкой сказала Лариса Анатольевна.
«Романа не было. А жаль...»
Но была ещё одна песня, до сих пор вызывающая спор о том, кто же стал её главной героиней. Композицию «Она была в Париже» Владимир Высоцкий посвятил Ларисе Лужиной, но самой героине она не понравилась из-за строчек: «Пусть пробуют они, я лучше подожду...». Смутило именно слово «они».
– И я про эту песню забыла, – говорит актриса. – Там поётся от лица работяги, влюбившегося в какую-то звезду, которая везде побывала. А я к тому времени, когда снималась «Вертикаль», уже побывала в Каннах, Осло, Дублине, Варшаве, Карловых Варах, Иране. В стране был «железный занавес», тогда только артисты на фестивали ездили. Володя страшно мечтал попасть за границу, а его вообще не выпускали. И вот когда на съёмках «Вертикали» мы сидели на высоте 4,5 тысячи метров, в восемь часов уже темнело, Володя брал гитару и пел песни, кто-то рассказывал байки разные театральные, а меня спрашивали про заграницу. Володя всё это запомнил и от имени мальчика написал про эту женщину, которая побывала везде, он совершенно точно в этой песне описал всю мою географию. Когда Володи уже не было, мы отмечали 25-летие фильма «Вертикаль» в кинозале, и мне задали вопрос: «А песня «Она была в Париже» Марине Влади (жена В. Высоцкого. – Прим. авт.) посвящена?» Ну а Стас Говорухин сказал: «Да какой Марине? Это Лариске Лужиной!» И с тех пор журналисты ухватились за это и стали меня спрашивать: «А был ли у вас роман с Высоцким?» Я говорю: «Да не было у меня романа с Высоцким! А жаль...»
«Не зарастёт народная тропа»
Именно после «Вертикали» песни Владимира Высоцкого зазвучали открыто по всему Советскому Союзу. Бард с уникальной манерой исполнения песен «прописался» буквально в каждой квартире.
– Был 1984 год, Володи уже четыре года как не было. Когда прилетела в маленький посёлок Ербогачён на севере Иркутской области, там показывали фильм «Вертикаль», и ко мне после показа подошёл мальчонка лет 13–14 и сказал: «Я в Москве не был, очень люблю Владимира Семёновича, знаю все его песни, но никогда его не видел. Не знаю, буду ли я в Москве, но очень вас прошу, пожалуйста, положите ему на могилу от меня белые гвоздики». Он откуда-то знал, что Володя действительно любил белые гвоздики. Протянул мне денежку, купюру. Я сказала: «Володя (его тоже Володя звали), я на свои куплю». А он сказал, что хочет, чтобы именно на эти деньги я купила цветы, – вспоминает Лариса Лужина. – И я исполнила просьбу того мальчонки. Приехала в Москву, было начало апреля, ещё снег лежал, ни памятника, ни оградки ещё не было. На могиле лежали письма, записки, фотографии, на которых девушки признавались Володе в любви. Но меня поразили бескозырки и пилотки солдатские. Ребята приходили и оставляли на память. На ленточки смотришь, а там «Тихоокеанский флот», «Североморский флот», «Черноморский флот»... Вот так высказывали свою любовь те, кто приходил на эту могилу. Я подумала, что, действительно, не зарастёт к нему народная тропа. Два раза в году он всегда с нами – 25 января и 25 июля. В 66-м году Высоцким уже была написана песня «Корабли» с такими строчками: «Не пройдёт и полгода, и я появлюсь, чтобы снова уйти на полгода». Между этими датами проходит ровно шесть месяцев...