музыка
1679

О космосе без слов: В Улан-Удэ с аншлагом выступил гитарист-виртуоз Дидюля

В интервью «Информ Полису» музыкант рассказал о творчестве, нейросетях и путешествиях по галактикам через музыку

Фото: Антон Алексеев

Концерт знаменитого гитариста-виртуоза Валерия Дидюли и его музыкальной команды собрал в Улан-Удэ аншлаг. Сотни зрителей на два часа погрузились в незабываемую волшебную атмосферу, через музыку ощутив вместе с автором в мир космоса и первозданной природы.

А перед концертом Валерий Михайлович встретился с журналистами «Информ Полиса». Композитор рассказал, что вдохновляет его на создание композиций и как рождаются их названия, поразмышлял о том, как сегодня меняется музыка, и сообщил, что готов поработать с бурятскими инструменталистами.

- Валерий Михайлович, расскажите, с чего началась ваша любовь к музыке? Помните ли свою первую гитару? 

- Увлечение музыкой началось с детства. Мама подарила гитару, меня она захватила, и так, собственно, я на ней и играю. Первый инструмент помню, конечно. Это гитара Kremona классическая.

- Сколько обычно используете гитар во время концерта? Какие это в основном гитары?

- Около 5–6 инструментов используем во время концерта - классические гитары, фламенко-гитара, гитара дредноуд со стальными струнами, электроакустическая Godin, греческая бузука, ирландская бузука. Это те инструменты, которые мы взяли с собой в этот тур. Вообще, инструментов очень много - это совершенно разные, удивительные краски, которые позволяют без единого слова передать большой рассказ о жизни, о музыке, о космосе, попутешествовать по разным галактикам, разным состояниям через музыку.

Инструменты у нас не только струнные, но и перкуссионные, духовые, компьютерные, всевозможные ударные. Много разных красок, оттенков, звуков и тембров присутствует в нашем большом двухчасовом рассказе об удивительном божественном мире, который нас окружает, который порой непростой, но очень загадочный и завораживающий. Через музыку мы это транслируем. Я счастлив это показывать через разные тембры, звуки и мелодии на своём концерте.

- А слушали ли вы национальную бурятскую музыку?

- Думаю, что я её в любом случае где-то так или иначе слышал, потому что тут и Монголия рядом, и в общем-то это единая восточная, где-то казахская, музыкальная традиция - они в чём-то пересекаются. И восточно-сибирская, забайкальская музыка так или иначе знакома мне.

- Нет ли идеи попробовать исполнить что-то с нашими местными музыкантами?

- В планах есть делать номера с местными уникальными, удивительными музыкантами во время концерта. То есть, приезжать в тот или иной регион и делать какой-то номер совместно. Это такой совершенно мультиформатный, мультикультурный подход, образовательный во многом. Мы ездим по всей стране, по миру, и в каждом регионе есть свои уникальные звёзды, удивительная музыкальная традиция, которую хочется соединять и переплетать с нашим концертом. Такая идея есть, и я к ней потихоньку иду. Мы думаем, как это сделать красиво и вместе с тем очень насыщенно и ёмко по творчеству и по музыке.

- То есть, наши местные музыканты могут выйти на вас? Как это сделать?

- Конечно. Мы открыты в социальных сетях и с удовольствием, с радостью изучим предложения, найдём подходы, как это реализовать, воплотить. Это один из новых горизонтов, которые я для себя рисую, чтобы образовательно подойти к музыке, увидеть новые яркие явления в ней. Здесь очень важен именно вот этот народный, корневой подход к музыке. Больше всего меня интересует именно владение инструментом, тембр инструмента, национальный какой-то колорит. А дальше уже сама харизма артиста, его ёмкость, его мировоззрение.

- В Улан-Удэ вы уже далеко не в первый раз. Удалось ли что-то посмотреть?

- Не совсем удаётся, потому что, как правило, гастрольный график достаточно жёсткий и учитывает ещё и акклиматизацию, связанную с часовыми поясами. Поэтому иногда хочется больше уделить времени себе, отдыху, самонастройке на новый концерт.

Но сам по себе Улан-Удэ - город советского наследия, он такой как бы нетронутый, и в этом есть определённый колорит. Хотелось бы, чтобы ему больше внимания уделяли городские власти, потому что его хочется ещё «прихорошить», где-то приукрасить, отремонтировать, но при этом не нарушать этой советской старой традиции, которая здесь заложена, потому что в этом есть определенная уникальность.

- Вопрос о вашем творчестве. Так как вы играете инструментальную музыку, сложно ли придумывать название для композиций? Как вы определяетесь с названиями своих произведений?

- Сначала появляется музыка. Очень сложно её превратить в слова и приземлить, потому что она всё-таки выше земных простых вещей, которые мы видим и слышим, она находится за гранью слов. Чаще всего появляется музыкальная идея, а потом долго-долго мы над ней «мучаемся». Я даже объявляю конкурсы среди наших поклонников - как бы они назвали произведение, какие ассоциации оно вызывает, и они начинают свои мысли высказывать. Иногда получается очень точно сфокусировано, а иногда это плавающее какое-то состояние.

Конечно, есть произведения, которые имеют точное название: «Бабочки», «Уличные страсти», «Голос сфер», «Водопад». А есть произведения, которые не имеют чёткого названия, - например, «Письмо без ответа», «Прощай, поверхность», «Тайна равновесия». Это такие неравновесные названия, воздушные и не дают чёткого понятия, о чём всё-таки музыка. Но в любом случае поэтичность - это одна из важных особенностей нашего творчества, чтобы композиции имели воздух, своё земное притяжение и земную жизнь.

Иногда хочется назвать композицию «№ 1», «№ 2», «№ 3», «№ 4» - так вот руки чешутся! Но всевозможные правовые общества, документы, обороты и прочее требуют, чтобы всё-таки композиция имела название. Поэтому мы иногда над этим мучительно долго думаем, как же всё-таки приземлить ту или иную совершенно воздушную мелодию.

- А музыку вы создаёте целенаправленно или она рождается сама по себе?

- Музыка меня не спрашивает - она сама происходит. Когда не хочется ничего создавать, я тогда и не создаю, просто живу и наблюдаю за происходящим. Но иногда какая-то неведомая энергия тащит тебя в студию, к инструменту, и ты уже как некий такой послушный ослик выполняешь определённую задачу. Иногда через силу воли ты решаешь: сегодня я сяду в студию, возьму инструмент и пару тактов какой-то мелодии, какой-то идеи напишу, запишу, сделаю. Иногда это получается, иногда нет. За много лет композиторской и профессионально-продюсерской деятельности выработались приёмы определённые. Но если в самом деле не хочется браться за инструмент, то внутренний голос говорит: и не берись, отдохни немножко, позволь себе соскучиться по гитаре, по музыке, по звуку, по концертам, дай отдохнуть сознанию, ушам. И вот это состояние - соскучиться по звуку - очень ценное, на самом деле я его тоже люблю и даю себе это позволить.

А иногда, наоборот, окунёшь себя в какую-то работу, в три пота будешь сидеть, делать, «вылизывать» до бесконечности какую-то идею, композицию, аранжировку, замучаешь всех: себя, аранжировщиков, звукорежиссёров, но добьёшься какого-то результата. Всё очень по-разному. При этом музыкальный поток удивительный, волшебный, загадочный, во многом очень мистический.

- По вашему мнению, музыка в том понимании, в котором мы сейчас её знаем, насколько долго будет существовать? Может ли в скором времени её заменить искусственный интеллект?

- Музыка меняется. Возможно, будут новые технологии её создания, генерации новых плейлистов, треков, создание композиций, аранжировочные и композиторские решения. Возможно, искусственный интеллект вмешается в этот процесс. Но куда он точно не вмешается, так это в непосредственный диалог между музыкантом-творцом и зрителями-слушателями. Потому что «концертность» - это такое уникальное состояние, которое ещё будет оставаться.

- Сильно ли за последнее время изменились музыка и отношение к ней у слушателя?

- В целом, конечно же, наблюдаю, что музыка обесценивается немножко сама по себе. Её очень много! Мы можем включить телефоны - и вся мировая музыкальная культура тут же у нас на коленке оказывается. Поэтому этот ритуал, как раньше, когда можно было достать виниловую пластинку, сесть за чашкой кофе или за бокалом вина, начать слушать, вслушиваться, получать наслаждение, по многу раз переставлять эту пластинку, кассету, бобину или компакт-диск, - он уходит. Но многие люди, осознанно живущие и чувствующие мир по-другому, всё-таки вкусно живут, и слушают музыку, и относятся к ней совсем по-другому - и коллекционируют её, и ездят на концерты, и вслушиваются, анализируют, подходят к ней осознанно и впитывают всё удивительное, что есть в современной и прошлой музыкальной культуре. 

Если человек относится к музыке не поверхностно, если он её понимает, в себя впитывает, вслушивается - он очень богато живет. Это сильно наполняет и делает жизнь человека ярче, красочнее, насыщеннее.

Вообще, одно дело музыку играть, а другое дело - ещё уметь её слышать, услышать и расслышать. И человек, который вслушивается и слушает музыку, велик по-своему. Прослушать все музыкальные решения, аранжировочные, звукорежиссёрские, как всё сделано, какие слова, какие тексты, какие тембры, инструменты, сведения, мастеринг, - понимание этих процессов тоже обогащает мир человека. И вот поэтому к музыке нужно обращаться как к большому, великому искусству, как к дару. Повернуть сознание человека в эту сторону - одна из наших культурологических, просветительских и образовательных задач. 

Про это, собственно, тоже наши концерты - это звуки, инструменты, нет никаких слов и наводящих рассказов; выходят на сцену люди и начинают мистически по-доброму шаманить с этими тембрами, звуками, мелодиями, стилями, жанрами, перемешивая и создавая совершенно удивительное ощущение и послевкусие после концерта. Мы уникальны, я это ощущаю и с радостью делюсь этой уникальностью с каждым зрителем и слушателем. Каждый зритель и слушатель, пришедший на концерт, для меня ценен. Особенно маленькие дети и подростки.

- Какая музыка вас вдохновляет?

- Я сегодня разную музыку слушаю: старинную, джазовую, фольклорную, этническую, симфоническую, электронную, экспериментальную, акустическую, минималистичную, какой-нибудь авангард. Всё разное может меня увлечь, потому что в каждом произведении может быть какое-то уникальное сочетание тембров, посыл, яркость, эмоциональность, необузданность, страсть, страстность какая-то. Поэтому здесь главное не стиль, не музыка, не направление, а само музыкальное высказывание. И вот в этом безумном океане найти музыкальную жемчужину непросто. Но всё равно есть какой-то плейлист моих любимых произведений, которые я так или иначе слушаю, к ним возвращаюсь, они связаны ещё и с определёнными периодами моей жизни, с какими-то прошлыми ощущениями. Мир музыки растёт, развивается, ширится, и в этом океане нужно всё-таки учиться находить бриллианты.

Музыки очень-очень много, и с каждым годом становится ещё больше - миллионы треков выпускаются в цифровой мир до бесконечности. Тем более, что сейчас стать композитором легко: открыл компьютер, купил маленькую клавиатуру, поставил модный микрофон, и ты уже где-то что-то можешь делать, манипулировать звуками, обработками, какими-то сэмплами, быть авторами, уже называть себя композитором, и выпускается это на весь мир. Это может фактически любой человек, который чуть-чуть более-менее образовался в этом направлении.

- Какие эмоции вам хотелось бы ещё больше дарить слушателям?

- Мне бы хотелось делать людей добрее, потому что мир очень сильно озлобился, ощетинился, очень сильно люди разъединяются, нарушаются социальные связи, доброта, понимание, смиренное отношение к друг другу. И хотелось бы немножко вот в этом направлении больше музыки - доброй, мягкой, отзывчивой, резонирующей с внешним пространством, с космосом. Я улавливаю эти вибрации, я их транслирую, я чувствую, что нужно от меня как от композитора. То есть, я полностью подключён к пространству - оно мне подсказывает и диктует, что нужно в данный момент создавать.

А концерт - это такая квинтэссенция большого периода жизненного творчества, начиная с 25-летней давности, когда вышел первый альбом, и по сегодняшний день - это такая история музыки, где и начальный период, и нынешние ощущения переплетены в большой рассказ. А сегодня композиторское состояние у меня настроено на внешний мир - я чувствую и смотрю, что в мире происходит, очень чутко реагирую на все события, происходящие в политике, в геополитике, в стране, среди людей, внутри у меня, в психологическом плане, в космическом, эмоциональном, куда движется цивилизация, как живут люди, какие они; езжу по городам, смотрю вокруг себя, всматриваюсь в этот мир и тут же чувствую, какая резонансная частота здесь была бы максимально уместна, сажусь в студию и её создаю.

- Какие советы вы бы дали нашим местным музыкантам?

- Быть любознательным, любить жизнь, всматриваться во все те знаки судьбы, которые она посылает нам, понимать божественную природу, смиренно относиться ко всем жизненным вызовам, которые на нас опускаются. Я за годы жизни для себя вынес такой совет, что вообще вокруг нас очень много уникального и интересного, просто мы иногда это пропускаем мимо своих ушей и глаз.

А если люди занимаются творчеством, музыкой, то пускай более пристально всматриваются в окружающий мир, в ту природу, случаи, людей, ситуации, которые нас окружают. Любить жизнь, внимательно к ней относиться, с благодарностью принимать каждую секунду жизни. И точно так же и творить, брать инструмент и выходить на сцену, задавая себе вопрос, зачем я вообще это делаю, что я хочу сказать себе, миру, людям, которые меня окружают. Эти вещи очень важны для любого человека, а для творческого вдвойне.

- И напоследок, что посоветуете всем нашим читателям?

- Друзья, давайте любить жизнь, смотреть на неё широко открытыми любознательными детскими глазами! Мне кажется, это один из способов для человечества вообще выжить, потому что если мы смотрим только на деньги, на цифры и прочее, то попадаем в западню, потому что мир всё-таки наполовину создан из материального, а наполовину - из духовного, божественного и земного. Поэтому давайте этот баланс гармонично выстраивать. И музыка однозначно нам в этом помогает! Она позволяет мечтать, по-другому на этот мир смотреть.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях