В минувшую субботу, 5 октября, в Улан-Удэ с акустическим концертом впервые выступил автор-исполнитель Павел Пиковский. 35-летний поэт и композитор родом из Нижнего Новгорода, с детства занимается музыкой, ныне состоит в Российском союзе профессиональных литераторов. Павел выступает и как сольный бард-исполнитель, и в качестве лидера созданной им рок-группы «Хьюго».
В интервью «Информ Полису» музыкант рассказал о своей первой песне про человека, зачищающего радиоактивные котлы, о совместной работе с легендарным «Чижом» и поделился мнением, насколько искусственный интеллект угрожает бардовой музыке.
Про увлечение музыкой
- Гитару я взял в руки пятом классе. Началось всё с увлечения моими одноклассниками русским роком. Один из них принёс гитару, и мы все «заболели» этой музыкой. Родился в музыкальной семье, папа гитарист. По первоначальному образованию я баянист, а потом окончил музыкальное училище по оперному вокалу. Но всю жизнь занимаюсь тем, что пишу песни. Всегда хотел стать музыкантом.
В 90-е годы мы жили очень бедно: не было ни радио, ни телевидения, единственным источником информации были кассеты по 10–15 рублей. Это была очень разная музыка. Среди всей этой нищеты и разрухи заново возрождающейся новой страны самым большим утешением была музыка, и она никогда меня не оставляла. И я тоже стараюсь её не предавать.
Про первые песни
- Первая песня была написана почти сразу, как я взял гитару в руки. Мы их писали много, почти каждый день и соревновались друг с другом. Но это нельзя назвать песнями в том варианте, в котором я сейчас это понимаю. Первая песня, за которую не стыдно, написана лет в 17.
Нельзя сказать, о чём она, ведь в песне должно оставаться пространство для того, чтобы слушатель смог стать соавтором и воспринял ею по-своему. Многие думают, что моя песня «Радость моя» написана про расставание с женщиной. На самом деле это песня про человека, который пошёл зачищать радиоактивные котлы на Фукусиму. Меня поразило, что люди уходили добровольно на зачистку этих котлов, при этом зная, что могут не вернуться, стать неполноценными членами общества и, скорее всего, даже проживут недолго. На основе героического поведения человека была написана эта песня, но о чём она - однозначно сказать нельзя.
Про вдохновителей
- Сначала это были классические композиторы, а в подростковом возрасте пришли Цой, Гребенщиков (признан Минюстом РФ иноагентом), Шевчук, Кинчев, Бутусов. Со всеми удалось, с кем хотелось, встретиться.
Мы всегда дружили с Ильюхой «Чёртом» из группы «Пилот» - это и сейчас мой близкий друг. Много лет дружим с «Чижом» (Сергей Чиграков, лидер группы «Чиж & Co». - Прим. авт.). «Чиж» - это вообще моя душа.
Про работу с «Чижом»
- В 2021 году мы выпустили совместный альбом «Передай другому». Изначально мы говорили про одну-две песни. Мы не были знакомы, мне дали его телефон, я позвал его на студию, он пришёл, ему понравилось, мы записали две песни. Потом он позвал меня отмечать проводы Старого Нового года к себе домой. Мы там заперлись, много говорили про музыку, пили водку и слушали пластинки. Он столько мне открыл всего! А он же тоже народник, аккордеонист.
Время от времени мы стали встречаться: приду к нему домой, его жена Валентина запрёт нас, сама уйдёт. Мы сидим - я, он и кот - и слушаем пластинки. Я сейчас уже водку не пью, он тоже «в завязке», иногда встречаемся где-то на концертах. Я ему гитару свою давал, на которой он играл концерт в Москве.
Про группу «Хьюго»
- Группа развивается. Песни те же, но звучит это всё фундаментально, масштабно, со мной играют пацаны-рокеры. Моя романсовая энергия и их роковый запал дают необходимый импульс, которого мне, может быть, не хватает порою.
Про проект «Необарды»
- Мы собрались вчетвером, когда была пандемия, - я, Ромарио, Павел Фахртдинов и Василий Уриевский. Все много лет дружили, и всё время была идея собраться на один концерт и назвать его «Необарды» - авторская песня новой волны. А потом наступила пандемия, появилось много свободного времени, и мы решили сделать шесть концертов. И в итоге это до сих пор продолжается. А само название, кончено, смешное, ироничное.
Но недавно ролик нашёл, где Александр Толмацкий (отец Децла) сказал: «Чуваки, вы придумали новое движение, сами того не зная». И теперь мы очень часто встречаем, когда про молодых людей с гитарами говорят: это необард. А товарный знак «Необарды» за нами (смеётся).
Про известность
- Постепенно люди начали слушать мою музыку. Я же ездил-ездил с концертами, в Сибирь приезжал с концертами, на которые приходило человек 10–20. А потом стали узнавать: это нормально, когда много работаешь. Понемножку молва расходится, появляются свои люди в других городах.
Про первые гастроли в Бурятии
- Мне страшно интересно было сюда приехать. У меня очень много концертов - где-то 150–170 в год, нахожусь постоянно в дороге. Время от времени душа просит, чтобы ты доезжал не до Иркутска и уезжал обратно в Москву. Всё происходит очень вовремя. Я понимал, что, может быть, в Улан-Удэ обо мне не слышали, потому что я не суперзвезда и у меня нет никаких иллюзий на этот счёт. Это просто интересно! Интересно, как люди концентрируются вокруг, потому что ты им приносишь сердце океана и говоришь: «Ребята, это вам», а нужно им это или нет, они решают сами. Со временем всё больше людей понимают, что им это нужно. И это приятно.
Про Улан-Удэ
- Перед концертом прошлись по Арбату, видели «голову Ленина». По первому впечатлению - уютный, тёплый, красивый городок. Сейчас я езжу много и потрясён, что за городами начинают ухаживать, ремонтировать, делать дороги, реконструировать здания. Видно, что Улан-Удэ ухоженный, не брошенный, отлично выглядит. Очень хорошее впечатление.
Про вдохновение
- Вдохновляет всё. Если люди говорят о твоём развитии как музыканта, инструменталиста, вокалиста - это очень сильно влияет. Если ты застреваешь на одном уровне, то тебе становится скучно повторять то, что ты уже делал. А если делаешь, то получается хуже, чем раньше, пытаешься повториться. Нужно делать что-то новое, а этого не бывает без развития. Если ты не получаешь новые знания, не учишься у своих коллег, не слушаешь очень много музыки и не читаешь хорошую поэзию, то у тебя нет шансов вырасти. А поскольку взрослея ты становишься более циничным, уже многое видел и пережил, песни появляются всё реже и реже. Но хочется верить, что они хотя бы получаются качественнее. Это очень сложный процесс. Год-полтора я могу считать себя ничтожеством или отчаявшимся безумцем, а потом возродиться и прийти к людям с новой музыкой.
Про искусственный интеллект
- По сути, искусственный интеллект занимается тем же самым, чем человеческий мозг. Не так давно мой хороший друг выложил интервью одного автора из Нэшвила - столицы американского кантри, где целая фабрика по производству песен как для себя, так и на продажу. Бардовская музыка практически то же самое кантри, только русское. И вот он, отвечая на вопрос, не грозит ли нашему жанру вымирание из-за искусственного интеллекта, ответил, что не грозит, поскольку наша музыка - это три аккорда и правда. Искусственный интеллект никогда этого не сделает.
Плюс к тому, в живой музыке, рок-н-ролле важна личность, потому что есть за кем идти, на кого равняться, на кого смотреть и кому подражать. ИИ при всём желании никогда не сможет этого дать. Нашему жанру это не грозит, а вот поп-музыка в беде.
Про творческую мечту
- Творческая мечта - не сдуться, не потерять вкус, желание петь, ездить с концертами. Сложно постоянно находиться в дороге, отсутствовать дома. Но это любимая работа. В жизни всё хорошее - это работа.