Никогда не была прилежной девочкой в розовом платьице. Носилась вместе с мальчишками на речку, где рыбачила дотемна. Потом своей же удочкой получала от бабушки. Так своё детство вспоминает наша героиня Александра Бухальцева. И сегодня пенсионерка всё та же непоседа с массой затей и горящим взглядом. Её киоск с выпечкой, что находится в 7-м корпусе БГУ, известен своей особой атмосферой добра и позитива.
Совсем недавно в России праздновали День пожилого человека, а 13 октября Александре Николаевне исполнилось 72 года. Однако оба праздника, по словам женщины, для неё всего лишь даты.
Мечтала стать артисткой
– Александра Николаевна, мы часто пишем о простых людях, их трудовом и жизненном пути. С чего начинали вы?
– Я родилась в Улан-Удэ 13 октября 1952 года. Воспитывала меня бабушка Александра Ильинична Куприянова, первая революционерка Бурятии. Она была связным между армией Семёнова и нашей армией. В дальнейшем работала заведующей партийным архивом обкома партии.
Я училась во второй школе. В седьмом классе меня отправили на III Всесоюзный слёт пионеров в «Артек». Для меня это был один из самых запоминающихся моментов в жизни, потому что там мы вживую видели Гагарина, «Неуловимых мстителей», известных артистов, которые тогда были на пике своей славы. Я и сама хотела стать артисткой и поступала в Институт культуры на режиссёрско-театральный факультет. Два экзамена сдала на отлично. Принимал их народный артист России профессор Буда Вампилов, он похвалил меня за задания, которые мы показывали. Но, увы, третий экзамен я не сдала. Тогда я решила пойти на приборостроительный завод, где отработала 20 лет, начав уборщицей и закончив радиомонтажником IV разряда.
На заводе я встретила своего будущего супруга, у нас родились двое сыновей – Денис и Алексей. В девяностых пришлось пойти в магазин «Товары для мужчин» снова уборщицей. Тогда я была во втором браке и была мамой уже троих сыновей, третьему сыну, Андрею, было три года. Чтобы поднимать детей, мы много трудились. Потом перешла работать продавцом, так и ушла в торговлю.
– Как вы оказались в БГУ?
– В 2002 году я осталась без работы, а детей надо было растить. Мне повезло – в БГУ мне выделили место на втором этаже 7-го корпуса для торговли канцелярией и кондитерскими изделиями. Я поняла, что мне нравится работать с детьми. Общаясь с ними, я радуюсь жизни. Где-то могу дать им какой-то жизненный совет, где-то поддержать добрым словом. А кому-то достаточно улыбки и пожелания хорошего дня.
Работая в стенах БГУ, я с удовольствием участвовала во всех его мероприятиях: «Студенческая весна», «Первый снег», 9 Мая и другие. Читала свои стихи, однажды даже исполнила роль миссис Хадсон в одной из сцен. И преподаватели многие участвовали, выступали, пели.
«С мальчишками мне было интереснее»
– Вас нередко можно встретить в городе бегущей с рыбацкими снастями и рюкзаком. Расскажите о вашем хобби.
– Да, на досуге я люблю рыбачить. Это моя страсть! Причём с детства. Помню, как ребятами с нашего двора мы собирались и радостно шли с удочками на Селенгу. Я никогда не была такой девочкой-девочкой в розовом платьице. В основном всюду бегала с мальчишками, потому что считала: раз у меня мужское имя Саша, значит, я должна быть с парнями! Мы облюбовали все заборы, у нас все штаны были рваными. Мы играли в «Казаки-разбойники», «Выжигалы» и другие игры детей советского времени.
– Как к вашим шалостям относилась бабушка?
– Бабуся, как я её всегда называла, воспитала во мне чувство долга и справедливости, учила отстаивать правду и свою точку зрения. Она была строгой бабушкой. И всё наше окружение составляли интеллигентные люди. В своё время бабуся получила комнату в первом обкомовском доме, где жила вся интеллигенция Бурятии, в том числе Модогоев, Семёнов, Калашников, редактор «Буряад үнэн» Бимбаев, два ректора БГПИ. Девочек в этом доме воспитывали степенными и прилежными. Я же, невзирая на строгость бабуси, росла сорванцом, с мальчишками мне было интереснее. Конечно, тогда, без мобильных телефонов и часов, мы не следили за временем, уходя на очередную рыбалку. И мне часто доставалось от бабуси, причём той же удочкой, которой я рыбу ловила (смеётся). Бывало, идёшь домой, уже стемнело, а у тебя всего две рыбки и те малюсенькие. А ты довольная! Хоть и знаешь, что сейчас получишь.
Бабушка очень хотела, чтобы я, как и она, пошла по партийной линии, и готовила из меня партийного работника. Но судьба сложилась иначе. Страна распалась, да и у меня не было желания следовать по пути моей бабуси. Мне жизненно важно было находиться в движении. Даже работая на заводе, я участвовала во всех мероприятиях, в каких только могла.
Обычно я рыбачила в одиночестве или с кем-то вдвоём. А сегодня я в составе женской рыболовной лиги «ЛедиБур» и «Рыбачки Бурятии». Первое, можно сказать, уже бренд. Наши девушки «ЛедиБур» на «Байкальской рыбалке – 2024» выиграли первый приз – УАЗ «Патриот». Мне есть на кого равняться, а пока у меня только третий разряд.
– Сколько женщин-рыбачек в вашем окружении?
– В лиге «ЛедиБур» почти 70 человек. Помню, как впервые поехала в их составе на подготовку к соревнованиям. Это было на озере Торма. Я просто обалдела, увидев рыбачек в их профессиональной экипировке. Буквально за год я купила всё то же, что у них: сапоги, костюм, ящик, удочки... Рыбалка – это дорогое удовольствие, но оно того стоит!
А ещё я раньше не знала, что такое зимняя рыбалка. Когда попробовала и поймала первую «зимнюю» рыбу, это был такой восторг! Теперь я рыбачу круглый год, как только появляется возможность.
– Как отличить профессионального рыбака от любителя? Я всегда думала, что это дело удачи.
– У нас в республике регулярно проходят соревнования среди рыбаков – на реках и озёрах. Проводит их Федерация рыболовного спорта Бурятии. Вот кто поймает больше всех рыбы, тот и лучший. Да, это дело удачи. Ещё как. Ты можешь быть хоть мастером спорта, но в день соревнований тебе не повезёт. Или наоборот, быть в первый раз на льду, но получить крупный улов. Новичкам, как говорится, везёт.
«Баба на рыбалке – клёва не жди!»
– Есть ли какие-то стереотипы по поводу женщин и рыбалки? Часто ли вам приходится слышать «Не женское это дело»?
– Когда приходишь на рыбалку, где одни мужчины, они могут сказать «Тьфу ты!» и тяжело вздохнуть (смеётся). Говорят: «Баба на рыбалке – клёва не жди!» Почему-то думают, что рыбалка – это только мужское дело. Так же как и в случае с женщиной на корабле. Но со временем мужчины стали проще относиться к нам, потому что рыбачек становится всё больше.
Для меня рыбалка – это таинство. Никогда не знаешь, какая рыбка попадётся на твой крючок и попадётся ли она сегодня. А вообще рыбачить у тихой речки, дышать свежим воздухом в полном спокойствии и единении с природой – что может быть лучше?
– Как я понимаю, вам больше нравится сам процесс? Употребляете ли вы пойманную рыбу?
– Большую часть раздаю. Угощаю друзей и знакомых. Ещё мои подруги с радостью принимают от меня рыбку, чтобы кормить ею куриц. Для них это очень полезно. Я им рыбу, они мне куриные яйца! А вообще недаром говорят: чем больше раздашь, тем больше поймаешь. Есть такое поверие. Особенно мне нравится ловить сазана. Чтобы его поймать, надо знать хитрости и иметь нужные снасти. Это очень осторожная рыба, может подойти, приманку взять и выплюнуть. Карась тоже. А вот щуку мне ещё не доводилось ловить. Наверное, ещё не доросла я до неё.
– Вы также ходите в походы. Обошли, наверное, всю республику?
– Да, помимо рыбалки, я люблю походы. Побывала во многих красивых местах: река Снежная, Соболиные озёра, Тёплые озёра, Котокель, Бармашово, Надеино, Турка, горы Мамай и Лев, источник Гусиха, Чивыркуйский залив, Баргузинский заповедник, Жарчиха и многие другие. Всех и не вспомню! Ходила в основном со скандинавскими палочками. Даже состояла в двух группах – «Ходим-бродим» и «Пилигримы». Но, к сожалению, после коронавируса, который знатно подпортил мне лёгкие, я почти перестала ходить с ними. Но зато полностью погрузилась в рыбалку. Потому что не могу совсем ничего не делать.
А ещё с детства пишу стихи. Лирических у меня мало, обычно поздравительные. Например, если у семьи праздник, я пишу стихотворение, в котором поздравляю каждого члена этой семьи, что-нибудь подмечаю в людях, им приятно. Для тех людей, кого я знаю, стихи пишутся легко. Если не знаю, то опрашиваю и собираю образ. В школе я всегда занимала первые и вторые места в конкурсах чтецов, с первого по десятый класс. Когда я училась в 5–6 классах, вела программу «Пионер Бурятии» на радио республики. Записывались мы по четвергам, а по субботам слушали себя, было интересно. На приборостроительном заводе у нас также была радиорубка, и я там читала стихи для именинников нашего девятого цеха.
«Вернувшись с СВО, первым делом заходят ко мне»
– Работая в кафе БГУ, вы привязываетесь к студентам? Запоминаете их имена?
– Студенты все для меня мои дети. Они зовут меня тётей Сашей. И я многих помню по именам. Этому очень удивляются первокурсники. Когда я называю их «доча» или «сына», для них это непривычно. А потом, со временем мы становимся как родные. Ребята часто дарят мне подарочки, сувениры, открытки и магнитики. Я для всего этого памятного добра выделила отдельную полочку и с любовью храню (улыбается).
Бывает, идём по городу с внучатами и постоянно встречаем моих студентов: «Тёть Саш, здравствуйте!», «Тётя Саша, как вы?» Внуки спрашивают: «А ты, баба, что, весь город знаешь?» Приятно узнавать, что ребята преуспели в жизни: кто в полиции работает, кто адвокатом, кто в суде. Это огромное счастье, когда ребята тебя помнят. А ещё трогательно, когда мальчишки, отслужив в армии или вернувшись с СВО, приходят на юрфак. Первым делом заходят ко мне. Иногда слёзы наворачиваются: слава богу, живой!
Многие приходят с других факультетов. Часто говорят: «Где мы только не пробовали выпечку, тёть Саш, у вас вкуснее». Я сотрудничаю с одной компанией, которая поставляет мне выпечку, уже целых 15 лет. Своего качества они не теряют, пекут с душой, и студенты эту выпечку очень любят.
– Думаю, и ваше отношение добавляет тепла.
– Потому что каждому я говорю: «Приятного аппетита и удачного дня!»
– Ваш киоск украшен разными публикациями, вырезками из газет и журналов. Для чего они?
– Для студентов. Например, на стенде у киоска я обычно размещаю информацию о вреде курения, а также гороскопы – обычный и восточный. Зурхай любят читать. Зато ребятам есть чем заняться, пока они стоят в очереди. А ещё я люблю, когда у меня на окне стоят цветы. Дети заходят и говорят: «Ой, как дома». Мне так приятно это слышать!
Иногда студенты приходят расстроенные, уставшие или плаксивые. «Так, – говорю, – я не поняла: чего такой кислый?» Бурчит: «Ой, тёть Саш! Да хвосты у меня». Я подбадриваю: «Солнце моё, ты утром глаза открыл, значит, ты живой. Ты здоровый, у тебя есть руки, ноги, глаза. Очень много людей не могут видеть, слышать, ходить. У тебя всё есть, а ты ещё плачешься. Улыбнись жизни!» Пока мы молоды, нам всё кажется трагедией (улыбается).
– Если бы вам предложили переехать в другую организацию или учебное заведение, вы бы согласились?
– Нет. Я родной юрфак не предам. А ещё я не хочу уходить, потому что знаю – дома моментально постарею. Общение с молодёжью продлевает мне жизнь.
«Общение с людьми – залог долголетия»
– Что такое молодость?
– Это когда в душе мне 25, а в зеркало смотришь: «Это не я!» (смеётся) 13 октября мне исполнилось не уже 72 года, а всего 72. Я дорожу каждой минутой и каждым своим вздохом, радуюсь, что живу. Поэтому для меня вот этот маленький киоск – окно в такую жизнь, которая не каждому дана. Общение с людьми – залог долголетия.
В крови у меня и буряты, и русские, и китайцы. Поэтому, наверное, меня тянет к китайской медицине. Я знаю, где в организме точки, отвечающие за наше здоровье, и регулярно их простукиваю. Например, где локтевой сгиб, там точка, отвечающая за лёгкие, на затылке – за глаза. На Крещении я каждый год окунаюсь в прорубь. Ощущение, будто вновь рождаешься. Но я всегда всем советую после проруби сразу надевать носки и шапочку. Тогда точно не заболеете. По утрам я благодарю Бога за то, что проснулась. А потом выпиваю стакан тёплой воды и в путь!