Будущим ученикам «Не школы вокала» предлагали выгодные занятия по вокальному и актёрскому мастерству, обещая в конце обучения запись собственной песни. Многие оформляли пакеты занятий в рассрочку, а кто-то выкладывал крупные суммы сразу, наперёд. Однако летом этого года школа закрылась.
«Не школа вокала» заявила о своём закрытии в Улан-Удэ в августе 2024 года. Десятки учеников остались с кредитами на уроки, которых не получили. Средства покупателям не возвращают. Люди решили объединиться и создали свой чат в «Телеграме». 15 человек уже написали заявления в полицию, кто-то пошёл в суд и в Роспотребнадзор. Недовольные получатели культурно-просветительских услуг собираются писать в прокуратуру.
Тем временем, как говорят ученики, владелица «Не школы» пытается уговорить клиентов не поднимать шум в СМИ и не судиться. Взамен обещает расплатиться по долгам, коих у неё накопилось немало, в том числе перед преподавателями.
«Открывает другой бизнес»
В редакцию обратилась улан-удэнка Анастасия. Она купила абонемент школы, но та неожиданно закрылась. Теперь девушка не может догнать свои деньги, ей осталось платить ещё два года рассрочки. Сумма ущерба – 100 тысяч рублей.
– В марте я увидела рекламу о бесплатном пробном уроке в этой школе. Пришла, мне всё понравилось. Меня начали уговаривать взять абонемент либо на год, либо на полтора. Дорого, конечно. Я оформила рассрочку в банке. Потом началось: как ни напишу, у них окошки заняты, мест нет. Уже потом узнала, что им просто не хватает преподавателей. Вместо двух раз в неделю мои занятия проходили только раз в неделю. Мне всё это надоело. В июле написала заявление, что отказываюсь от их услуг, попросила вернуть деньги. Прождала месяц. Только устно пообещали скинуть деньги. В августе узнала, что школа закрывается. Написала заявление в полицию. С августа по сентябрь другие ученики писали владелице сообщения, но она всех кормит завтраками. Говорит, что на эти деньги они могут продолжить обучение в школе рисования и других. Но мы все против. Александра сказала, что откроет новый бизнес и с его доходов вернёт нам деньги. В полиции говорят, что не могут ничего сделать, так как преступления нет. Тем временем владелица прямым текстом говорит, что мы ничего не добьёмся, не докажем. Следит за нами. Когда кто-то призывает обратиться в СМИ, она тут же всем пишет, мол, не надо идти, она всё вернет. При этом может литературно оскорбить, обесценить: «вы все не очень сильные люди» и так далее. Живёт себе спокойно, постит сторис о том, что она сейчас в Москве, обучается, открывает бизнес. Выходит, на наши деньги? В итоге я плачу рассрочку пять тысяч в месяц, непонятно, за что.
Агрессивные продажи и уход в закат
Яна приобрела абонемент в рассрочку год назад и ежемесячно платит почти 7 тысяч рублей. Сумма, которую она в итоге должна выплатить банку, составляет 160 тысяч. Девушка рассказала, как настойчиво ей продавали пакет занятий в самом начале и как потом объявили о закрытии, удалив всех из чата.
– В «Не школу вокала» я вступила 24 сентября 2023 года. Пришла на пробное занятие, мне всё более-менее понравилось. Поскольку я искала место, где могла бы заниматься вокалом, решила заключить договор. Единственное, что мне не понравилось: после пробного занятия менеджер сказал, что заключить договор нужно именно сегодня. Хотя я сказала, что сначала мне нужно обсудить это с супругом. Мне ответили, что пойдут навстречу, дали сутки. В итоге я оформила в рассрочку пакет из 100 занятий: 100 часов вокала плюс 24 часа актёрского мастерства и 24 часа английского вокала, на которых я ни разу не была. Прошла всего 25 занятий по вокалу. Сумма договора у меня на 130–140 тысяч рублей, но по факту я банку выплачу 160 тысяч рублей. Поначалу было интересно, потому что у меня за спиной семь лет музыкальной школы и вокал меня всегда привлекал. Потом начали приходить педагоги, не знающие даже нотной грамоты. Играли кое-как. Всё это выглядело немного непрофессионально. Качество начало страдать.
В последний раз на занятии я была в июне, будучи в положении. Лето было аномально жарким, поэтому я начала искать управляющую школой, чтобы взять отсрочку по занятиям – в кабинете очень жарко, я боялась навредить ребёнку. Сначала мне сказали, что управляющая в отпуске, потом – что она уволилась. Еле нашла телефон владелицы школы Александры. Она ответила, что мне дадут заморозку без проблем. Я попросила это как-то задокументировать, потому что плачу большие деньги, а меня не будет полгода. Александра сказала, что ничего документировать не нужно. А в августе она резко написала в чат, что «Не школа вокала» закрывается и занятий не будет. Потом просто всех удалила из чата. Естественно, все удивились, почему нас так жёстко кидают. А как же деньги? Многие ребята начали писать, что только в июле заключили договоры. Кто-то положил наличные на стол сразу больше 100 тысяч, а прошли всего два-три занятия.
Мы с мужем решили обратиться в Роспотребнадзор. В чате мы решили все вместе написать заявление в полицию. В августе мы так и сделали. 24 октября меня вызывают в суд на беседу с судьёй. Тем временем у меня близится дата родов. Надеюсь, успею. Конечно, все мы хотим вернуть свои деньги. Продолжаем платить рассрочку почти по 7 тысяч ежемесячно ни за что. Продавали мне этот пакет занятий очень агрессивно, давили и торопили. Я сама себя ругаю, потому что муж изначально мне говорил, что не надо. Будучи беременной, я вынуждена тратить на это нервы, хотя мне нельзя волноваться, – говорит Яна.
Предлагала компенсировать вещами
Анна, мама ученика:
– Мой сын захотел заниматься вокалом. Сказал, что сам найдёт школу, сходит на пробное занятие. Сходил, всё понравилось: «Мама, давай возьмём кредит». Я сходила с ним, мне тоже понравилось. В октябре прошлого года я заключила со школой договор на год. Там как раз была «Чёрная пятница» – скидки, и ежемесячный платёж составил порядка 5 тысяч. Так абонемент стоил 140 тысяч, а со скидкой примерно 90–92. Летом у сына была защита диплома, потом он начал работать и фактически посетил не более 10 занятий. В августе я пошла расторгнуть договор, потому что понимала, что сын уже не будет ходить. На входе меня встретил охранник, сказал, что школа закрылась. С нами, конечно же, никто не связался. Это длилось две-три недели, а кредит тем временем капал. Нашла телефон владелицы, начала звонить – не отвечает. Написала ей. Александра мне ответила, что обязательно рассчитается до конца следующего года. Я спросила, какая у нас сумма к перерасчёту с учётом несостоявшихся занятий. Со мной пообещали связаться. Тогда я предупредила, что если они затянут, то буду вынуждена обратиться в правоохранительные органы.
Я обратилась в суд. До сих пор никто с её стороны так и не перезвонил, расчёта никакого не было. Моему юристу удалось с ней связаться. Она сказала: единственное, что она может, – это частично компенсировать нам техникой – какими-то кнопочными телефонами, чайниками, вентиляторами, стульями, в общем, барахлом, никому не нужным. Единственное более-менее нормальное – три гитары. В общем, ждём. Но есть подозрение, что она будет банкротиться, и тогда будет крайне сложно догнать эти деньги. Потому что она говорит, что в кассовом разрыве с января. По-человечески мне всё равно жалко её. Но фактически услуга не оказана.
«Ни ответа, ни привета»
Елена Цветкова, ученица:
– Я купила абонемент в мае. Кредит брать не стала, так как могла себе позволить оплатить частями за четыре месяца. Оплатила три, а в августе не стала, потому что уже начались перебои с занятиями. Потом нам объявили, что школа закрывается. При этом связаться с её учредителем, местной франшизой мы не смогли. Собрались группой учеников, часть из нас решила идти в полицию, другие сходили в Роспотребнадзор. Я отправила претензию на почту Александры. Прошло уже больше месяца, собираюсь в Роспотребнадзор. Дальше мы с другими учениками пойдём в прокуратуру, наверное.
Я купила 50 занятий на 110 тысяч рублей, потому что без кредита. Отходила всего 12. В последнее время в школе, видимо, с учителями была проблема – оказывается, они не получали зарплату. Мне должны 50 тысяч вернуть, но пока ни ответа, ни привета. К слову, когда после пробного бесплатного урока нам объявили цену на абонементы, я была в шоке. Но мастерство их менеджеров в уговорах просто на высоте, и атмосфера такая дружеская. Тем временем у нас ведь есть музыкальное училище, профессионалы из института культуры. Ну вот как-то так нас обработали. Такой агрессивный маркетинг.
«Они сами купили абонемент»
Мы обратились за комментариями к владелице «Не школы вокала». На вопросы о том, что произошло и как она планирует возвращать людям деньги, Александра ответила условием – опубликовать исключительно её позицию. Жалобы улан-удэнцев, по мнению предпринимательницы, во внимание брать не стоит. Считаем такой сценарий несправедливым по отношению к получателям услуг.
Мы объяснили собеседнице, что в конфликтной ситуации стараемся дать слово обеим сторонам. Однако, по словам Александры, наше издание стремится набрать побольше просмотров за счёт резонансной истории. Да и вообще, люди сами купили абонементы и деньги отдали явно не последние.
«Вы мне не дадите гарантию, что это будет в мою сторону. И большая часть людей пытается сделать из меня какое-то большое зло. Будто я у людей взяла последние деньги. Но суть в том, что они сами купили абонемент, а это даже не предметы первой необходимости. Не хлеб, не вода и т. д. В любом случае, если бы я общалась с вами, то только на тему того, почему именно закрылась школа, и без упоминания тех людей, что к вам обратились. Если вы готовы общаться на эту тему, я расскажу вам историю. ...Я вас умоляю. Вы ведь не первые, кто хочет об этом говорить. Люди платят рассрочки, эти же люди продавали последнее, чтобы отдать деньги всяким компаниям «Финико» и т. д., чтобы быстрее заработать. Вы сейчас на волне просто хотите собрать большее количество просмотров. То, что вы расскажете от моего лица, вызвало бы резонанс. Вас, конечно, стали бы недолюбливать, возможно, потому что вы расскажете только от моего лица. Выбор за вами. Больше на эту тему я не буду говорить. Спасибо и хорошего дня».
В общем, на сегодня ученики не имеют ни школы «Не школы», ни внятного ответа на свои вопросы. Мы будем следить за ситуацией.
Проверка по заявлениям продолжается
Ирина Романова, старший инспектор по особым поручениям Отдела информации и общественных связей МВД по Бурятии:
– Начиная с августа этого года в полицию поступило порядка 15 заявлений о нарушении индивидуальным предпринимателем договора об оказании культурно-просветительских услуг. Проверка по ним продолжается.
По части заявлений вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с ходатайством прокурору о возвращении материалов в полицию на дополнительную проверку.
О сроках, неустойке и суде
Роман Булдаев, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Бурятии:
– Если стороной по договору является гражданин, то есть потребитель, то возникшие правоотношения регулируются положениями закона Российской Федерации о защите прав потребителей. В соответствии с положениями указанного закона предусмотрено, что исполнитель обязан оказать услугу в объеме и в сроке, которые регламентированы заключенным договором.
При этом, если со стороны исполнителя обязательства по договору не исполняются, потребитель вправе потребовать расторжения договора и возврата денежных средств за неоказанные услуги. Также требования потребителя о возврате денежных средств подлежат удовлетворению со стороны исполнителя в течение 10 дней. В случае, если со стороны исполнителя указанный срок нарушается, потребитель вправе требовать взыскания неустойки в размере 3 % от стоимости заключенного договора.
Если со стороны исполнителя требования потребителя не удовлетворяются в добровольном порядке, то возникшая спорная ситуация подлежит разрешению в суде. В настоящее время со стороны управления на основании поступивших обращений поданы 8 исковых заявлений в отношении ответчика, которые в настоящее время находятся в суде. Также информируем потребителей: в случае, если необходимо оказать помощь в судебной защите ваших нарушенных прав, потребители могут обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия.
СПРАВКА: «Не школа» - франшиза, имеющая сотни филиалов по России. В 2023 году сеть вошла в рейтинг самых выгодных франшиз по версии Forbes.