Первые шаги в театральной жизни уездный городок начал делать в 1928 году. Тогда коллектив Московского передвижного организационного синтетического театра Международного Красного Стадиона и Осоавиахима СССР (сокращенно Оргтеатр) гастролировал по всей стране.
На тот момент общественность организовала народное движение «Даёшь театр!», и артистов не просто встретили овациями, а пригласили остаться на следующий сезон.
Они согласились и остались навсегда. С этого и началась долгая и насыщенная история становления Улан-Удэ как столицы театрального искусства.
Русский драматический театр им Н. А. Бестужева
22 декабря 1928 года
Первый театр в тогда еще Верхнеудинске.
Первым директором театра русдрамы стал Евгений Просветов (руководитель гастролирующего Оргтеатра), а позже он открыл и театральную студию, которая в последующие годы была преобразована в техникум искусств. В нем обучались знаменитые актеры и режиссеры.
Изначально театр ютился в здании бывшего Общественного совета (ныне Музей природы Бурятии), но в 1933 году оно сгорело и труппа Просветова уехала в Москву.
Второе рождение Русского драматического театра определил Александр Миронский. Приехав на работу в Верхнеудинск в 1932 году, он активно включился в театральную жизнь города.
Только в 1936 году, после восстановления здания, состоялась следующая премьера.
Но на этом история «кочевания» театра не закончилась: в 1972 году здание вновь сгорело. Тогда актерам пришлось арендовать помещение у Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.
В 2007 году Русский драматический театр им. Н. А. Бестужева наконец-то обрел свой дом. Здание кинотеатра «Дружба» передали актерам и режиссерам.
Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева
3 июля 1932 года
История Бурятского театра драмы также тесно связана с Евгением Просветовым: именно из его школы выпустились первые актеры и режиссеры этого театра.
Открытие национального театра явилось знаменательным событием в культурной жизни республики. Областное партийное совещание по культурному строительству приняло решение строить театр бурдрамы, опираясь на традиции русского театра и народное творчество бурят.
Первым руководителем назначили заведующего театральным отделением техникума искусств режиссера Михаила Хаптагаева.
В первые годы работы театра Наркомпрос РСФСР даже направил туда для оказания помощи студентов ГИТИСа им. Луначарского А. Африканова и С. Бенкендорфа и режиссеров школы МХАТ.
Первое время на сцене театра бурятской драмы делали постановки из русской и европейской литературы (конечно же, переведенные на бурятский язык).
За годы существования в репертуаре театра было немало этапных спектаклей, отмеченных общественностью, прессой, ведущими театроведами страны и республики.
Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Г. Ц. Цыдынжапова
20 декабря 1939 года
Рождение музыкального театра было явлением неслучайным. Сокровища фольклорного творчества бурятского народа стали одной из основ быстрого формирования в 30-е годы бурятского музыкального театра.
Как во многих национальных республиках, путь к опере лежал через переходный жанр - музыкальную драму. В Бурятии первым произведением такого рода явилась музыкальная драма «Баир» П. Берлинского.
Успех спектакля в 1938 году показал, что театр сделал большой шаг на пути овладения музыкально-сценическим искусством. 20 декабря 1939 года Президиум ЦИК Бурят-Монгольской АССР издал постановление о реорганизации национального драматического театра в музыкально-драматический. Этот день считается днем рождения оперного театра республики.
20 октября 1940 года показом «Энхэ-Булат батора» открылась I декада бурят-монгольского искусства в Москве. За успешные выступления и высокий артистический потенциал указом Президиума Верховного Совета СССР театр был награжден орденом Ленина. Главному режиссеру Г. Цыдынжапову было присвоено звание народного артиста СССР, многие артисты были удостоены правительственных наград.
В годы Великой Отечественной войны было образовано несколько концертных бригад, выступавших в воинских частях и госпиталях в Улан-Удэ, Забайкалье и на Дальнем Востоке.
А после окончания Великой Отечественной войны началось долгожданное строительство здания театра оперы и балета в Улан-Удэ, которое завершилось в 1952 году.
Бурятская государственная филармония
19 марта 1938 года
Совет народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР 19 марта 1938 года принял постановление № 174 «Об организации Бурят-Монгольской государственной филармонии», где была определена задача «к 1 июня закончить всю организационную работу по созданию учреждения».
Для реализации постановления в республику были приглашены известные музыканты, композиторы из центральных городов России.
За короткий срок из выпускников Ленинградской консерватории и Бурят-Монгольского музыкально-театрального училища был сформирован симфонический оркестр.
25 ноября 1938 года первый художественный руководитель филармонии и главный дирижер Яков Моисеевич Геншафт открыл первый симфонический сезон. Оркестр исполнил Пятую симфонию Бетховена и произведения советских композиторов. В это же время начал свои выступления струнный квартет филармонии.
В годы Великой Отечественной войны из оставшихся в тылу артистов был создан новый творческий коллектив - ансамбль музыки, песни и танца, в будущем прославленный ансамбль песни и танца «Байкал».
Никто и подумать не мог, что в последующие годы ансамбль песни и танца «Байкал» назовут визитной карточкой Бурятии.
Его гастрольные маршруты пролегли по всем союзным республикам бывшего СССР, областям, краям, автономным республикам и округам России. С огромным успехом артисты выступали за рубежом - в Чехословакии, Японии, Англии, Швеции, Германии, Индии, Вьетнаме, Лаосе, Пакистане. Неоднократно ансамбль бывал и в Монголии, где был награжден высокой правительственной наградой - медалью «Найрамдал» («Дружба»).
Все главные театры Улан-Удэ функционируют и развиваются по сей день. В рамках нацпроекта «Культура» на исторически важных культурных объектах делают ремонт и обновляют материально-техническую базу. Такая поддержка дает возможность развивать, сохранять и передавать потомкам культурные ценности республики.