праздник
459

Три игры мужей

Как в Бурятии появился праздник Сурхарбан и какое значение он имеет сегодня  

Фото: Архив infpol.ru

История Сурхарбана уходит далеко в древность, когда монголоязычные народы состязались, чтобы чествовать духов. Позже он превратился в некий военный смотр, где отбирали крепких воинов. В 20-е годы прошлого века праздник стал «тремя играми мужей», где силачи состязались в трёх видах спорта.

Сегодня это событие — настоящее летнее празднество, объединяющее всю Бурятию не только спортом, но и культурой.

Объединяющий праздник

Сурхарбан переводится с бурятского языка как «стрельба в сур», то есть в мишень из небольшого колышка, обмотанного тонким кожаным ремнем и воткнутого в землю. Празднуется он летом, обязательно в воскресный день. 

Первый Сурхарбан провели 2 августа 1925 года. Тогда ещё Бурят-Монголия была. Считается, что оттуда ведет начало наш праздник.

Он родился как «три игры мужей». Изначально сюда входили борьба, стрельба из национального лука и конные скачки. В советское время добавили классические виды спорта. При советской власти сформировалось всё то, что мы имеем сегодня — все правила и порядок проведения.

Поскольку само слово «сурхарбан» (бур. — сур харбаан) буквально означает стрельбу из лука, со временем в название добавили монгольское «наадан», которое и переводится как «три игры мужей».

Раньше считалось, что стрелять из лука должен уметь каждый мужчина, ребенок и даже женщина. Как и скакать на коне. И с малых лет нужно было уметь бороться. Всё это было еще и любимым занятием. Лук и стрелы у каждой семьи висели в юрте на почетном месте. С детства все стреляли. К конным скачкам тоже особое отношение: дети с ранних лет садились на лошадь и умели скакать. Из этих занятий и появился праздник Сурхарбан.

Со временем добавились еще четыре национальных вида спорта: гиревой спорт, «Шатар» —шахматы, «Һээр шаалган» («Сээр хухалха)» — разбивание хребтовой кости, «Шагай наадан» — бурятская традиционная игра в кости. В советское же время в списке были даже легкая атлетика и футбол. 

На празднике не только соревновались, но и играли, пели обрядовые песни, танцевали, угощали друг друга. Обязательно исполнялся ёхор, который символизирует единение народа.

Сегодня задача Сурхарбана — это развитие и сохранение национальных традиций и культуры. Это ведь не только спортивные состязания, но и наша культура — бурятские песни, танцы, обычаи. «Наадан — Сурхарбан» - один из основных больших и массовых праздников в Бурятии. Самый масштабный и зрелищный, и другого такого в Бурятии нет.

Интересные факты о Сурхарбане и видах состязаний:

1. На первых Сурхарбанах были большие призы — сотни, а иногда и тысячи голов скота.

2. По одной из версий, слово «сурхарбан» отсылает к легенде о тарбагане, который был когда-то человеком, метким стрелком. По легенде, когда над землей взошли три солнца и началась засуха, он решил сбить лишнее солнце, но промахнулся и, не вынеся позора, превратился в животное, стал жить под землей.

3. Во времена правления Чингисхана на состязания каждый род или улус выдвигали своих лучших борцов, наездников, стрелков, из которых ханы и нойоны отбирали людей в личную свиту или войска.

4. Лук и стрелы издавна пользовались особым уважением. В юрте они всегда висели на почетном месте. Также через них нельзя переступать.

5. О стрельбе из лука как о любимом занятии упоминается в летописи «Сокровенное сказание монголов» и в записях бурятского летописца Тугулдура Тобоева, относящихся к середине ХIХ века.

6. На скачках хороший наездник погонял коня двумя плетьми, опустив уздечку. На финише лошадей ловят специальные люди. После скачек произносится хвала коню-победителю.

7. В борьбе у хоринских бурят проигравшим считается тот, кто дотрагивается рукой или коленом до земли — встаёт на любые три точки опоры. У агинцев соперника надо положить на лопатки.

8. Многие турагентства включили Сурхарбан в пункт своей программы и привозят на него туристов, прибывших в Бурятию в дни праздника.

9. В 2012 году, уезжая на Олимпиаду в Лондон, российские лучники взяли с собой стрелы, освященные главой Буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым.   

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях