В мировой культуре отмечают семь гениальных изобретений кочевников – брюки, колесницы, стремена, пряжку для ремня, сапоги, войлок и юрту. Жилище наших предков не зря считают лучшим жильем, что придумал человек.
В мире и по сей день войлочные жилища можно встретить во многих странах. У наших соседей монголов в столице, в Улан-Баторе, юрты прекрасно уживаются с современными многоэтажками. В Бурятии этот уникальный вид жилья подзабыт. Производством юрт занимаются единицы энтузиастов. Сегодня «Информ Полис» представляет одного из них –Бадмажаба Гындынцыренова.
– Бадмажаб, как давно вы занимаетесь изготовлением войлочных юрт и что побудило вас заняться этим ремеслом?
– Изготовлением юрт занимаюсь давно. После университета, когда устроился на работу корреспондентом в газете, начал интересоваться этим ремеслом. Искал литературу. Оказалось, что по технике изготовления юрты материалов у нас очень мало. Статьи есть, но в них детали не раскрываются. Интерес к юртам оказался не случайным. Мой прадед занимался этим ремеслом. Жил он в селе Гунэй Агинского района, звали его Санжи. Был известным мастером. Это подтолкнуло меня, мотивировало: если дед этим занимался, почему бы нам, его потомкам, этим не заняться? Понял, что технологии надо учиться у знатоков. Опросил в Агинском, Бурятии стариков, которые могли бы знать технику изготовления. Меня интересовали детали, к сожалению, знатоков этого ремесла, производства не нашлось. Все отговаривали, мол, овчина выделки не стоит. Поэтому пришлось мне ехать в Монголию. Побывал там во многих мастерских и на больших производствах. Смотрел, как всё это устроено. Вот так все и пошло. Практически всю технологию изготовления войлочных юрт перенял у монголов. Потихоньку-потихоньку, дальше – больше. Сначала было увлечением, занятием в свободное время, а сейчас вполне доходное дело.
– Получается, что это технология производства монгольских юрт? Чем бурятская юрта отличается от монгольской?
– Юрты все одинаковые. Бурятские юрты относятся к монгольскому типу. Особой разницы между ними нет. У каждого мастера свой почерк, в этом и отличие.
– Вы акцент делаете на том, что занимаетесь производством традиционных войлочных юрт. Почему?
– Я вижу, конечно, декоративные юрты, на вид красивые. Но это меня не устраивало. Меня больше интересует традиционная юрта. Юрта, изготовленная по всем канонам и старинным технологиям. Чтобы долго служила и не теряла свои качества. И сейчас я работаю именно в этом направлении. Очень бережно отношусь к традиционному ремеслу. Вообще конструкция юрты состоит из пяти деталей, это верхний круг (тооно), стойки (бахана), стропильные палки (уни), решетчатые стены (хана) и дверь. Из всех этих деталей верхний круг считается основным и имеет сакральное значение. Через верхнее отверстие в юрту попадает луч света, через него видим небо. Круг должен быть целым и невредимым. От этого зависит благосостояние семьи. Тооно передается из поколения в поколение. Верхний круг мы делаем из цельного ствола березы. Гнем древесину в круг. Такой круг считается самым прочным. Складные стенки-решетки изготавливаем из тальника, а прутики между собой скрепляются кожаными ремешками. Стропильные палки строгаем из сосновых жердей или же из тальника. Вообще тальник для юрты самый подходящий материал. Не зря же наши предки тальник назвали монгольским деревом.
– Сейчас конкуренты у вас на рынке есть?
– Когда я начинал лет 20 тому назад, можно сказать, конкурентов как таковых не было. Сейчас юрточным бизнесом занимаются многие. Основное крупное производство находится в Красноярске. Очень много юрт в Россию завозится из Монголии, редко из Киргизии. С монгольскими производителями конкурировать сложно. Они далеко вперед ушли. Бизнес поставлен на поток. Поэтому мы больше занимаемся традиционными юртами. Сохраняем аутентичность. В этом наша фишка. Все делается из местных материалов.
– Куда вы поставляете юрты и кто ваши заказчики?
– В основном у меня заказчики из Центральной России. Что интересно, юрты покупают русские. Юрты нашего производства находятся в Екатеринбурге, Липецке, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Подмосковье. И в Белоруссию отправлял. Две юрты сейчас находятся в зоне СВО на передовой. Как я заметил, юрты в большей степени берут в археологические лагеря, в парки отдыха. Там большой интерес к кочевой культуре, на западе тема Золотой Орды становится популярной.
– По современным понятиям, юрта – это очень мобильная модульная конструкция. Как быстро ее можно собрать?
– Да, юрта отличается от других жилищ своей модульностью и мобильностью. Это же жилище для кочевника. Она легко собирается и разбирается, удобна для транспортировки. Места много не занимает. Лёгкая, мобильная. Экологически чистая, есть элементы этники и экзотики. На сборку уходит в среднем один час времени. В сентябре проводили конкурс «Искусные мастера» («Дөрвөн бэрх»). Юрты строили на скорость. Первый результат показали участники из Иркутской области, они за 18 минут установили юрту. Правда, без войлока, но все равно собирали каркас полный, натягивали на него внешний чехол. В среднем все команды с задачей справились за 30 минут. До начала этих соревнований все участники прошли обучение. Они учились, как быстро и правильно ставить юрты.
– В Усть-Орде в Иркутской области для изучения краеведения открыли учебный класс в виде юрты.
– Сохранение культуры и традиций народа – это очень важно для нас. Юрта в этом случае поможет детям по-настоящему погрузиться в традиционную культуру и быт бурят. В юрте совсем другая атмосфера. Детей в городской среде, в школе, я считаю, практически невозможно этому обучить. В юрте они быстро освоят и язык, и традиции, и даже мировоззрение. Я не говорю, что надо жить в юртах. Но мы должны передавать наше наследие подрастающему поколению. В естественной среде это сделать намного эффективнее. В юрте или в процессе строительства юрты или проживания детям и взрослым тема легко запоминается. В учебном классе дети могут выучить, но они забудут на четвертый же день. А здесь они всё быстро освоят и запомнят на всю жизнь. Сейчас самый действенный способ обучения родному языку – проводить мастер-классы, тренинги, а еще лучше с выездом в загородные юрточные лагеря.
– Вы открыты для мастер-классов?
– Да. Пожалуйста. Это очень полезное, интересное дело. И, самое главное, на этом тоже можно зарабатывать. Приглашают. Часто выезжаю на мастер-классы. Есть у меня походная детская юрта.
Многие привозят юрты из Монголии, у меня покупают. В дальнейшем встает вопрос ее эксплуатации, как правильно за ней ухаживать. Очень много юрт видел на Байкале в критическом состоянии. Там климат влажный. Если идут дожди, то проливные и затяжные. Поэтому уход нужен особый. И строить надо с учетом этих факторов. Провожу консультации.
Есть сообщество в ВК. Называется «Юрта-Про. Аренда и продажа юрт. Пошив чехлов».
– Современная юрта должна быть и комфортной…
– Вообще в наше время строить надо умные юрты. Если юрта, то полностью благоустроенная должна быть. Современная технология стала всем доступна. На днях я помогал устанавливать юрту для дачи в Селенгинском районе. Там капитально подошли: и теплый пол, и вода, и климат-контроль. Намного дешевле выходит, чем строить загородный дом. Главное, быстро и бюджетно.
– Как вы считаете, почему в Бурятии не так развито ремесленничество?
– Я бы сказал, что у нас в республике так относятся не только к нашему ремеслу, но и к ремесленникам в целом. Нет никаких действенных мер поддержки. В советское время через Союз художников велась работа. Результаты мы видим до сих пор. В музеях и на выставках мы видим в основном работы советских времен. Очень мало новых работ. У нас очень богатая традиция. К сожалению, этот потенциал не используется. Ремесленничество – это такое же производство. Поэтому здесь нужна реальная поддержка. Я могу привести в пример Якутию. Собственное производство поддерживается на государственном уровне. Например, якутские ножи продаются во всем мире. Бренд раскручен. А где же наши бурятские ножи, изделия из кожи, войлока, ювелирные изделия?
Порой нам стыдно бывает встречаться с монгольскими и китайскими коллегами по ремеслу. Они далеко продвинулись – технически и технологически, в продвижении товаров мы далеко отстали от них. Обидно бывает за нашу страну. Я знаком со многими нашими мастерами, вижу их рабочие места, условия труда. Каждый варится в своем соку. Десятилетиями они не могут себе позволить приобрести инструменты, оборудование. Заказов нет. Продвижения тоже нет. Отрасль не развивается. Даже нормального помещения для работы не можем себе позволить.
И в конце нашей беседы хочу вернуться к нашим юртам. В Монголии экспорт юрт с каждым годом увеличивается. За четыре месяца 2024 года Монголия экспортировала 2088 юрт, что на 1607 штук, или в 4,3 раза, больше, чем в прошлом году. С начала текущего года только в Португалию было экспортировано 1888 юрт. И в нашу же страну завозится большое количество юрт. Ведь мы сами можем же производить и удовлетворить внутренний спрос. Производство не требует высокой технологии, а все материалы прямо на поверхности.