На прошлой неделе, 6 ноября, в Улан-Удэ дал сольный концерт известный певец, заслуженный артист РФ Кай Метов. Он исполнил свои лучшие хиты, такие как «Вспомни меня», «Роза чайная», «Где-то далеко идут дожди». Прозвучала и его визитная карточка - популярная песня Position № 2.
Артист с удовольствием общался с публикой, вспоминал важные этапы своей более чем 30-летней творческой биографии. Под его песни, исполняемые неподражаемым бархатным голосом, зрители успевали и зажигать, и время от времени переходить на медленные танцы. Музыкант выступал с живым сопровождением - на сцене вместе с ним играл гитарист, барабанщик и клавишница. Кай Метов и сам на некоторых песнях садился за синтезатор, показав тем самым талант не только автора-исполнителя, но и блестящего композитора.
Перед концертом артист пообщался с журналистом «Информ Полиса». Кай Метов рассказал, почему сейчас так востребована музыка 90-х, нравится ли ему творчество современных исполнителей и как он относится к тому, что его называют «исполнителем одного хита».
- Чаще всего вас представляют и объявляют как «звезду 90-х». Согласны ли вы с таким определением? Ведь прошли уже и нулевые, и 2010-е, сейчас 2020-е, и вы всё так же выступаете...
- Неправильно представляют. Действительно, многие артисты родом из 90-х. 90-е нас закалили, выгравировали. Но после этого, как вы правильно сказали, были и 2000-е, и 2010-е, и ни на секунду моя концертная деятельность не останавливалась. Более того, у меня сейчас даже шире география городов. Если в 90-е я ездил только по крупным городам, то сейчас мы с удовольствием приезжаем в небольшие. Должен сказать, что внутреннее ощущение такое, что я всё-таки артист сегодняшнего дня.
- Сейчас концертов больше, чем в 90-е?
- В этом году у меня очень большое количество концертов, я думаю, что сравнимо с 90-ми, а в отдельный период даже побольше будет.
- Публика на концертах - это люди, которые росли и взрослели вместе с вами? А молодёжь приходит на выступления?
- Вся наша жизнь течёт, как река, и обратного пути нет. Мы взрослеем, становимся мудрее. Понятное дело, что люди, которые в первый раз пришли на мои концерты и им понравилось выступление, потом приводят своих друзей, родственников, новое поколение своей семьи. Поэтому на концертных площадках можно видеть три, а иногда и четыре поколения. И я этому рад.
Некоторые песни, кстати, удивительная история, как бы прописаны на генетическом уровне. И даже если молодое поколение их никогда не слышало, как только их начинаю исполнять, что-то в молодых людях просыпается. Они начинают эмоционировать, и я понимаю, что у них есть какой-то внутренний ответ на это. Я думаю, что три-четыре поколения точно ходят на мои концерты.
- Многие, кто, может быть, не знаком с вашим творчеством, ассоциируют вас лишь с одной песней - Position № 2. Учитывая, что вы автор большого количества песен, не обижает ли вас это?
- Я бы не сказал, что именно с одной песней ассоциируют, но некий символизм в этом есть. Но для того и существует сольный концерт, на который люди приходят, ожидая, наверное, конкретные песни, которые более известны, более раскручены, но по ходу концерта они имеют возможность соприкоснуться и с другими песнями, и инструментальными композициями, и с акустическими версиями песен. И я думаю, что это зрителей не только не оставляет равнодушными, но, во-первых, удивляет, а во-вторых, расширяет рамки представления обо мне как об артисте. И именно потому, что они удивлены, очарованы, приходят и во второй, и в третий раз на мои концерты.
- Сегодня стали популярными так называемые «дискотеки 90-х». Хиты прошлого века всё чаще можно услышать в современных сериалах или телепередачах. В чём, по-вашему, феномен этой музыки?
- Мы обращаемся к музыке 80-х, 90-х, а подчас и 70-х, потому что в ней есть душевная изначальность. В конце 80-х и особенно в 90-х мы, артисты, стали заложниками быстро развивающихся технологий. Сначала появились первые секвенции, потом первые драм-машины, синтезаторы, огромное количество семплеров, потом программы на компьютере. И вот выросло уже, наверное, целое поколение музыкантов, у которых немного другой подход к музыке: они уже музыку называют проектами, этот проект раскрывается на мониторе, и там какие-то кубики, которые можно переставлять, копировать и делать с ними всё, что угодно. Мы, будучи заложниками всего этого дела, были, конечно, от этого зависимы, и поэтому музыка приобрела такие мультимедийно-компьютерные... не знаю, как правильно выразиться, черты. Но видно сразу, что здесь меньше, скажем, самой игры, а больше компьютеризации. Поначалу это было «вау!», потому что свежо, круто, клёво, и все в эту сторону пошли.
Потом рынок пресытился, и всё пошло, словно маятник, в обратную сторону. Мы откатились, и всё-таки на первое место вновь встала душевность, умение раскрыть песню именно в живом, а не компьютерном изложении, поэтому и произошёл некий такой откат. С удовольствием цитируются фрагменты песен и 80-х, и 90-х, и 70-х, и это здорово!
А второе, мне кажется, почему это происходит: любое поколение всё-таки генетически заточено на такую музыку, потому что долгие годы усиленно впитывалась она с помощью наших бабушек, дедушек, пап и мам, и мы не можем взять и перерезать эту нить, свою связь с этим кодом. И как только появляются обстоятельства, которые способствуют тому, что эта музыка чаще звучит, она начинает звучать и давать ответ внутри нас.
- Какую музыку слушаете сами?
- Зависит от настроения. Сейчас просто вспоминаю, что у меня в машине звучит... У меня там есть классическая музыка, скрипичный концерт, наверное, вас это удивит. У меня есть трек-лист баллад, есть современная музыка, чтобы понимать, куда всё движется. И в зависимости от настроения, от того, кто находится в моей машине, можно поставить тот или иной плей-лист. И поэтому, мне кажется, тут дело не в жанровости, а в том, насколько эта музыка тебя впечатляет, ассоциируется у тебя внутри с какими-то пережитыми моментами жизни. Чем больше этого бэкграунда, тем более востребовано то или иное звучание.
- А из современной музыки что вам нравится?
- Я слежу за всем, что сейчас происходит, и должен сказать, что есть очень много интересного, много голосистых исполнителей, много новых жанров, которые приятно удивляют. Самое главное, что при этом всём плей-лист пополнятся, но это не значит, что он выдавливает оттуда какие-то уже полюбившиеся сердцу треки.
- В сентябре вы отметили юбилей - 60 лет. Сегодня, глядя в прошлое на себя 20-летнего, можете ли сказать, что ваша мечта как артиста исполнилась?
- Очень важно, в каких обстоятельствах ты мечтаешь. Прежде чем твоя мечта осуществится, столько всего в жизни происходит, настолько меняются декорации жизни, что иногда осуществление мечты не совсем актуально и воспринимается как само собой разумеющееся. Но в этом, наверное, и есть парадокс того, что мы, мечтая, притягиваем это в свою реальность, а когда это становится нашей реальностью, то становится менее заметным и просто воспринимается как повседневная стабильная ситуация, а мы ставим себе новые задачи и снова двигаемся вперёд.
А так, конечно же, я мечтал всегда, и, думаю, не только я, но и вообще наше поколение мечтало, и многие наши мечты, конечно же, осуществились по той простой причине, что все мы коллективно приближаем наше будущее нашими мыслями и даём возможность материализоваться каким-то вещам, которых мы очень-очень желаем.
- В Улан-Удэ вы приехали уже не в первый раз. Удалось ли где-то побывать?
- Вчера (6 ноября. - Прим. авт.) мы ездили в Иволгинский дацан, с удовольствием «пообщались» с ламой Итигэловым. Вообще, прикоснулись к центру буддийской культуры России. Огромные впечатления! Большое спасибо монахам, которые уделили нам время и провели по всем храмам. Мы накупили кучу сувениров, так что впечатлений много в этот раз!
- И напоследок, что пожелаете нашим читателям?
- Здоровья, мирного неба, чтобы наши близкие были рядом, чтобы было больше хороших песен, чтобы было больше встреч и меньше расставаний! Ну и, конечно же, очень важно, чтобы мы все мечтали, наши мечты осуществлялись и чтобы мир становился лучше!