АО «Хиагда» — это самое перспективное предприятие Горнорудного дивизиона Госкорпорации «Росатом». На сегодняшний день — лидер по добыче урана в России (подобные ему есть в Забайкальском крае и в Курганской области).
Журналист «Информ Полиса» побывал на производственной площадке уранодобывающего предприятия. Его руководители провели экскурсию по объектам, а также рассказали о перспективах развития и социальных обязательствах.
В условиях вечной мерзлоты
Хиагда — это название озера, расположенного в глубине лесов Баунтовского эвенкийского района. В далёком 1947 году здесь начались первые поиски радиоактивных руд, спустя десятилетия нашли рудное поле вблизи озера Хиагда, и в 1997 году здесь, в условиях вечной мерзлоты, в местности, приравненной из-за климатических условий к Крайнему Северу, начало работу предприятие «Хиагда».
Дорога из Улан-Удэ сюда не близкая и, признаться честно, ухабистая. Путь из города до «Хиагды» занял около восьми часов. Заметно уставших журналистов представители «Хиагды» встретили в вахтовом поселке и проводили в благоустроенную гостиницу.
Уютный номер оснащён всем необходимым: душевая, туалет, чайник, телевизор, кровать, шкаф, вайфай. Дальше по коридору — просторная столовая с самыми главными блюдами: на завтрак — каша, на обед — суп, салат и второе, на ужин — гарниры с мясом, курицей или рыбой. После ужина — сон...
Рано утром, после завтрака, нас встретил в коридоре первый заместитель генерального директора АО «Хиагда» Артём Александрович Михайлов — на этот день он стал нашим личным гидом по промышленной площадке.
Первое, что бросается в глаза на территории производства, — это маленькая часовня и памятник первооткрывателям Хиагды — высокая стела с атомами на вершине и ряд огромных камней у подножия стелы с наименованиями месторождений.
— К 25-летию предприятия мы объявили внутренний конкурс на создание лучшего проекта памятника первооткрывателям Хиагды, — рассказывает Артём Александрович. — В итоге автором монумента стал Николай Иннокентьевич Макковеев, один из первооткрывателей Хиагды, который сам работал в геологической партии «130». Восемь огромных камней рядом символизируют месторождения Хиагдинского рудного поля. Все они привезены с реки Витим.
Далее мы садимся в вахтовку, едем 20 километров до строящегося Дыбрынского месторождения.
Экологически безопасно и экономически выгодно
Представление увидеть здесь груды земли и десятки бульдозеров тут же отпало. Уран будут добывать иным способом (как это делают на действующих месторождениях).
— Этот способ добычи называется методом скважинного подземного выщелачивания. Рабочий раствор — слабокислый раствор серной кислоты и окислитель — подаётся под землю в закачные скважины, из других — откачных — насосами поднимается обратно, но только уже с содержанием урана, — объясняет заместитель гендиректора. — Это экологически безопасная и экономически выгодная технология во всём мире. Этот способ экологически безопасен тем, что мы не вскрываем карьеры, не поднимаем большие объёмы горнорудной массы. Безопасен он и с точки зрения охраны труда.
Такая технология имеет ряд преимуществ перед открытой или шахтной добычей урана: отсутствие хвостов и отвалов, минимальное воздействие на поверхность добычных полей, замкнутый цикл движения технологических растворов. При выщелачивании урана другие радиоактивные вещества остаются глубоко под землёй.
Сегодня Дыбрынское месторождение уже практически готово к работе, ориентировочно в декабре предприятие ждёт важная процедура — получение лицензии. Только после этого здесь планируют начать масштабную работу.
Перспективы на десятилетия
У помещения с множеством труб и насосов — ЛСУ (локально-сорбционная установка) нас встретил Евгений Александрович Гурулёв, первый заместитель генерального директора — главный инженер АО «Хиагда». На его плечах лежит контроль за всем производственным процессом и выпуском готовой продукции.
— Мы с вами находимся в пределах Витимского урановорудного района, его потенциал по урану самый высокий в Российской Федерации. Запасов хватит примерно на 100–150 лет, — говорит он. — У нас сейчас ряд лицензий на разработку месторождений, но здесь есть и объекты, которые будут разрабатываться ближе к 2030 году. Перспективы развития здесь на десятилетия. На Дыбрынском месторождении строится и добычной, и перерабатывающий комплексы. Планируется, что в 2025 году оно будет введено в эксплуатацию. Работа любого месторождения рассчитана примерно на 7–9 лет.
Здесь же нам коротко объяснили процесс получения урана: всё, что добывается из-под земли, поступает в ЛСУ, насосами поднимаются растворы, подаются в сорбционные колонны, в которых находится ионно-обменная смола, по принципу губки впитывающая в себя частицы урана; далее смола перевозится в главный корпус, где производится съём металла со смолы, после чего смолу привозят обратно в сорбционные колонны.
Как уже было сказано выше, «жизнь» одного месторождения длится до девяти лет. После этого производится рекультивация. А дальше природа сама наведёт порядок в этом месте — уже через несколько лет здесь вырастут молодые берёзы и лиственницы. Высаживать здесь что-то целенаправленно необходимости нет.
— Тем не менее мы занимаемся компенсационным лесовосстановлением. В этом году высадили 840 гектаров леса на территории Бурятии, — отметил Артём Михайлов. — Заходя на месторождение, мы работаем рядом с водными источниками. И по законодательству считается, что мы можем нанести этим вред, поэтому нами производится также компенсационное зарыбление рек. К примеру, в этом году в Селенгу выпустили мальков краснокнижного осётра.
Автоматизированный процесс
После перспективного Дыбрынского месторождения нас пригласили на участок переработки продуктивных растворов. Начальник участка Евгений Сорокин встретил журналистов в операторском кабинете и объяснил принцип систематизированной работы.
— Здесь стоят мониторы, пульт управления. Аппаратчик полностью контролирует и визуализирует весь технологический процесс участка по переработке продуктивных растворов, — объясняет Евгений. — Также в автоматическом режиме он производит запуск и передвижение сорбента, видит все технологические растворы, которые подаются из полигона и по позициям в главном корпусе. Всё полностью находится под контролем. Во всём корпусе находятся только два человека, которые видят и управляют всем технологическим процессом.
Стоит отметить, что АО «Хиагда» активно осваивает цифровые технологии на производстве. Например, в конце 2018 года предприятие запустило первый в России «Умный полигон». Проект позволяет повысить производительность труда и экономическую эффективность добычи. В начале 2020 года здесь утвердили очередное ноу-хау — «умные каски», благодаря которым мастер может наблюдать за перемещением сотрудников и своевременно принимать необходимые решения.
Ничего опасного!
На заводе по производству серной кислоты нам показали весь сложный для простого обывателя процесс получения серной кислоты. Если говорить кратко, то гранулированная сера проходит стадии плавления, фильтрации, окисления и так далее, чтобы на выходе получился готовый жидкий продукт.
— Многие ассоциируют «Хиагду» с какими-то опасными факторами, но те реагенты, которые мы используем, безобидны, — говорит Артём Михайлов, взяв в руки щепотку серы из мешка. — Как видите, рука у меня при этом не обожглась. Сера, которая идёт на производство серной кислоты, также, например, используется для удобрений, она идёт на изготовление автомобильных шин, разной резиновой продукции. Аммиачная селитра используется для удобрений, технический нитрит натрия, который мы используем в качестве окислителя, добавляется в колбасу, чтобы она дольше сохранялась. То есть всё это так или иначе встречается в быту.
На заводе по производству серной кислоты тоже внедрены современные технологии. В операторской работают один-два человека, которые наблюдают за процессом производства серной кислоты через мониторы. Проект программы дистанционного управления работает как искусственный интеллект — в ней зашиты все процессы и параметры, которые программа самостоятельно регулирует, оператор только осуществляет контроль.
От аппаратчика до начальника
Практически все работники «Хиагды» — жители Бурятии и Забайкалья, есть рабочие из Иркутска и, конечно же, из ближайших посёлков района. Трудятся они вахтой — 15 через 15 дней. Автобус доставляет сотрудников напрямую из Читы. В ближайшем будущем планируется наладить маршрут из Улан-Удэ, как и открыть там же представительский офис.
Живут работники в общежитии, где есть отопление, горячая вода, тренажерный зал, столовая, прачечная. Средний возраст сотрудников — 39 лет.
— Наша организация даёт возможность молодым специалистам развиваться. В нашей практике не заложено, чтобы мы привлекали сотрудников из других организаций. Мы стараемся развивать свои кадровые резервы самостоятельно, делая акцент на потенциальных ребятах, которые могут себя проявить, развиваем их, обучаем прямо на месте, — объясняет руководство завода.
Оператору дистанционного пульта управления на заводе по производству серной кислоты Руслану Вереху 26 лет. Он тоже начинал трудиться аппаратчиком подготовки сырья, потом обучился на оператора. Такой шаг в работе молодой человек сделал за пару лет.
— Мои близкие гордятся тем, что я работаю в атомной промышленности. Они поддерживают меня в этом. Плюс огромный — работать в такой большой компании и вообще в атомной промышленности. Это дорогого стоит, потому что и зарплата хорошая, и график работы очень удобный, и социальный пакет, отпуск, карьерный рост, — говорит Руслан.
Важные итоги
Итогом нашего короткого, но очень продуктивного визита в «Хиагду» стала встреча с генеральным директором Анатолием Николаевичем Михайловым.
Анатолий Михайлов — выпускник горного факультета ЗабГУ в Чите. В «Хиагду» он пришёл в 2009 году в качестве оператора участка добычи продуктивных растворов, потом стал мастером, затем начальником этого участка, главным инженером цеха подземного выщелачивания, начальником цеха, первым заместителем генерального директора — главным инженером. Сегодня Анатолий Николаевич возглавляет одно из перспективных предприятий по добыче урана в России.
На встрече Анатолий Николаевич озвучил важные цифры, перспективы и показатели, которых достигло АО «Хиагда» за более чем четверть века работы.
— По итогам 2023 года мы вышли на первое место по добыче урана в России, в этом году ещё чуть-чуть набираем оборот — увеличиваем производство на 3 % и на этом уровне будем работать в ближайшие десятилетия. Перспективы развития предприятия имеются — мы ещё не вовлекли в работу три месторождения. После строительства Дыбрынского месторождения инфраструктура пойдёт на север. Работа в этом плане со стороны государства ведётся по поисково-разведочным работам, в дальнейшем будут вовлекаться в отработку новые месторождения, это уже перспектива на 2040-е и далее.
Говоря о социальных обязательствах, Анатолий Михайлов подчеркнул, что АО «Хиагда» — второе в Бурятии среди предприятий недропользования по налоговым отчислениям.
— С Баунтовским эвенкийским районом мы подписываем ежегодное соглашение на 7,5 млн рублей — все деньги идут на социальные объекты, оборудование, технику, ремонты и так далее. В основном оказывается помощь детским садам, школам, иным учебным заведениям. С республикой мы заключили соглашение о ремонте трёх мостов по дороге Чита — Романовка — Улан-Удэ. В Романовке ведется бурение скважины под питьевую воду, — сообщил генеральный директор. — На эти цели в 2024 году выделено 75 млн рублей.
Всего же за годы сотрудничества реализовано несколько десятков социально значимых инициатив, среди которых — приобретение вездехода для доставки продуктов в Усть-Джилинду, строительство моста через реку Витим в Романовке, приобретение тренажера для обучения машинистов-экскаваторщиков при Баунтовском филиале Байкальского колледжа недропользования, ремонт и отсыпка внутрипоселковых дорог, благоустройство парков, строительство домов для молодых специалистов и т. д.
Среди внутренних перспектив в «Хиагде» продолжается строительство вахтового посёлка на 60 человек, дополнительного гаражного бокса. Отдельное направление — развитие промышленного туризма в регионе. Предприятие уже приняло на своей площадке представителей ведущих предприятий республики, а также школьников и педагогов Баунтовского района.
Провожает нас «Хиагда» внезапным сильным снегопадом. Метель обрушилась за считанные минуты, ведь ещё недавно светило солнце. Но такие условия лишь говорят о том, что тут работают сильные, выносливые и трудолюбивые люди.
Подводя итог визита в АО «Хиагда», хочется сказать, что это предприятие — не только чётко выстроенная система производства, но и перспектива на улучшение жизни в нашем регионе, рабочие места для сотен человек и огромный потенциал для всей страны.