С этим умельцем свёл меня случай, а точнее, моя сестренка, которая учится в музыкальной школе по классу домра. С самого начала ей не везло с инструментом. Приобретенный в магазине, он был неудобным, с плохим звуком и к концу учебного года просто развалился. Вторая магазинная домра оказалась не лучше, в скором времени тоже пришла в негодность. Срочно нужен был хороший инструмент, и тогда нам подсказали адрес мастерской Сергея Петровича Шарова. Домра нашу ученицу привела в полный восторг, и она с ней не расстается до сих пор: играет дома, в школе и на концертах в оркестре.
Хочу наших читателей поближе познакомить с этим удивительным человеком.
– Сергей, у вас очень редкая профессия. Как вы пришли в неё? Когда собрали свой первый музыкальный инструмент? Что это был за инструмент?
– Первый инструмент мной был изготовлен еще в начале 70-х годов, когда учился в седьмом классе. Это была электрогитара. А затем я их начал делать регулярно. Будучи студентом электротехнического факультета ВСТИ, играл в вокально-инструментальной группе на гитаре и знал требования к этим инструментам. Изготавливал акустические и электрогитары. В 80-х мне их уже заказывали музыканты. Однажды меня даже предупредили в ОВД, чтобы я прекратил это дело, иначе посадят.
– Почему посадят?
– Такие времена были – не положено. Нельзя было заниматься индивидуальным предпринимательством в те годы. Хотя гитары изготавливал в свободное от работы время. Но наступили другие времена, в 1992 году я открыл мастерскую и стал работать официально. До 2005 года делали только гитары, но постепенно перешли на русские народные, также изготавливаем бурятские.
– Почему вы отказались от гитар и решили заняться производством народных музыкальных инструментов?
– Ну, электрогитара – инструмент специфический. Я же в ресторане играл, в коллективе. Это тогда надо было. Акустическая гитара – она как бы широкого потребления. Все на ней играют. А я стремился к массовому производству, поэтому мой выбор пал на народные инструменты.
– Сейчас вы известный мастер. Когда пришло признание вашего мастерства?
– Так я еще с гитарами был известен. Можно сказать, «сарафанное радио» помогло и интернет. Мои инструменты видят, на них играют, они нравятся. Музыканты передают информацию друг другу, начинают мне звонить, заказывать. Преподаватели для своих школ начали заказывать... Внутри каждого инструмента ярлык с нашими данными. Вот так всё пошло и поехало. Это же десятилетиями всё достигается. А потом в конкурсах я участвовал. На всероссийском конкурсе «Красноярск собирает мастеров» в номинации «Домра малая» в 2017 году занял первое место, в 2019 году – первое и второе места. Сейчас работаю по заказам профессиональных музыкантов и учебных заведений страны.
– А это правда, что ваш инструмент был преподнесен иллюзионисту Дэвиду Копперфильду во время его гастролей по России?
– Не в курсе. Это когда было?
– Он гастролировал по России в 1997 году. В интернете так и написано: «Именно музыкальный инструмент Шарова был преподнесен иллюзионисту Дэвиду Копперфильду во время его гастролей по России».
– Тогда мы производили гитары и наши инструменты были у многих гитаристов России, может, кто-то из них подарил. Если это так, то очень приятно.
– Вы подсчёт ведете изготовленным вами инструментам?
– Сколько – точно не знаю, но могу сказать, что с коллегами за 30 лет сделали массу инструментов для музыкальных школ, училищ и высших учебных заведений всей страны. Например, изготовлен оркестр народных инструментов для Новосибирской государственной консерватории, Арктического института искусств в Якутске… В наших институте культуры, музучилище, колледже искусств и во всех музыкальных школах, а также во многих училищах и ДШИ разных регионов России, в ансамблях «Байкал» и «Забава» играют на наших инструментах. На них музыканты становились лауреатами разных конкурсов – и региональных, и российских. Не только на русских народных инструментах играют, но и на бурятских. Почти все чанзы театра «Байкал» из нашей мастерской, в Агинском, Усть-Ордынском округах тоже моих много. Оттуда, кстати, больше берут наших инструментов, чем здесь, на родине. Представляешь?
– Почему так происходит?
– Финансирование у них больше. Они покупают инструменты качественные, дорогие. А у нас это делают от случая к случаю, редко. Иркутск много приобрел инструментов. В нашей республике самая большая проблема – недостаточное финансирование. Дети играют порой на раздолбанном ширпотребе. Приобрести новые инструменты для школ – огромная проблема. Хоть бы какую-то отдельную статью местного уровня под них сделали. У школ будут деньги, они смогут себе позволить выбрать хорошие инструменты. А какой смысл в дешевом ширпотребе? Ребенок же на нем ни играть, ни звуки извлечь не может. Пальцы сломаешь на этих струнах. Они высоко расположены, неудобные, толстый гриф…
– Чем ваши инструменты отличаются от заводских? Почему музыканты отдают им предпочтение?
– Мастеровые инструменты отличаются от заводских качеством материала и качеством изготовления. Прежде всего, конечно, качеством. Ну, красота там, пригонка. Вот «Мерседес» и «Запорожец». Соглашусь, что сравнение некорректное, так как машины разных классов. Так и мастеровые с заводскими инструментами классом отличаются, звуком. Мы делаем концертные инструменты. Почему наши инструменты ученические везде нарасхват? В Москве очередь за ними на полгода-год вперед. Потому что у нас подход одинаковый, что к концертным, что к ученическим. То есть все пригонки, подгонки – всё чётко. Они отличаются только дорогим материалом. Еще мы делаем специально для самых маленьких инструменты категории «юниор». Они уменьшенные такие, чтобы малыши начинали на них играть. Такие не продаются в магазинах вообще. Это только под заказ.
– У вас большая команда? Где обучаетесь этому ремеслу?
– В нашей команде пять человек. 30 лет вместе работаем. Обучаемся здесь, на месте. За эти десятилетия «перетасовались» уже. Каждый на своем месте. Работа специфическая. Сложная, кропотливая. Не каждый выдержит. Наш коллектив проверен временем, вместе через многое прошли.
Сергей Шаров известен и своими благими делами. В феврале прошлого года музыкальной школе № 1 города Горловки в качестве гуманитарной помощи были переданы балалайка и домра, изготовленные в мастерской Сергея Петровича. Также были отправлены в Донецк альтовые инструменты.
Вот как этот поступок оценила преподаватель школы Маргарита Лаврик:
– Этот сказочный инструмент прибыл в нашу музыкальную школу из Улан-Удэ как гуманитарная помощь. Создатель этой чудесной домры – мастер Сергей Петрович Шаров. Когда-то я окончила Донецкую консерваторию как домристка, но жизнь сложилась так, что уже около 30 лет я преподаю и играю на гитаре. А с появлением в нашей школе этого прекрасного инструмента моя жизнь расцвела новыми красками, и я снова заиграла на домре! И теперь какие бы орудия ни грохотали за окном, я беру в руки домру, и всё – война, обстрелы, тяжелые новости, нехватка воды – всё отступает на задний план! И ещё, наконец я могу поиграть в дуэте со своим мужем Сергеем Лавриком, блестящим концертмейстером. Хочу передать низкий поклон мастеру Сергею Петровичу Шарову за этот драгоценный дар и пожелать ему долгих лет жизни! И я глубоко верю, что скоро закончится эта война и мы будем учить детей не онлайн, а в школе, и тогда в прекрасном большом зале нашей школы зазвучит голос этой чудесной домры!
Лучше и не скажешь.