УланУдэ
7259

Вдохновлено бабушками, переосмыслено внуками

Девушка из Улан-Удэ создает экологичную национальную одежду из лоскутков

Фото из архива героини материала

“Когда я уставала от Москвы, мне хотелось все бросить и уехать на родину, в бурятскую деревню. Шить там с местными женщинами лоскутные изделия, как это делала бабушка. Эти мысли грели изнутри” – вспоминает Екатерина. Вот уже шесть лет она живет на два города – Москву и Улан-Удэ. И недавно ее мечты о шитье стали реальностью. Девушка открыла свой цех “Дарсаг”, где отшивают уникальные жилеты в национальном стиле.

Собирала обрезки тканей

Рисовать и придумывать одежду Катя любила с детства. Тогда с одеждой было туго, а на страницах ее тетрадок воплощались самые смелые и яркие образы. Отучившись на социального антрополога в Москве, девушка вернулась в родной Улан-Удэ и решила связать жизнь с модой. В магазин одежды она устроилась продавцом, но уже через четыре месяца стала управляющей. Работа, как и мечтала Катя, была напрямую связана с модой. 

Вскоре магазин решил открыть свой интернет-каталог. Запустить сайт предстояло с нуля и Кате предложили взяться за проект. Так и случился новый этап – переезд в Москву. Суета столичных будней изматывала. Добираться до офиса приходилось по 3-4 часа, а быстрый ритм жизни напрягал. Катя скучала по Бурятии. 

– В периоды, когда я сильно уставала, мне хотелось все бросить и уехать на родину, в бурятскую деревню. Шить там с местными женщинами лоскутные изделия, как это делала бабушка по папе. Она шила лоскутные одеяла. Я тогда не придавала большого значения этим мыслям, но они меня поддерживали и грели изнутри, – вспоминает девушка.

А времени для мыслей особо не было. В офисе кипела работа. Катя работала с экологичным брендом и большое внимание там уделяли переработке сырья. Сортировка тоже лежала на плечах Кати. Вместо того, чтобы окончательно устать от бесконечных контейнеров, она погрузилась в процесс.

– Единственное, что не шло на переработку – образцы тканей – отрезки разных размеров, их по заказу присылают из разных городов и стран. Они нужны для подбора материалов для новой коллекции. После использования мы передавали их на детские поделки в сады и школы. Но бывало и так, что они оставались в офисе. Мне было жалко их, и в какой-то момент, я стала их собирать. Помню как дизайнер отдирал их от бумаги и бережно передавал мне, – рассказывает Екатерина. 

Вскоре разноцветные лоскутки сложились в ее голове в единый проект – цех по пошиву национальной одежды на современный лад. С техникой шитья она определилась сразу, отдав предпочтение пэтчворку. Тут и пригодились лоскутки, которые Катя бережно собирала в офисе.  

Пэтчворк – вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). 

Как у бабушки

Но что именно шить? Пэтчворк подойдет не для каждой модели национальной одежды, а лоскутных одеял на рынке и без того много. Тогда Катя решила вдохновиться образами своих тункинских бабушек, с которыми проводила все каникулы напролет. 

– Хотелось использовать накопленные образцы тканей, которые ждали свой звездный час и пожившие материалы тоже. Что если совместить разные важные для меня «слои» смыслов и слить это в одно изделие? В голову пришел образ хантазов – утепленных безрукавок, которые нам в детстве шили бабушки. Помню, бабушка говорила: «главное, чтобы спина была в тепле». В Бурятии и до сих пор носят хантууза дома, на огороде, на выход, – отмечает Екатерина.

Хантууз (на тункинском диалекте хантаз) – безрукавка, которая была распространена у кочевых народов. Она была обязательной частью одежды замужних женщин как праздничной, так и домашней, будничной. Зимой ее носили поверх шубы или халата, а летом поверх рубахи и штанов или платья (тэрглика). В народе считалось, что женщина не должна показывать волосы, одинаково и спину небу — поэтому голова женщины всегда была покрыта шапочкой, а спина — безрукавкой.

К созданию одежды девушка подошла тщательно: хотелось, чтобы историческая точность была в каждом стежке. Тонкости изготовления хантуузов она узнавала в библиотеке. Одну за одной Катя читала книги о бурятском национальном костюме и вскоре стала настоящим экспертом своего дела. Привычный “бабушкин” хантууз в ее руках стал современным и стильным изделием. В него Екатерина заложила сразу несколько смыслов.

– Первый – это дань предкам. Моя бабушка шила в технике пэтчворк, да и в целом еще до нашей эры люди скрепляли между собой куски шкур животных, это тоже пэтчворк. Второй – это эстетика традиционной буддийской Сангхи. При создании хантууза мы выбираем такие цвета и оттенки как терракотовый, горчичный. Их носили наши предки. Третий – это экология. Мы живем в эру перепотребления, поэтому стараемся не производить столько, чтобы не было остатков – все расходники пускаем в дело, – рассказывает Екатерина.

Для нее каждый лоскуток – это больше, чем кусочек ткани. Пожив в Москве, Катя поняла, как важно беречь родную культуру и помнить о доме. И для кого-то безрукавки от “Дарсаг” как раз-таки этот кусочек дома, который согреет в непогоду и подарит тепло бурятского солнышка. 

– Если говорить о смыслах, то каждый человек многогранный – он состоит из “лоскутов”, он своего рода паззл, и в пэтчворк-изделиях та же идея. Это еще и о памяти. Мои бабушки, которых сейчас нет в живых, носили хантууза. А я делаю и ношу хантууза, потому что хочу помнить их и чтобы молодые поколения не забывали про такой элемент бурятской одежды, – говорит девушка. 

От лоскутка до хантууза

В общем, миссия была масштабной. Создать одежду из лоскутков, да еще и с исторической основой – дело непростое. Каждое изделие – это целый трудоемкий процесс. Начинается все с заказа. Клиент выбирает модель и цвета, а дальше происходит подбор ткани. Важный этап – декатировка ткани – ее замачивают в прохладной воде, а затем дают ей стечь. Дело в том, что в технике пэтчворк сочетаются разные виды тканей, чтобы все они сидели плотно друг к другу и не садились при стирке, нужна декатировка. 

При пошиве хантууза самого ходового размера М, нужно 132 лоскутка. Помимо этого, “Дарсаг” шьет цельные безрукавки.

– Наши хантууза утеплены альполюксом, он не скатывается при стирке и очень хорошо сохраняет тепло. Хочется, чтобы люди носили наши изделия в походах и трекингах, ездили на фестивали. Поэтому мы делаем каждый жилет максимально практичным: они теплые, комфортные и легко умещаются в багаже. Наши хантууза уже побывали в итальянских и швейцарских альпах! И это тоже один из наших принципов: хантууза – не только про самовыражение, но и про удобство, комфорт, тепло, – отмечает Екатерина.

Сшито пенсионерами

Есть у цеха “Дарсаг” и отдельный социальный проект, он называется “Сашико”. Все изделия для него шьют пенсионеры из переработанных материалов, а прибыль – полностью забирают. Специально для “Сашико” Екатерина закупает “пожившую” джинсу в секонд-хэндах, после переработки она обретает новую жизнь в руках пенсионеров.

Сейчас в проекте “Сашико” работают швея, бригадир и три вышивальщицы. Они творят как настоящие художники, а каждое изделие – это полет их фантазии.

– Они сами шьют жилеты и кимоно, вручную расшивают их, а мы затем продаем их и отдаем прибыль мастерам. Это такая социальная инициатива: хочется, чтобы у пенсионеров был дополнительный заработок, они могли путешествовать или что-то себе покупать. Я знаю, что одна бабушка копит на поездку в Санкт-Петербург, потому что за 70 лет там не бывала. И, вот знаете, так посмотришь на европейских или китайских пенсионеров – они путешествуют. Почему наши бурятские бабушки и дедушки не могут себе это позволить? Мы хотим хоть немного повлиять на это, – говорит Екатерина. 

Для нее очень важно, чтобы пенсионеры творили. Именно поэтому заказы их цех не принимает: они шьют, а уже затем продают готовые изделия. В вышивке пенсионеры чаще всего используют буддийские мотивы – национальные орнаменты, соёмбо, узоры.

Как считает сама Екатерина, показать красоту Бурятии и ее культуры нужно всему миру. И для этого важно бережно хранить и воссоздавать такие традиции прошлого как керамика, работа по дереву, национальные костюмы. Именно в них заложен уникальный культурный код, который нам предстоит передать своим детям. 

– Я плохо знала бурятский язык, но начала ходить в разговорный клуб и подтянула знания. Этим летом даже поговорила с женщиной из Монголии. Она спросила, как дойти до ламы. И я ей помогла! Вы не представляете, как я была счастлива, что могу понимать и изъяснять свои мысли. Ну и как социальный антрополог, я считаю, что важно знать наши традиции, разговаривать на бурятском. Одежда, керамика, развитие бурятского языка – все это помогает сохранить наше наследие. У нас все меньше и меньше настоящих источников, которые могут рассказать про какие-то особенности нашей культуры. И их нужно беречь, – уверена Екатерина. 

К слову, “Дарсаг” с этой миссией справляется: изделия заказывают не только в Бурятии, но и люди из Москвы и Санкт-Петербурга. Бывало, что оформлять доставку приходилось в Польшу и даже Париж. По словам Екатерины, чаще всего ее изделиями интересуются люди творческие. Многие зачастую не знакомы с культурой Бурятии, но сделав заказ, интересуются и погружаются в нее. 

Из Бурятии с любовью

Сама Катя говорит, что на модные подиумы не стремится – изделия “Дарсаг” больше о природе, путешествиях и тепле родного дома. Ее привлекает выставляться на этно-маркетах и показывать свои хантууза на фестивалях. А вот по техникам шитья у нее большие планы. 

– Хотелось бы попробовать начать шить не из прямоугольных лоскутов, а из неидеальных – мы уже с пенсионерами потихоньку пробуем это при изготовлении сумок. Шьем из остатков и хотим продолжить это осваивать. Есть идея попробовать взаимодействовать с людьми из районов. Интересно работать с бурятскими ремесленниками, своими земляками. Чтобы они имели дополнительный доход и продавать это за пределами Бурятии, чтобы как можно больше людей узнавали о бурятской культуре и креативе, – говорит Екатерина.  

Из лоскутков эта девушка создает не просто национальную одежду, а целую вселенную с десятком смыслов. Но какой “лоскуток” – смысл – не взять, он будет о любви к родной земле. К ее культуре, людям, природе, истории. Переживания и скучания по Родине и своим тункинским бабушкам Екатерина воплотила в современный, экологичный и очень заботливый проект “Дарсаг”. 

Девиз проекта полностью отражает его суть – “Вдохновлено бабушками Бурятии, переосмыслено внуками”.

Автор: Александра Муромцева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях