Социальный предприниматель, общественник Эдуард Баторов собирается открыть мастерскую по производству и ремонту средств технической реабилитации (СТР) для инвалидов. Он просит помощи земляков в этом важном деле, ведь людей с ограниченными возможностями в период СВО становится всё больше.
Сам Эдуард после страшной аварии уже 16 лет прикован к инвалидному креслу. Мужчина сломал позвоночник. Познав все «прелести» жизни с ограничениями, он не опустил руки, а занялся проблемами безбарьерной среды, а также разработал и запатентовал антивандальную тротуарную плитку. Теперь собирается более адресно помогать людям с инвалидностью.
Становясь инвалидами, остаются одни
- Эдуард, как возникла идея открыть мастерскую?
- Инвалиды всех групп - это, как правило, люди, которые испытывают проблемы с передвижением и нуждаются в специальных устройствах. К таким приспособлениям относятся инвалидные кресла, всевозможные ходунки и параподиумы, экзоскелеты, вертикализаторы и прочие - их очень много. Экзоскелет, например, очень дорогой агрегат. Речь тут идёт о миллионах рублей.
Мне бы хотелось, чтобы у инвалидов Бурятии была своя мастерская, где они могут заказать устройство именно под себя, ведь у каждого из них свои особенности. При этом у человека будет возможность отремонтировать устройство в случае поломки, не обращаясь в другой регион.
Многие люди, становясь инвалидами, остаются одни. Им нужно как-то справляться с элементарными бытовыми делами, самостоятельно обслуживать себя, перемещаться удобно хотя бы в рамках своего жилья. Если в доме инвалидов, к примеру, всё достаточно хорошо обустроено - пандусы, поручни, широкие дверные проёмы, то те, кто проживает в своей квартире или доме, испытывают большие сложности с передвижением. Им трудно, а порой невозможно выйти на улицу. Они становятся заложниками своего положения.
Именно для таких людей я хочу создать своё бюро по изготовлению средств технической реабилитации, их дооборудованию и улучшению. Дать им свободу передвижения, общения, а для кого-то возможность трудоустройства.
- Что вы имеете в виду под дооборудованием и улучшением СТР?
- Простой пример. Как можно улучшить обычную инвалидную коляску? Это я знаю по своему опыту. Я бы, например, сделал съёмный козырёк, так как во время дождя или снегопада я с головы до ног мокну - у меня нет возможности взять зонт, заняты руки. Козырёк пригодился бы и летом, во время солнцепёка.
Также я бы сделал себе зеркало заднего вида. В городе много самокатчиков и велосипедистов. Когда ты движешься по тротуару, должен видеть, что происходит сзади. Ты не можешь легко обернуться, не развернув коляску, а самокатчик на большой скорости не может быстро остановиться. Это опасно для вас обоих.
Есть пример, нет средств
- Чего не хватает для открытия конструкторского бюро?
- Не хватает в первую очередь средств. Всё упирается в деньги. Если участвовать в каких-то грантовых мероприятиях, это очень долго и нет гарантии, что ты выиграешь. В каких-то случаях нужно софинансировать. То есть, чтобы получить деньги на открытие дела, у меня должны быть свои средства. Соотношение может быть и 50*50.
Нужно порядка 10 млн рублей: часть из них - на аренду помещения, часть - на оборудование для работы, часть - на зарплаты мастерам. Электроэнергия, налоги, логистика, расходные материалы, пандус на входе в бюро, чтобы люди могли посещать нас, туалет для работников - затрат очень много. Но дело нужное. Мне потребуются специалисты в области IT, сварщики, токари и другие. Среди инвалидов много специалистов, которых можно было бы пригласить на работу.
- В России есть такие мастерские? В своём плане вы на кого-то ориентируетесь?
- Да, такие заводы в России, как правило, открывают люди, которые сами испытывают подобные сложности. То есть спасение утопающего - дело рук самого утопающего.
В Калининграде есть завод Observer. Его открыл и основал инвалид-колясочник Роман. В прошлом он военный лётчик, однажды упал на параплане и получил повреждение шейного позвонка. Он смог организовать производство и изготовление колясок как электрических, так и механических, а также других СТР. Там же при заводе организованы курсы реабилитации, построены домики для проживания на время реабилитации.
По их примеру я бы тоже хотел организовать реабилитацию инвалидов. Вернее, уже работаю в этом направлении, есть хорошие знакомые специалисты, готовые участвовать в этом.
- То есть в Бурятии нет даже подобных мастерских?
- Нет. А если у инвалида сломается единственная коляска, что ему делать? Некуда позвонить, не к кому обратиться. Нужен не только ремонт, но и служба доставки. А на время ремонта нужен прокат.
Также я всё-таки хотел бы запустить производство своей тротуарной плитки и других строительских материалов нового типа, нового качества. Плитка - это моя разработка, которая, к сожалению, не нашла поддержки у властей.
Говорят, с доступной средой всё хорошо
- Куда вы обращались со своей разработкой?
- В мэрию, комитет городского хозяйства. Просил, чтобы моё изобретение приняли и поддержали. Но мне сказали, что пока это не интересно, не нужно. Что у нас с доступной средой всё хорошо.
Теперь я ни на кого не надеюсь. Хотя есть огромное желание работать и быть полезным. Изменить хоть что-то для инвалидов-колясочников, так как я сам им являюсь. А с учётом того, что сейчас много бойцов возвращаются и будут возвращаться с СВО, это очень важно. Многие лишились конечностей, получили другие серьёзные ранения. Их жизни изменились коренным образом. Мы должны помочь им не только адаптироваться к жизни, но и найти работу. Создавать действительно адаптивную трудовую среду - то, чего у нас нет.
- Вы уже присмотрели какое-то помещение?
- Помещение будет найдено тогда, когда будут средства. Потому что я не могу его зарезервировать, иначе меня спросят, когда мы заедем.
Рассматривать буду разные варианты. Конечно, в центре города было бы идеально, но это дорого. Если на удалении от центра, то страдает доступность - транспортная, пешеходная. Для наших людей будет удобнее и дешевле, если откроется собственная мастерская. Эта помощь должна быть доступна и для жителей районов, отдалённых сёл.
Обычно я вношу свои предложения и идеи без критики и жалоб. Моя позиция проста. Если есть возможность сделать, почему бы не сделать?
Эдуард - инвалид-колясочник, директор ООО «Трудовые резервы», член «Боевого братства» Бурятии, «Опоры России», Всероссийского общества инвалидов.
Как помочь создать мастерскую?
Номер счёта (Сбербанк): 2202 2003 4627 1529
Мобильный банк: +79246556905 (Эдуард Баирович Б.).