Да, построено за последние шесть лет действительно много. Но и без проблем в строительной отрасли не обойтись. В Бурятии хватает долгостроев, а кадровый голод “тормозит” стройки и затягивает сроки сдачи объектов. Почему он возникает и есть ли надежда, что от дефицита кадров мы скоро забудем? На эти вопросы – отвечали эксперты.
“Реконструкция всегда сложнее”
Один из самых наболевших объектов Бурятии – театр “Ульгэр”. Еще в 2022 году его закрыли на реконструкцию и планировали быстро завершить процесс. Но вот уже второй год торжественное открытие знаменитого театра кукол откладывается. Как пояснил начальник УКС Анатолий Урбанов, никто не ожидал, что реконструкция окажется настолько непростым процессом.
– Реконструкция всегда сложнее, чем строительство. Все стараются, чтобы объект был максимально приближен к своему первоначальному состоянию и, порой, даже идут на удорожание, смену подрядчиков, перенос сроков. Так вышло и с театром “Ульгэр”. По ходу выполнения работ возникли трудности: не хватало рабочих, срывались сроки поставки материалов. Сейчас осталось провести в основном отделочные работы и монтаж механики. Объект готов на 80%. Надеюсь, что весной этого года театр уже заработает, – рассказал он.
Свои коррективы в работу строительной отрасли внесли и западные санкции. С рынка исчезли иностранные строительные материалы и техника, что тоже значительно повлияло на срок сдачи объектов. К тому же выросли цены: потребовалось вносить правки в проектно-сметную документацию и искать деньги на новые материалы и оборудование.
“Приходится уговаривать”
Но куда серьезней образовавшаяся проблема кадрового дефицита в строительной отрасли. Все профессионалы – от строителей до инженеров – предпочитают работу с частниками. Причина проста: с частников меньше спроса. Они не работают с федеральными средствами, а потому от них требуют отчетов, на них не проводят проверки, им не приходится заполнять сотни документов. Поэтому найти подрядчика, который возьмется за государственный объект, бывает совсем непросто.
– Эта проблема существует не только в Бурятии, она актуальна для всех регионов России. Сейчас у нас в республике требуются инженеры, архитекторы, проектировщики, сметчики, прорабы, сварщики, бетонщики, арматурщики, плотники, каменщики и многие другие. Зарплаты хорошие, но люди работать не идут. В целом, профессия строителей теряет популярность, все меньше абитуриентов поступают на строительный, – отметил врио министра строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Бурятии Евгений Коркин.
Он рассказал, что проблему пытаются решать на всех уровнях власти: абитуриентов мотивируют бюджетными местами в вузах и помощью в подготовке к экзаменам, а состоявшихся профессионалов – зарплатами.
– Порой подрядчиков приходится буквально уговаривать взяться за объект. Хотя зарплаты в строительной отрасли достойные: к примеру, разнорабочий получает 4 тысячи рублей в сутки. Но все равно кадров не хватает. Вот прямо сейчас мы уговариваем фасадчиков с законченного объекта в Улан-Удэ сделать фасады в Северобайкальске. Здание готово, а фасады сделать некому. Мы уже готовы помогать абитуриентам сдавать экзамены, нанимать им репетиторов, лишь бы они потом работали по профессии и, главное, у нас в Бурятии, – отметил Анатолий Урбанов.
Несмотря на все проблемы, которые есть в строительной отрасли, мы видим, что долгостроев в последние годы стало значительно меньше. В Бурятии умеют работать с подрядчиками и пусть с переносом сроков, но объекты сдают. И в республике появляется всё больше новых детских садов, школ, поликлиник, объектов культуры и спорта.