Культура
2445

Лепить любовь

Как керамист из Бурятии ушла из найма и стала мастером своего дела

Фото: предоставлено героем публикации

Необычные работы Марины Налетовой с первых секунд привлекают внимание. Из глины она делает не просто керамику, а настоящие произведения искусства, которые вы наверняка видели. Она рассказала нам, как нашла себя, начала делиться своими умениями с другими и почему деньги не так важны в ее деле.

Меня «зацепило»

Небольшая уютная мастерская Марины Налетовой полна эстетичных вещиц: небольшие чашечки красуются на столе, в углу пузатая ваза, десятки разноцветных брошей, напоминающих опавшие листья. Мое внимание сразу привлекла птица на полке. И неудивительно, ведь у нее маленькое детское личико. Как оказалось, это одна из первых и самых любимых работ Марины. Девушка начала заниматься керамикой около шести лет назад. Однако она утверждает, что это небольшой срок.

— Чтобы заниматься керамикой, необходимо непрерывно оттачивать свои навыки, повышать мастерство. По моим ощущениям, я не так долго занимаюсь этим делом, как мне самой того хотелось бы, — с улыбкой отмечает Марина Налетова. — Но это именно то, в чем я нашла себя.

До того как освоить эту трудную и творческую профессию, она 12 лет отдала торговле, попробовала себя и на госслужбе. Профессии важные и нужные, но душа к ним не лежала. А ведь многие люди трудятся и не получают удовольствия на работе, размышляла Марина. Однако изменилось все буквально за один день.

—  Я посетила в Улан-Удэ мастер-класс, и меня зацепило. Недолго размышляла, стоит ли так кардинально менять сферу деятельности. А спустя некоторое время поехала на курсы в Красноярский государственный художественный институт на кафедру художественной керамики. Конечно, были сомнения и неудачи, как и в любом деле, но те ощущения, которые ты получаешь от процесса, от выставок, от общения с творческими людьми, стоят всех усилий и переживаний, — рассказывает Марина.

Вкладывать душу

Сейчас она успешный керамист, уже известная своим творчеством. Марина проводит мастер-классы, участвует в выставках, делится результатом своего труда в социальных сетях. Не так давно она стала членом Союза художников России и своими достижениями гордится.

— Долгое время я не могла понять, кто я, что умею и что мне нравится делать. Поэтому я занималась разными вещами, пробовала себя в разных ролях. И вот наконец наступил тот момент, когда всё стало на свои места. Я — художник, — отмечает девушка.

Работа керамиста требует терпения и внимания. Нужно быть предельно аккуратным и сосредоточенным, поэтому в мастерской всегда царит тишина.

—  Порой объем работы большой, что требует стопроцентного погружения в процесс. Сейчас я выполняю и коммерческие заказы, которые бывают невероятно трудными. Одним из самых сложных для меня стало блюдо в виде воздушного шара, причем объемного. Мало того что пришлось попотеть над формой, так еще и визуально сложно было сделать его похожим на шарик, — говорит Марина.

Для столь необычного заказа пришлось сначала изготовить гипсовую форму. В нее заливается шликер — полуфарфор с водой. Затем гипс впитывает воду, а на стенках остается загустевший слой, который повторяет рельеф. Изделию дают подсохнуть и разнимают форму, после зачищают, сушат и отправляют в печь для обжига. Финальные этапы — роспись и глазурование.

—  Кажется, что способ достаточно простой, но он имеет свои нюансы. Процесс изготовления получается достаточно длительным, к тому же шликер нужно правильно развести, продержать в форме не много, но и не мало, иначе изделие будет толстостенным или, наоборот, слишком хрупким, - рассказывает девушка.

И ведь это только один из трех способов.

— Мне больше всего нравится просто лепить руками. Изделие получается объемным, неровным, но по-своему красивым. И, как мне кажется, вы вкладываете больше себя в результат. Конечно, самый популярный способ лепки среди тех, кто приходит на мастер-класс, — гончарный круг. Покрутить, повертеть, попробовать свои силы, — смеется Марина. — Да и сам процесс смотрится очень занимательно. Хотя на самом деле это сложнее всего, нужно иметь невероятную координацию движений, оттачивать свои навыки, да и физически это затратное «предприятие». Но я все равно освоила все три способа работы с керамикой, потому что результат разный.

На изделии, которое сделано своими руками, неровности и бугорки. Марина показала полностью гладкое блюдо, отметив, что это работа сделана с помощью гипсовой формы. А на вазе она указала на продольные линии, которые остаются после работы на гончарном круге. И хоть все это глина, но выглядит она по-разному в зависимости от метода.

«Керамика у Байкала»

Марина поделилась, что ей нравится не только творить самой, но и приобщать к творчеству других людей. Не так давно она попробовала себя в роли наставника в мастерской «Керамика у Байкала». Открылась она в штабе общественной поддержки при Республиканском центре народного творчества и стала местом, где начинающие мастера смогли освоить азы гончарного искусства со всем необходимым оборудованием: инструментами, печами для обжига и глиной. Обучение проходило во второй раз. РЦНТ провел творческую лабораторию «Основы формирования и декорирования керамических изделий» для 13 участников. Марина Налётова выступила одним из наставников проекта как член Союза художников России, руководитель студии «Байкальская керамика».

—   Оказалось, учить людей с нуля нелегко. Но это отличный опыт, который позволил взглянуть на себя со стороны. Неделя — это совсем немного для такой большой области знаний, как керамика. Но я надеюсь, что та информация, которую мы передали своим ученикам, станет базой для уже самостоятельного изучения, а возможно, в дальнейшем и для преподавания. Главное, всем было интересно поработать с глиной, покрутить на круге, сделать свистульку, и возраст здесь не имел значения, — поделилась Марина.

Получить новые навыки пришли начинающие мастера, педагоги изобразительного искусства, домохозяйки и пенсионеры, которые хотят попробовать себя в творчестве. Проект реализован в рамках президентского гранта для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Как отметила министр культуры Бурятии Соелма Дагаева, таким образом, гончарное мастерство развивается по всей республике.

— Опытные мастера начали обучение с базы: как работать с оборудованием, познакомились с техникой безопасности, материалами, инструментами и способами декорирования. Мастера поделились практическими советами, как наладить работу мастерской, как реализовать услуги, продукцию и многое другое, — отметила министр культуры РБ.

Помимо обучающих проектов Марина Налетова активно проводит выставки. С 29 ноября 2024 года в Музее природы Бурятии работает выставка «Арт-природа. Истоки». Это совместный проект музея и современных художников республики, который представляет художественно-образную реконструкцию древнейшего архаического периода человеческой истории на территории Байкальского региона.

— На выставке представлены мои работы-размышления, художественно-образная реконструкция древнейшего периода человеческой истории. Уникальна она тем, что раньше в Музее природы не экспонировались именно художественные работы, ведь профиль музея — природоведение и экспозиция обновляется редко, — отметила керамист.

Не для заработка 

Керамика на самом деле не такое прибыльное дело, каким кажется на первый взгляд. По словам Марины.

—  Работать у себя в квартире или частном доме не получится. Будет грязно и дорого, а глина наверняка забьет вам канализацию. Потому вам понадобится отдельное помещение. Также нужно сделать хорошую вентиляцию и отстойник для воды с глиной. Можно, конечно, обойтись без гончарного круга и форм и лепить вручную, но без высокотемпературной печи для обжига о керамике можно забыть. Такая печь, разогревающаяся больше 1000 градусов, стоит около 100 тысяч рублей, причем самая «скромная». И, конечно же, расходы по электроэнергии и воде будут внушительными, — размышляет мастер.

Керамист отметила и высокую стоимость глины, которую нередко приходится покупать в других городах. Доставка 50-килограммового мешка обходится недёшево.

—  Зарабатывают в основном те, кто давно в этой сфере, имеет много коммерческих заказов, проводит мастер-классы, ставит работу на поток. Не могу сказать, что я получаю от продажи керамики большие деньги, скорее, окупаю сама себя. Но я и начала заниматься ей не ради того, чтобы разбогатеть. Внутренний покой, самореализация и любовь — всё это дает мне керамика, — подытожила Марина Налетова.

Работа по любви стала для Марины главной целью. Ведь если вы сами получаете удовольствие от своего призвания, то сможете сделать счастливым не только себя, но и десятки других людей.

Автор: Ольга Назимова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях