Глава Бурятии Алексей Цыденов провел большую пресс-конференцию и ответил на вопросы о будущем республики. Когда в Бурятии построят колонию? Что будет с ценами на дрова? И как продвигается реализация мастер-планов Улан-Удэ и Северобайкальска? Самые важные цитаты Алексея Цыденова – в нашем материале.
Про мастер-планы
“Финансирование обеспечено. Владимир Путин дал поручение включить мастер-планы в нацпроекты, и с такой позицией Президента уверенность в том, что мастер-планы будут реализованы, становится железобетонной. Основные мероприятия по городу Улан-Удэ уже в работе: разработан дизайн жилого квартала «Улаан Хото», из центра, где он будет строиться, уже переселили порядка 140 человек. Также полностью обеспечено финансирование на тепло- и водоснабжение всего квартала и запланированных объектов.
По переводу на электроотопление деньги заложены – до 2030 года порядка 20 млрд рублей. На первом этапе переведем более 12 тысяч домов в Улан-Удэ, также заложена модернизация всех электросетей в городе. Также будет реализована программа «Чистый воздух»: работы ведутся уже сегодня и проектирование сетей, и первую контрактацию «Бурятэнерго» делает уже сейчас. С учетом жесткой позиции Президента и с учетом, что мы эту работу уже начали, – будем реализовывать. Планы грандиозные”.
Про цены на дрова
“Раньше у нас объем заготовки древесины был порядка 2,8 млн кубов. Плюс горельник в больших объемах рубили. Товарная древесина уходила в Китай, а остатки шли на дрова и это было дешево. Сейчас у нас в три раза упала заготовка – поэтому себестоимость другая получается. За счет этого идет рост цены дров. Плюс горельника стало меньше, победили пожары – появились проблемы с дровами.
Влияют на цены и требования природоохранной прокуратуры: всю территорию признали особо защитными участками леса, и даже дрова запретили заготавливать. По закону по Байкалу мы работаем и доведем эту работу до конца. Вот тут целый ряд факторов, которые наложились, и в итоге себестоимость дров стала высокой. Надеемся, что ситуация на рынке поменяется. Объемы заготовки древесины все равно вырастут. Соответственно, с ростом объемов заготовки древесины, себестоимость дров будет снижаться”.
Про очистные
“В стадии строительства сейчас два очистных сооружения – в Улан-Удэ и Северобайкальске. В Улан-Удэ у нас график завершения – 2026 год. Там, в первую очередь, проблема с качеством бетонных работ: выявили дефект и сейчас идет обследование мест производства ремонта. Качество подтвердят в марте-апреле 2025-го, тогда же запланированы гидравлические испытания и переключение первого этапа уже на новые очистные. Важно, чтобы показатели очистки соответствовали требованиям Минприроды, тогда мы сможем полностью переключить все стоки на новые очистные и начать второй этап. Он запланирован на 2027 год.
Что касается Северобайкальских очистных – у нас первоначальный срок без всяких переносов был заложен на конец 2025 года. Мы пока так и идем. Там проще: очистные строят на новом месте, так что пусконаладку и переключение уже в 2026 году можно сделать. Сложно – да. Понятно, что проблемы с поставкой оборудования имеются. Есть задержки, потому что было перепроектирование с импортного оборудования на российское. Но в целом, пока идем в этих сроках”
Про “мультиколонию”
“Проект пока сдвинулся из-за финансирования. У нас сейчас рядом две колонии стоят. Вместо двух появилась бы одна. Но проект ушел из-за того, что не предусмотрено финансирование. В целом сейчас по понятным причинам колонии все опустели. Актуальность строительства упала. Для нас актуальность была в том, что наши СИЗО и колонии в центре города требуют ремонта. И если уж их ремонтировать, то лучше было сделать новые и сделать проект развития. Но поскольку сейчас в целом по линии Минюста России на эти направления финансирование сокращено, проект сдвинулся. На какие сроки я не могу сказать. Честно скажу, жалко, что проект сейчас пока сдвинулся”.
Про энергетику и майнинг
“Дефицит электрогенерации действительно возник из-за роста майнинга в Иркутской области. Но это проблема для создания новых объектов, реализации новых инвестпроектов и так далее. Это не касается населения республики.
Чтобы увеличить генерацию на будущее, на ТЭЦ-2 будут строить две турбины, а также сделают перемычку теплоцентрали с ТЭЦ-1. В итоге по Улан-Удэ появятся единые замкнутые тепловые сети по всему городу. Это позволит избежать крупных аварий: если одна из ТЭЦ остановится, то вторая сможет поддерживать температуру. Кроме того, за счет повышения мощности ТЭЦ-2, в Улан-Удэ появится запас для строительства новых объектов и будет обеспечена энергобезопасность и безопасность теплоснабжения города.
По майнингу в Правительстве сейчас обсуждают такой подход: майнеры могут работать, но, когда в сети растет потребление прочих потребителей – они свою работу приостанавливают. Как в сети мощность освобождается – майнеры начинают больше работать. Ночью заводы стоят, предприятия не работают, люди телевизор не включают. Соответственно, мощность свободная в сети – пожалуйста, работайте. Это выгодно всем: генераторам, кто производит электроэнергию, сетевым организациям, которым оплачивают прокачку по сети. И нам выгодно, потому что чем больше электропотребление в сети, тем ниже сетевой тариф”.
Про Ледовый дворец
“Очень надеюсь, что мы уже на новогодних каникулах сможем там покататься. Боюсь сглазить, уже столько сроков было разных, переносов, но там уже все на финише. Проблем там было немало и больше всех от этого пострадал инвестор. Площадь в процессе строительства увеличили с 15 тыс.кв.м до 25 – за счет инвестора. Позже выяснилось, что на третьем блоке некачественно залит бетон, пришлось сносить. Но в итоге все равно мы получили объект больше, чем планировали – 21 тыс.кв.м. И на бюджете федерации, на бюджете республики проблемы с этим блоком никак не отразились”.
Про Третий мост
“Тут проблема с графиком финансирования. Изначально президент поручил рассмотреть строительство моста на условиях государственно-частного партнерства – строить его должен быть частный инвестор, а проезд по мосту должен был быть платным. Туда-сюда съездил – 52 рубля, в ценах тех лет. Но мы решили делать мост без привлечения частных инвестиций, чтобы он был бесплатным. В итоге мы привязаны к графику финансирования из федерального бюджета, а он растягивается.
Напомню, запланирован не только мост. Там строят развязку на Трубачеева, переносят теплотрассы, строят очистные и выход на Лазо, путепровод под Таранссибом и две развязки. Это большой и сложный транспортный объект большой. Поэтому и реализация сложно идет”.
Про лов омуля
“В прошлом году уже разрешили любительский лов омуля, потому что восстановление поголовья идет. На следующий год мы думаем добавить зоны, где будет разрешен лов. Количество растет, но биомасса пока отстает – восстанавливается, но медленно. В Северобайкальске омуль стал к берегу подходить. Такого не было много лет. Мониторинг идет постоянно: сколько заходит на нерест, сколько спускается. На основании этих данных разрешили любительский лов. Обсуждали с Росрыболовством вопрос возможности в следующем году начать пробный промышленный лов – предпосылки к этому есть, но окончательного решения нет”.
Про деньги
“По состоянию бюджета есть трудности. У нас два основных налогоплательщика – Тугнуйский разрез и авиазавод. У Тугнуйского разреза снизился на 47% налог на прибыль. И это – потери доходов нашему бюджету. По авиазаводу с учетом того, что он сейчас больше работает на понятную задачу – там тоже ценовые параметры другие, поэтому налог на прибыль тоже практически в ноль ушел. И это влияет на наши доходы.
Что касается федерального финансирования – по плану все обеспечивается. Мастер-план, ремонты школ, детских садов, дорог, «Чистая вода», «Чистый воздух», культура, здравоохранение – все реализуется. По туризму, субсидирование на инфраструктуру – тоже предусматривается. Расслабляться вообще не приходится.
Замедления не будет. Какие-то программы завершаются – начинаются новые. Но это не потому, что денег меньше, а потому что что-то уже сделали. Мы третью смену закрыли, сейчас работаем по аварийным школам, например, в Оймуре строим. Но еще работать и работать”.
Подводя итоги пресс-конференции, можно заметить, что Бурятия не только стремительно строит планы, но и реализует их. Одним проектам пока лишь положили начало, но уже много таких, которые работают и приносят пользу людям. И это вселяет надежду, что все задуманное так или иначе будет сделано.