В последние годы в сфере образования в Бурятии решились многие вопросы. Очереди в детский сад забыты, а третья смена в школах стала редкостью. Но говорить о полном решении всех проблем пока рано. Какие слабые места в сфере образования есть сейчас? Вопрос обсудили на заседании Совета Народного Хурала Бурятии 10 декабря.
Кадровый вопрос
О проблемах и трудностях сферы рассказал замминистра образования Бурятии Солбон Дармаев. Он отметил, что на 1 января 2024 года в республике достигли 100% доступности дошкольного образования – теперь у каждого родителя есть возможность записать ребенка в детский сад без ожидания в многолетней очереди. За последние пять лет в Бурятии построили 46 детских садов – это почти 10 тысяч мест для ребят. Ликвидация третьей смены в школах пока только в процессе. Несмотря на то, что в республике одно за одним открывают новые учреждения, местами школы все еще работают в переуплотненном режиме.
Одной из самых наболевших проблем остается дефицит кадров. Практически в каждом втором образовательном учреждении есть вакансии. Молодежь идет работать в образовательную сферу с неохотой, всему виной – низкая зарплата и отсутствие перспектив карьерного роста. При этом, нагрузка на педагогов падает высокая. Зачастую им приходится совмещать несколько ставок, но сделать на этом хорошие деньги не получается. Острее всего кадровый вопрос стоит в детских садах.
– В ходе выездных совещаний по районам Бурятии мы не раз слышали от педагогов, что проблема с кадрами актуально везде. Нужно мыслить стратегически: заранее отслеживать, в каких школах и детских садах намечается нехватка кадров и почему она возникает? Мы знаем, что меры принимаются, но хочется знать – у нас есть варианты решения проблемы? Если в детских садах не хватает кадров, то и дошкольное образование может быть некачественным. А ведь именно там закладывают основы знаний, – отметил председатель Народного Хурала Владимир Павлов.
В министерстве рассказали, что решение проблемы уже есть: на базе БРПК и БГУ им. Д. Банзарова работает программа целевого обучения педагогов дошкольного образования. Уже сейчас оттуда выпускаются педагоги, которые по договору должны отработать в детских садах не менее трех лет. Однако, нужно время, чтобы полностью укомплектовать штат во всех детсадах.
Председатель социального комитета Игорь Марковец подчеркнул, что дошкольное образование – важный этап воспитания и развития ребенка.
– Профессия воспитателя в детском саду – одна из самых социально значимых. Однако в этой отрасли, как и во всей сфере образования, наблюдается кадровый дефицит. Невысокий доход, большая нагрузка, выгорание – это лишь часть причин, по которым молодые специалисты не торопятся связывать свою жизнь с работой в сфере образования. Многие считают, что работа воспитателя связана только с уходом за детьми: покормить, погулять, уложить спать. Но на самом деле воспитатель — это «универсальный специалист», который должен кроме своей непосредственной работы с детьми уметь работать с огромным количеством документации, постоянно совершенствоваться в методиках преподавания и компьютерной грамотности, уметь устранять разногласия с родителями и многое другое, – подытожил депутат.
Для особенных
Помимо воспитателей и школьных учителей не хватает в Бурятии и узких специалистов – дефектологов, сурдологов, тифлопедагогов. Они нужны, чтобы организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья. В министерстве образования отметили, что число особенных деток растет и в связи с этим растет и потребность в узких специалистах.
– Здесь важно обратить внимание не только на кадровый дефицит, но и на оснащение образовательных учреждений. Что вы предпринимаете для обустройства инклюзивного образования? Как оборудуют помещения и группы? Понятно, что новые детские сады и школы строят по стандартам инклюзивного образования, и они оснащены безбарьерной средой. Но ведь у нас дети ходят в сады и школы по месту жительства – как обстановка в уже построенных и функционирующих учреждениях? – поинтересовалась вице-спикер парламента Татьяна Мантатова.
В министерстве образования отметили, что в детских садах Бурятии открывают группы для детей с ОВЗ. Но безбарьерная среда и узкие специалисты есть далеко не в каждом образовательном учреждении республики. Чтобы привести все школы и детские сады к стандартам инклюзивного образования – нужно годы и миллиарды рублей.
Другая проблема сферы образования - материальное состояние детских садов и школ. За последние пять лет у нас было открыто десятки новых учреждений, в них созданы все условия для полного и гармоничного развития ребенка. Но, при этом, в Бурятии есть еще и другие учреждения - те, чья история насчитывает уже не один десяток лет. И состояние зданий, и их материальное оснащение устарели - они не идут ни в какое сравнение с “новичками”.
По итогам заседания Совет Народного Хурала разработал ряд рекомендаций, которые будут переданы в правительство Бурятии. Парламентарии уверены: зарплаты нужно увеличивать как педагогам, так и воспитателям – тогда и вопросов по кадрам будет в разы меньше. Также депутаты рекомендовали увеличить количество ставок для узких специалистов и психологов, ведь право на качественное образование и своевременную помощь имеют все дети. Напомнили депутаты и о том, как важно усилить работу в отношении детей из семей участников СВО.